Мотивы и мотивация с точки зрения психологии
Мотив и мотивация – это два термина, связанных друг с другом, но они не имеют одинакового значения. Они дополняют друг друга
Таким образом, понимание разницы между двумя концепциями важно для понимания человеческих действий в целом, а так же того, как и почему человек решает сделать что-то конкретное в частности
Мотив в психологии – это причина, а мотивация — это сила, двигатель, который заставляет нас выполнять наши действия, и является продуктом наших мыслей и эмоций, это стремление к благополучию. Мы можем классифицировать мотивацию по социальным и биологическим критериям согласно классификации Халла.
Социальные причины основаны на отношениях с субъектами общества, связанные с общим ростом личности субъекта.
Выделяется три типа :
- достижение— это то личное желание сделать что-то трудное, преодоление препятствий;
- власть — состоит из достижения статуса , который позволяет влиять на других людей или быть проводником других;
- принадлежность — необходимости общаться с другими членами группы, будь то, по соображениям интересов, религии и т.д.
Первичные (биологические) мотивы с врожденными характеристиками необходимы для обеспечения выживания организма или вида, среди которых выделяются основные: голод, жажда, сон и секс. Они присущи всем видам. Есть еще материнский импульс, причины температуры, выделения, кислорода, активности и избегания боли.
Вторичные мотивы (социальные) мотивы, приобретаемые в процессе обучения на протяжении всей жизни человека, важны для увеличения вероятности социального и личного роста указанного человека в обществе, к которому он принадлежит.
Первичными мотивами являются те, которые связаны с существенными потребностями для выживания индивида.
Есть много интерпретаций мотивации. Вот несколько теорий
- Баланс: гомеостатический (по Халлу), когда организм испытывает какой-то дефицит, появляется какая-то биологическая или психическая потребность, импульсы действуют, чтобы восстановить утраченный баланс.
- Потребности: мотивация активируется в ответ на потребности человека.
- Когнитивные (по Толмену): мотивация побуждает поведение к выполнению ожиданий и целей, которые каждый субъект поставил в результате предыдущего обучения.
- Поведенческие: мотивация определяется стремлением к удовольствию и бегством от боли, вызванной убеждениями.
- Психоаналитические : наше поведение мотивировано бессознательными импульсами, сексуальными и агрессивными инстинктами.
- Гуманистские: пирамида/иерархия потребностей Маслоу формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (нижняя часть 9, у людей развиваются более высокие потребности и желания (верхняя часть).
Пирамида Маслоу — это психологическая теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его работе «Теория человеческой мотивации». Он формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (внизу) у людей развиваются более высокие потребности и желания (вверху). Согласно пирамиде диспондриамов Маслоу:
- основные физиологические факторы, поддерживающие гомеостаз (дыхание, еда, сон, избегание боли и т.д.);
- безопасность и защита, физическая безопасность и здоровье, ресурсы и защита вашего имущества и активов;
- общение, дружба, социальная интеграция и социальное признание;
- уважения, высокая оценка (потребность в самоуважении, уверенности, достижениях, независимости и свободе) и низкая оценка (уважение к другим людям, потребность во внимании, признательности, признании, репутации и т.д.).
- расстройство является тормозом некоторого поведения, направленного на достижение цели, все ситуации, в нашей жизни, когда это происходит, появляется неудовлетворенная потребность.
Чем сильнее мотив цели, тем сильнее разочарование, когда цель не достигается.
Читать далее: Что такое лень
Столкнувшись с неприятной ситуацией, нам удастся признать свои ошибки, мы можем начать процесс, с помощью которого мы постараемся не повторять те же ошибки прошлого еще раз.
Что с этим теперь делать? 3 шага для трансформации
Вот мы и вытащили на белый свет максимально полный список ограничивающих убеждений. Что же с этим добром делать? Не могла ограничиться просто перечнем негативных установок, ведь самое главное, это последующая работа.
3 шага для трансформации
Всего лишь 3 шага, но они такие важные.
Шаг 1. Понять, какие убеждения нас ограничивают.
За собой наблюдать – это тяжкий труд
Внимание смещается в сторону «более важных» вещей. Это как бежать за уходящим поездом, вроде бы вот он, а не догонишь, только из сил выбьешься
А что если впрыгнуть в другой поезд, который, тоже идет в том направлении?
