Механизмы «совладания»
Механизмы «копинга», проявляющиеся в процессе межличностного общения, нельзя рассматривать вне контекста отношений (взаимодействия) между людьми. Как указывает, в частности, Г.М. Андреева, общение — это всегда реализация определенных отношений, основанных на принципе аттракции (взаимодействие путем притяжения или отталкивания).. Защитными мерами, основанными на принципе влечения, могут быть: формирование установки, навязчивое повторение, зависимость, отрицание, обращение
Также Г.М. Андреева указывает, что существенную роль в перцептивных процессах играет механизм атрибуции как «процесс приписывания причин поведения другого человека». Основываясь на теории атрибуции, Р.М. Грановская рассматривает защитные действия человека в связи с процессом формирования стереотипа. Механизм атрибуции лежит в основе таких защитных механизмов, как проекция, перенос, идеализация и обесценивание.
Особенностью отношений, в которых участвуют три и более сторон, является реализация принципа посредничества (опосредованная связь). В целом, согласно определению, «медиация» выражает «отношение одного понятия (или объекта) к другому, которое мыслимо и узнаваемо только через третье понятие (объект)». В качестве примера защит такого типа, для реализации которых требуется не менее трех сторон (объектов), можно привести вытеснение (преобразование), конденсацию. Принцип опосредования как косвенной связи реализуется в таких защитных мерах, как отклонение, вытеснение, отыгрывание, игнорирование.
Ряд авторов связывают эффективность адаптации с когнитивными способностями . Согласно идеям когнитивной психотерапии Келли, восприятие реальности индивидом ограничено «конструктами», встроенными в сознание, так что наши интерпретации происходящего являются лишь серией «последовательных приближений» к абсолютному конструкту. Действительно, защиты, которые вносят предубеждения в воспринимаемую и оцениваемую информацию, непосредственно влияют на перцептивные процессы. Одним из фундаментальных свойств восприятия, как и когнитивных процессов в целом, является то, что они переводят психологическую реальность, которая непрерывно представлена в сознании субъекта, в избирательный (дискретный) способ, представляя ее лишь с определенной степенью последовательной аппроксимации — итерации. Термин «итерация» используется, в частности, А. Маслоу для обозначения «проявлений, доступных в данный момент времени … За этим следует формулировка более точного определения». Таким образом, сознание отображает объективную реальность лишь с определенной степенью приближения в процессах рационализации, упрощения, символизации, фантазирования, морализации.
Наконец, представляется вполне очевидным, что «копинг-поведение» индивида с момента его рождения постоянно совершенствуется в процессе жизнедеятельности, что соответствует эволюционному процессу. Эволюционное развитие защитных сил индивида особенно подчеркивает Грановская: «В процессе инволюции…. Изменения отражаются в организации защиты пожилых и старых людей».
Юнг различает прогрессию и регрессию и соотносит их с основными явлениями психической жизни, которые соотносятся с эволюцией и инволюцией. Таким образом, Юнг рассматривает прогрессию как совершенствование процесса адаптации, связанного с процессами развития и эволюции . Ярким примером защитных реакций такого рода является сублимация. Согласно его определению, сублимация «позволяет переключить энергию либидо на творческий процесс».
Следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие защитных механизмов в литературе, не было единообразия в терминологии и описании защитных механизмов. Не существует общепринятого определения количества оборонительных средств. Таким образом, вопрос о классификации защитных механизмов остается актуальным, в том числе и с целью конкретизации их количественного состава и единообразного описания.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ПРИНЦИП
19.03.2008 10:24
словарь
Деятельностного опосредствования принцип — один из методологических принципов психологии, позволяющий в теории деятельности объяснить вопрос происхождения внутренней психической деятельности из внешней трудовой на основании ее орудийности и общественного происхождения (Л.С. Выготский). «Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и другими людьми.