Последите за другими людьми, в своей семье, за друзьями. Найдите в окружающих ограничивающие выражения. Иногда они так раздражают! Психологами замечено, что иногда, вызывают раздражение те черты, которые присущи нам, и мы бы хотели из них избавиться. Но, к сожалению, в себе не находим.
Как в поговорке: «В чужом глазу соринку видит, в своем бревно не замечает».
Поэтому, понаблюдайте за другими, отзеркальте: «А что если и Вы так же говорите?». Самые продвинутые, могут прислушаться к своей речи.
Шаг 2. Разобраться, что несут за собой.
По сути, любая внутренняя установка несет и плюс и минус. Задайте себе эти нехитрые вопросы. И возможно, ответы удивят Вас или натолкнут на размышления.
Плюс. Зачем? От чего ограждает и защищает?
Минус. Чем вредит?
Возьмем, к примеру, ограничивающее убеждение: «У меня это никогда не получиться».
От чего защищает? От возможных ошибок (которых, может и не быть, но все-равно страшно). Возможно, от чужих насмешек. (Есть целая статья про самооценку).
Чем вредит? Мешает развиваться, двигаться к цели. Получать новый опыт и знания. Быть уверенной в себе.
Получается, что часто защищает от надуманных возможных последствий, от страха движения вперед, от развития. Поэтому и называют эти негативные высказывания – ограничивающие.
Когда разложишь все так по полочкам, то легче переводить эти блокирующие стереотипы в ресурсные убеждения.
Шаг 3. Переформулировать в позитивное выражение.
Эти переформулированные предложения можно назвать аффирмациями. Много примеров приведено в отдельной статье. Можно взять любую из представленных, которые Вам подойдут. Или для примера приведу позитивную, ресурсную формулировку:
Какие бывают интересы — основные виды
Интересы условно делят на несколько групп:
- социально направленные — они касаются социальных классов, групп, национальностей, отдельных индивидов;
- общественные — политические экономические, духовные;
- направленные на развитие общества — консервативные, прогрессивные, реакционные;
- отражающие — реальные, абстрактные, стихийные, осознанные.
Уже имеющиеся интересы могут способствовать появлению заинтересованности в новых предметах. В зависимости от того, какую выгоду человек получает от своего интереса, он может отдавать предпочтение материальному или духовному, общему или личному, опосредованному или непосредственному.
Виды интересов:
- непосредственный — связан со стремлением добиться успеха непосредственно от выполнения определенного процесса. Например, студент учится чтобы получить знания и применить их в работе, которая потом принесет хороший доход, даст определенный социальный статус. Получение диплома для такого студента не является приоритетной задачей;
- опосредованный — связан со стремлением к получению результата через использование определенных возможностей. Например, студент видит своей приоритетной задачей получение диплома, ради него он учится. Знания, возможность применить их на практике для него не главное;
- материальный — связан с потребностью перекрыть дефициты, улучшить качество жизни, избежать угрожающих ситуаций. Материальные интересы тесно связаны с экономическими потребностями человека. Если для него материальный интерес основной, то он стремится найти высокооплачиваемую работу, соглашается на сделки, не обращая внимания на их морально-этическую и духовную составляющую. Материальные интересы мотивируют к новым открытиям, изобретениям, которые повышают уровень комфорта, облегчают труд, помогают обогащаться. Если цель работающего — увеличение дохода, то работа может превратиться для такого человека в основное увлечение;
- духовный — позволяет человеку максимально проявить свои личностные качества, расширить кругозор. Реализация духовного интереса не связана с изменением материального положения, обогащением. За счет духовного интереса человек достигает гармонии во взаимоотношениях с окружающими и самим собой, испытывает эмоциональную удовлетворенность, спокойствие. Он стремится к познанию мира, реализации своих талантов.
Когда речь идет о духовном интересе, то критерий его удовлетворения, для каждого человека свой
Кто-то удовлетворяется паломнической поездкой, для другого же важно в совершенстве овладеть ремеслом и передать свои знания о нем следующим поколениям. Во втором случае духовный интерес реализуется в течение всей жизни
- личный интерес — это совокупность взглядов, мотивов и желаний, присущих отдельному человеку. Они согласуются с его ценностями, потребностями. Личный интерес возникает на базе личностной позиции, переживаний и желаний человека, его материальной ситуации. Заставить испытывать интерес к чему-либо или навязать личный интерес невозможно. Человек решает, что ему интересно, а что — нет, самостоятельно.
- Социальный интерес — совокупность потребностей, пожеланий, побуждений, достижений, затрагивающих группу людей. Все компоненты социального интереса в определенной мере связаны с внутренними побуждениями каждого участника группы.
Интерес социальной группы зависит от статуса ее участников, их материального положения. Зачастую социальные интересы реализуются в политической и экономической сфере.
Мотивация формирования поведения личности
Мотивация формирования поведения личности заключается в социальной среде человека, его личных интересах, потребностях, мотивов поведения, установок, убеждений, поступков, предпринятых действий. К социальной среде относится производство, природа, уровень развития общества, взаимоотношения с людьми, мнение общественности.
Среда оказывает колоссальное влияние на возникновение потребностей человека, которые формируются с рождения. Новорожденные обладают врожденными физиологическими и физическими потребностями. Осознание личных потребностей приводит к определению собственных целей, интересов и желаний.
Развивающие упражнения для мотивации детей и взрослых
Развивающие упражнения для мотивации
Собственные комплексы служат главной мотивацией для создания определенных целей и выполнение поставленных задач:
Ассоциации с животными. Ассоциируя себя с воображаемым персонажем или реальным объектом, человек сможет достичь личностного роста в короткие сроки. Положительные черты характера любимого персонажа вызывают у личности позитивные убеждения и установки, которые приводят к появлению новых целей и задач.
Животные – мощные и мудрые создания, являющиеся главной основой природы и окружающего мира
Идентифицируя свою личность с животным, человек мотивирует себя на проявление осторожности, настойчивости, целеустремленности
Для выполнения упражнения потребуется выбрать животного, охарактеризовать его положительные и отрицательные качества, представить себя на месте воображаемого персонажа и стремиться достичь поставленной цели.
Рекомендуется выбрать образ сильного льва или милого кролика. Находиться в таком образе следует не менее 5 минут и попытаться за короткий промежуток преодолеть трудности, с которыми животное сталкивается в реальности. После выполненных действий следует проанализировать собственные чувства и эмоции, определить задачи, которые получилось реализовать.
Осознание собственной ошибки. Каждый человек совершает в жизни ошибки, но не у всех получается их признать. В детских дошкольных учреждениях воспитатели часто делают замечания ребятам по поводу выполнения различных поступков и действий.
Преподаватели указывают на существенные ошибки учеников при выполнении контрольной работы, и разбирают поэтапно сложные задачи. Именно такие действия взрослых людей мотивируют детей на выполнение сложных заданий.
Развивающие упражнения для мотивации следует проводить несколько раз в неделю. Для этого стоит представить трудную ситуацию, определить позитивные и негативные моменты существующего положения, исправить собственные ошибки.
Направленность личности
Направленность личности — ведущее психологическое ϲʙᴏйство личности, в кᴏᴛᴏᴩом представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Материал опубликован на https://зачётка.рф
Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой будет направленность личности. Именно в ϶ᴛᴏм ϲʙᴏйстве выражаются цели, во имя кᴏᴛᴏᴩых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности. Материал опубликован на https://зачётка.рф
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и пробудет в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя кᴏᴛᴏᴩых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.
В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.
Иррациональные убеждения
Существует интересный, но при этом весьма разрушительный тип установок — иррациональные убеждения. Эти мысли наносят существенный вред нашей жизни и зачастую приводят к серьезному нервному истощению. Давай разберем эту тему подробнее.
Сравнение рациональных и иррациональных убеждений
Для начала стоит понять общий смысл. Рациональные убеждения напрямую связывают нас с поставленными целями и ведут к их достижению. Иррациональные – напротив, максимально отдаляют от целей и мечт. Первые — создают все условия для гармоничного сосуществования с самим собой и с окружающим миром. Вторые – выжигают всё на своем пути и создают серьезные эмоциональные кризисы. К примеру, нездоровое стремление заполучить любовь и одобрение окружающих людей.