Благодаря этому, его деятельность впитывает в себя опыт человечества». В теории познания при исследовании формирования умственных процессов и значений (понятий) Д. о. п. объясняет усвоение индивидом способов мышления, выработанных человечеством. «Психологически мышление (и индивидуальное сознание в целом) шире, чем те логические операции и те значения, в структурах которых они свернуты. Значения сами по себе не порождают мысль, а опосредствуют ее, так же, как орудие не порождает действие, а опосредствует его». В итоге движения теоретической мысли по этому пути открылась принципиальная общность внешней и внутренней деятельности как опосредствующих взаимосвязей человека с миром, в которых осуществляется его реальная жизнь (А.Н.
Леонтьев). В социальной психологии Д. о. п. впервые был применен А.В. Петровским при исследовании межличностных процессов в группах. Было показано, что межличностные отношения в группах опосредствуются содержанием, целями и ценностью осуществляемой членами группы деятельности. Д. о. п. по отношению к отдельному индивиду позволяет понять и адекватно объяснить некоторые принимаемые им решения, а также тип поведения в деятельностной ситуации. По отношению к группе — понять и объяснить принятие групповых решений, причины группового поведения, процессы дифференциации и интеграции. На основе Д. о. п. и идеи уровневой организации развития группы была построена типология групп и разработана деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция.Л.А. Карпенко
Новые статьи:
- ДЖЕЛИФФ
- ДЖЕКСОН
- ДЖЕЙМСА-ЛАНГЕ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ
- ДЖЕЙМС
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ
Старые статьи:
- ДЕЯНИЕ
- ДЕЦЕНТРИРОВАНИЕ
- ДЕЦЕНТРАЦИЯ
- ДЕТСТВО
- ДЕТСКОГО ОПИСАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ОПРОСНИК
- ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА
- ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ
- ДЕТЕРМИНИЗМ
- ДЕТЕРМИНАНТА ЗДОРОВЬЯ
- ДЕТЕКТОР ЛЖИ
Следующая страница >>
Формирование механизмов защиты в детстве
Развитие механизмов детерминируется обществом, поскольку ребенок не может расти и развиваться вне социума. Исходя из этого, для установления границ нормального развития нужны социальные критерии, поскольку именно они являются важными средствами образования защитных механизмов. Освещаемый вопрос актуален на современном этапе, так как именно от них зависит успешность педагогической работы с подрастающим поколением.
Замечание 1
Цель психологической защиты заключается в ослаблении напряжения, снятии внутриличностного конфликта, обусловленного противоречиями между импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, которые возникли в результате социального взаимодействия.
Следует отметить, что механизмы защиты формируются в процессе развития «Я» еще в раннем детстве. Формирование защитных механизмов имеет свои особенности. Дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд подчеркивала, что у детей механизмы носят оберегающий характер и поддерживают адекватный статус личности, предотвращая ее дезорганизацию.
Каждый механизм защиты у ребенка формируется в начале для овладения конкретными побуждениями и связан с определенной фазой индивидуального развития. Формирование механизмов побуждается возникающими многообразными видами тревоги, характерными для детей. Здесь – беспокойство, дискомфорт, страх одиночества, темноты, подчинения, изменения.
Защитные механизмы ограждают детей от недовольства, исходящего изнутри, а также источников неудовольствия внешнего мира. Первоначально детские механизмы защиты проявляются на уровне поведенческих, двигательных реакций при участии элементарных психических функций. Изменения в поведении возникают в ответ на травмирующие воздействия, внешние раздражители, именно механизмы позволяют ребенку адекватно адаптироваться к новым жизненным ситуациям. Приведем пример, для годовалого ребенка характерны врожденные двигательные реакции: плач, крик, сосание, защитное отдергивание, зажмуривание глаз и т.д
Реакции поведения доступны для внешнего наблюдения, они не только позволяют осуществить изменения во внешней среди, но и привлечь к себе внимание окружающих
В более позднем возрасте формируются такие защитные механизмы, в реализации которых участвуют психические функции: восприятие, память, мышление. Они помогают ребенку адаптироваться к среде за счет трансформации внутренней картины мира и образа себя (здесь такие механизмы, как отрицание, замещение и проекция).