Признаки рационального убеждения:
- Подтверждено на личном опыте;
- Относительность. То есть, понимание что всё зависит от того, с какой стороны посмотреть;
- Отсутствие бурных эмоций;
- Эффективность. Ведет к достижению цели.
Признаки иррационального убеждения:
- Неистинность. Отсутствие конкретного личного опыта. Пример «Родители меня убьют если узнают о…»;
- Категоричность. Пример: «Я обязан…», «Мне должны…»;
- Яркие эмоции: истеричный смех, слёзы, яростный крик;
- Неэффективность. Отдаляет от достижения цели.
Примеры иррациональных убеждений
- «Человек, поступивший плохо – это плохой человек». В данном случае мы приравниваем человека к его поступку. Но правда заключается в том, что мы – это не наши поступки. Жизнь как река. Даже если мы когда-то поступили плохо, это не делает нас плохим человеком. Максимум – человеком, который совершил плохой поступок.
- «Если бы я не совершила ошибок в прошлом, то сейчас бы была намного счастливее». В этом нет смысла. Ты не знаешь, как бы всё сложилось. И это убеждение тебе не дает ничего, кроме самобичевания. Ищи что ты можешь исправить в настоящем, а не неисправности в прошлом.
- «Люди должны поступать правильно. Если они поступают неправильно, то это ужасно!». Что такое правильно? И кто решает, что правильно, а что нет?
- «Если я забочусь о ком-то и проявляю любовь, то этот человек обязан делать то же самое в моем отношении». Вовсе нет. Не обязан. А то, что вы называете любовью, не имеет ничего общего с этим высоким чувством. Это всего лишь рыночные отношения. По сути, звучит это так: Я о тебе забочусь в кредит, потому что жду от тебя отдачи.
Типы иррациональных убеждений
Требования.
Пример: «Этого не должно происходить», «Такие люди не должны существовать».
Трансформация в рациональное: Требование – Предпочтение. Пример: «Я была бы рада, если бы этих событий было бы меньше, но это не значит, что их точно не должно быть».
Катастрофизирующие прогнозы.
Пример: «Если я опоздаю на работу – меня унизительно уволят».
Трансформация в рациональное: Катастрофизирующие – Анти-катастрофизирующие. Пример: «Если я опоздаю на работу, то, скорее всего, мне дадут выговор. Но ничего не поправимого не произойдет».
Убеждения, связанные с низкой терпимостью к фрустрации (степень стрессоустойчивости).
Пример: «Если меня бросит парень, я этого не вынесу!».
Трансформация в рациональное: Низкая терпимость к фрустрации – Высокая терпимость. Пример: «Если меня бросит парень, то я какое-то время буду сожалеть, но в итоге найду того, кто больше меня оценит».
Обесценивающие убеждения.
Пример: «Если я не сдам проект вовремя, то я полный неудачник».
Трансформация в рациональное: Обесценивающие – Установки на принятие. Пример: «Если я не сдам проект вовремя, то это вовсе не делает меня неудачником. Я обычный человек, которому свойственно ошибаться и недооценивать временные затраты».
Как найти свои иррациональные установки с помощью теста Альберта Эллиса
Существует простой тест, который позволяет диагностировать ваши установки. Для этого найди в Интернете тест иррациональные установки Альберта Эллиса. Максимально сосредоточься и пройди его не отвлекаясь. В конце теста будут показаны шкалы и интерпретация по каждому из типов убеждений.
Как убрать негативные установки из подсознания
Для того, чтобы убрать негативные установки из подсознания, требуется провести немало терапевтической работы над собой. Сделать это можно самостоятельно, но на всё требуется время и понимание алгоритма действий. Я настоятельно рекомендую тебе пройти бесплатный онлайн-практикум по работе с убеждениями. Он реально разложит всё по полочкам, и ты поймешь, как проработать негативные установки в подсознании самостоятельно.
На личном опыте могу сказать – работать над собственными убеждениями, это, пожалуй, самое полезное чем можно заняться. От этого очень зависит твоё будущее.
Дай себе месяц и с полной отдачей погрузись в этот вопрос. Ты капитан своей души!
Мотивы, потребности и цели
Говоря о том, что движет человеком, чаще всего вспоминают о его потребностях, целях и мотивах. Под мотивом понимают внутреннее побуждение, заставляющее действовать, поддерживать и контролировать поведение. Но чтобы этот импульс возник, необходима потребность, т.е. то, в чем каждый человек нуждается
Кроме того, важно и наличие цели – то, ради чего он действует, идет на работу, занимается спортом
Теория мотивации Абрахама Маслоу
Потребности и цели носят достаточно устойчивый характер, хотя на протяжении жизни они меняются. Вспомни пирамиду А. Маслоу:
- Сегодня все твои действия направлены на удовлетворение физиологических потребностей. Среди них – голод, недосып.
- Завтра актуальность их снизится, появится ощущение необходимости большей безопасности.
Удовлетворив и эту нужду, ты начнешь обращать более пристальное внимание на то, кто находится вокруг тебя, есть ли друзья, которым ты можешь доверять, любимые люди.
Получив удовлетворение от общения, социального признания, будешь стремиться к дальнейшему развитию – познанию нового, исследованиям, наслаждению красотой.
Наивысшая потребность связана с реализацией себя, как целостной, высокоэффективной личности.
По пути движения к вершине пирамиды ты будешь удовлетворять потребности поступательно. Но, возможно, в некоторых случаях столкнешься с необходимостью перейти не на высший уровень, а на более низкий. В такой ситуации говорят о фрустрации потребности. Представь, что у тебя есть стабильная зарплата, квартира, ты прекрасно проводишь время в компании друзей, свободное время посвящаешь хобби.
Но в какой-то момент ты увольняешься с работы и теперь не можешь найти достойную альтернативу. Денег нет, платить за еду, коммунальные услуги нечем, ты ограничиваешь свои занятия любимым делом. Медленно, но верно сползаешься вниз пирамиды, где опять приходиться начинать все сначала – заботиться о еде, не допускать недосыпа, искать способы закрыть ипотеку и т.д.
По мере того, как твои потребности становятся более изысканными, твоя мотивация меняет направления от самосохранения к личностному развитию, взаимодействию с окружающими, деловой активности. И обратно – при сворачивании потребностей к удовлетворению голода, мотивы обретают направленность в сторону сохранения тебя, как живого организма.
Свойства и закономерности мотива
Смещение мотива-цели — цель, которая ранее была вызвана мотивом, может приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. стать мотивом. Например. Вначале ребенок выполняет требование (цель) уступить место старшим, чтобы общаться с матерью и получить ее одобрение. Со временем, при правильном воспитании, это действие приобретает самостоятельную движущую силу (становится мотивом, целью).
Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерения могут привести к нервно-психическим расстройствам, если человек не смог использовать физиологические и психологические механизмы саморегуляции. Клиницисты выделяют три формы нервно-психических расстройств: Невростения, истерия и обсессивно-компульсивное расстройство.
Невростения может быть вызвана невростеническим конфликтом. Это противоречие между завышенными требованиями и возможностями человека. К невростении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не могут их адекватно удовлетворить. Для человека с невростенией характерны легкая возбудимость с быстрой истощаемостью, изменчивость эмоций, устойчивое, часто пониженное настроение.
Истерия возникает в результате конфликта между завышенными требованиями к другим людям и заниженными требованиями к себе, а также противоречивых потребностей (между желанием и долгом, между моральными принципами и личными связями). При истерии чаще всего наблюдаются двигательные расстройства, нарушения ощущения боли, сенсорного восприятия и речи.
Обсессивно-компульсивные расстройства часто являются следствием жизни без определенных целей. В результате у человека повышается раздражительность, утомляемость, нарушается сон, появляются вегетативные расстройства, навязчивые идеи, часто в виде фобий.
Потребности людей различаются по степени их выраженности:
- Модальность (какая потребность),
- Мощность (степень интенсивности потребности)
- Острота (степень переживания неудовлетворенности).
Выражение потребностей зависит от типа телосложения, темперамента, пола и т.д. Например, любителям пикников (см. Глоссарий) нужно больше еды; людям с сильной нервной системой требуется больше физических упражнений; мужчины склонны испытывать потребность в риске, соперничестве и т.д.
Мотивы каждого человека образуют определенную внутреннюю структуру, иерархическую пирамиду, на которой можно найти самые разные мотивы.
Теории на основе специфической картины человека
Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: “Теория X и Y” Макгрегора и “Теория Z” Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.
XY теория Макгрегора
Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.
Теория Х гласит, что:
- люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
- человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
- он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
- сбрасывает с себя амбиции как балласт;
- полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.
Согласно теории Y:
- труд – неотъемлемая часть жизни человека;
- хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
- творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
- достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.
Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.
Теория Z Оучи
В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:
- совпадение целей работника и предприятия;
- правильная организация труда;
- преданность коллективу и совместным целям;
- солидарность;
- доверие.
Положительные стороны этой теории:
- Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
- Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
- Организация обучения без отрыва от производства.
- Предоставление возможности роста.
Недостатки теории:
- Завышенные требования к соискателям.
- Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
- Медленное продвижение по службе.
Самостоятельное определение личного психотипа
Характеристики психотипов:
- Целеустремленный. Они любят классический стиль одежды. Мимика уверенная, властная. Используют яркую жестикуляцию, чтобы ввести собеседника в заблуждение, выручить из этого выгоду. Часто проявляют высокомерный тон. Речь уверенная. В общении предлагают свои темы, которые их интересуют, о чем-то другом общаться не любят. Соблюдают последовательность в изложении мыслей, живут по строгому распорядку.
- Демонстративный. Любят носить нестандартную, выделяющуюся одежду. Часто поступают в разрез с социальными нормами, чтобы выделиться из толпы. Любят быть лидерами в шумных компаниях. Речь экспрессивная, эмоциональная, часто разбавляется драматическими паузами. Не скрывают эмоции, любят общаться. Их проще слушать, чем говорить с ними.
- Застревающий. Уверенные личности с тяжелым, прямым взглядом. Речь вялая, движения четкие. Редко выплескивают эмоции. Любят факты, в разговорах всегда оперирует ими.
- Возбудимый. Любят спортивный стиль одежды. Мимика слабая, вялая. Взгляд агрессивный, прямой, иногда яростный. Речь вялая, но твердая.
- Странный. Живут в иллюзорном мире.
- Жизнерадостный. Мимика энергичная, живая. Движения активные, что часто приводит к травмам. Заговариваются, из-за чего теряют суть разговора.
- Чувствительный. Одеваются в приятную, мягкую одежду. Имеют неуверенную, слабую мимику. Жесты плавные, речь тихая.
Направленность личности в психологии — психологическое свойство, которое состоит из жизненных целей, стремлений, внутренних установок. При его изучении можно понять причины разного поведения индивида в общественной жизни.
Влияние на жизнь индивида
Способы влияния:
- Направленность к взаимодействиям. Проявляются у людей, которые для нормального психологического состояния, эффективной деятельности постоянно взаимодействуют с группой людей. Мнение индивида подавляется окружающими, он не может взять руководство над другими. Для таких работников характерна постоянная совместная деятельность с кем-то.
- Деловая. Преобладают мотивы, которые связаны с получением требуемого результата для группы. Люди стараются взять все в свои руки, чтобы контролировать ситуацию. Они общаются с другими людьми, мотивируют их на активность.
- Личная. Преобладают личные желания, потребности над мнением большинства. Люди занимаются только собой, не обращают внимания на окружающих. В совместной жизни это будет активное проявление эгоизма со стороны одного из партнеров, в работе — игнорирование рабочих, достижение личных целей даже если они идут в разрез с рабочим процессом.
Мотивация деятельности личности
Мотив – преднамеренное побуждение, направленное на достижение определенной цели или задачи, вызывающее у личности удовлетворение собственных потребностей. Мотивация деятельности личности развивается на основании нескольких мотивов, сопровождающихся определенной значимостью и являющихся смыслом деятельности человека. Мотивы способны спровоцировать конфликт при реализации намеченных целей.
Мотивацию деятельности личности определяют установки, характеризующиеся готовностью к совершению определенного поведения. Установки заложены в стереотипах поведения. Таким образом, мотивация деятельности личности является комплексом взаимосвязанных факторов. Мотивы часто путают с целями, задачами и потребностями. Потребность – неосознанное желание устранить дискомфорт, а цель – результат осознанного желания.
Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха
В психологии выделяют два вида мотивации: мотивацию избегания неудач и мотивацию достижения успеха. Наиболее пристально изучением этих видов мотивации занимался Хайнц Хекхаузен. Он же создал проективную методику, направленную на изучение того, какой из этих двух видов мотивации преобладает у человека.
Мотивация избегания неудач
Мотивация избегания неудач побуждает человека выстраивать своё поведение и свою жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше провалов, ошибок, неуспеха. Такой человек осторожен, боязлив и тревожен, не любит рисковать, старается «подстелить соломку» в любом деле.
Мотивация достижения успеха
Мотивация достижения успеха способствует тому, что человек в своём поведении и жизни в целом направлен на достижение целей, на преодоление препятствий, на получение желаемого. Такой человек более смел и решителен, не боится рисковать, старается ставить цели и идти к их достижению.
Как видно из описаний и примеров, эти два вида мотивации противоположны друг другу: мотивация избегания побуждает человека удаляться от нежелательного, а мотивация достижения — двигаться к желаемому.
Теории мотивации
Мотивация поведения человека изучается давно. Теории мотивации появились еще в работах древних философов. Собственно психологические теории мотивации стали возникать в XVII-XVIII веке, в дальнейшем появлялись новые. Они имели свои достоинства и недостатки. Основной минус заключается в том, что каждая теория сосредоточена на некоторых феноменах мотивации и очерчивает небольшую часть вопросов, поэтому исследования мотивационной сферы человека продолжаются до сих пор. Рассмотрим некоторые концепции.
Теория инстинктов Фрейда и Макдугалла
Предложена в конце XIX века. Объясняя социальное поведение человека, Фрейд и Макдугалл проводят аналогию с поведением животных и сводят все к врожденным инстинктам.
По Фрейду, таких инстинктов три:
- жизни;
- смерти;
- агрессивности.
Макдугалл говорил о десяти инстинктах:
- изобретательства;
- строительства;
- любопытства;
- бегства;
- стадности;
- драчливости;
- репродуктивном инстинкте;
- а также инстинктах отвращения;
- самоуничижения;
- самоутверждения.
В более поздних работах Макдугалла список еще расширился.
Теория инстинктов критиковалась за недостаточную доказательность.
Бихевиористская (поведенческая) теория
В XX веке появилось еще несколько концепций, объясняющих поведение человека, в числе которых — бихевиористская теория мотивации. Поведение в данном случае рассматривается как реакция на внешние стимулы. Сторонниками такого подхода были Эдвард Толмен, Кларк Халл, Беррес Скиннер.
Мотивационная концепция Мюррея
В том же XX веке Генри Мюррей, учитывая список первичных (органических) потребностей Макдугалла, предложил перечень вторичных (психогенных) потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения.
В перечне потребности:
- достижения успехов;
- аффилиации (стремление общаться с другими людьми);
- агрессии независимости;
- противодействия;
- уважения;
- унижения;
- защиты;
- доминирования;
- привлечения внимания;
- избегания вредных воздействий;
- избегания неудач;
- покровительства;
- порядка;
- игры;
- неприятия;
- осмысления;
- сексуальных отношений;
- помощи;
- взаимопонимания.
Пирамида Маслоу
Известная концепция, предложенная Абрахамом Маслоу, предполагает иерархию потребностей человека. В иерархии семь классов, они проявляются последовательно и сопровождают процесс взросления
Потребности распределены по мере убывания важности. Автор теории был убежден, что человек не может испытывать потребности высокого уровня до тех пор, пока нуждается в примитивных вещах
Теория деятельности Леонтьева
Отечественные психологи тоже разрабатывали тему мотивации. Одна из известных концепций середины прошлого века — теория деятельностного происхождения мотивационной сферы Алексея Леонтьева. По Леонтьеву, психологические особенности человека, в том числе мотивационная сфера, имеют источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы возникают отношения изоморфизма (взаимного соответствия).
Леонтьев описал механизм образования мотивов — механизм сдвига мотива на цель. Цель, к которой стремится человек, во время деятельности по ее достижению сама становится побудительной силой — мотивом.
Пример: родители стараются приучить ребенка к чтению и обещают купить ему игрушку, если он прочитает книгу. В процессе деятельности (чтения) ребенок начинает уже интересовать книгой, а не наградой за интерес к литературе. Целью становится не игрушка, а книга — дочитать, узнать, чем все закончилось. Само чтение книг может впоследствии стать для ребенка потребностью.