По мере взросления, в процессе индивидуального развития и научения ребенка происходит формирование полноценной системы психологической защиты. Набор защит зависит от конкретных жизненных обстоятельств, в которых оказывается ребенок, а также немаловажны факторы семейной ситуации, отношений с родителями.
Отметим, что механизмы защиты возникают как результат следующих факторов:
- Усвоение образцов защитного поведения, демонстрируемых родителями;
- Негатив со стороны родителей.
Определение понятия
Обесценивание – это защитный механизм психики, благодаря которому человеку легче справляться с негативными переживаниями.
Например, когда парня бросает девушка, ему легче подумать, что он не так уж ее и любил, да и отношения были плохими. Она ничего не значила. С такими мыслями у него наступает облегчение, он начинает двигаться дальше.
Или женщина, которую уволили с работы, начинает внушать себе, что давно пора было уйти, что платят мало, от коллег она устала, и вообще, она занималась какой-то ерундой.
В этих примерах и брошенный парень, и уволенная женщина перечеркивают важную часть своей жизни, чтобы пережить то, что они теряют.
Обесценивание можно рассматривать:
- как защитный механизм – благодаря этому легче преодолеть неприятности и собственные поражения;
- привычную модель поведения – человек просто не замечает, как уменьшает значимость себя или людей вокруг;
- способ манипуляции – это сознательное принижение другого человека с целью повлиять на самооценку.
Но, как правило, все три формы при обесценивании существуют одновременно и выполняют свои функции.
Причины обесценивания
Можно уменьшать значимость не только своих достижений, но и других людей. Чужой успех вызывает зависть, чувство неудовлетворения. Вместо того чтобы признать свои ошибки и недостатки, начать работать с ними, научиться ставить более амбициозные цели, человеку проще обесценить чужой успех, тем самым успокаивая себя и снимая тревогу.
Ему необходимо подчеркнуть, что чужой успех ничего не значит, он внушает себе: «Мне это не нужно, мне и так хорошо».
Обесценивание других людей позволяет повысить свою значимость, выглядеть лучше на их фоне
Так, домохозяйка, отказавшаяся от своей мечты сделать карьеру, может сказать своей одинокой подруге, у которой свой бизнес: «Разве это важно для женщины?», «Зачем тебе всё это, если дома никто не ждет»? Таким образом она снимает собственное чувство тревоги от мысли, что сделала неверный выбор, и снижает чувство неудовлетворенности своей жизнью
С одной стороны, такой защитный механизм позволяет справляться с негативными чувствами и мыслями, но с другой, он в конечном счете может привести к саморазрушению.
Сталкиваясь с постоянным обесцениванием своих мыслей, желаний, достижений, человек перестает их замечать. Они теряют значение, потому что за ними не приходят положительные эмоции. Происходит потеря контакта с самим собой, своими потребностями и чувствами.
В какой-то момент человеку начинает казаться, что он не знает, чего хочет. Тогда он, ориентируясь на социальное мнение и цели своего ближайшего окружения, начинает как бы копировать их жизни, делать то, что делают все. Но проблема в том, что такой подход не приносит ему радости, чувства удовлетворения.
Он ходит на нелюбимую работу бухгалтера, она живет с нелюбимым мужем, они воспитывают детей, которых не хотели. И только потому, что ему сказали: «Твоя музыка никому не нужна, лучше иди по стопам отца». Ей сказали: «Какой прок от твоей карьеры? Жена должна сидеть дома». И им обоим сказали: «Какая же вы семья, если у вас нет детей?» Всё это – яркие примеры обесценивания.
Индивидуальные особенности развития воображения
У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. Индивидуальность людей в том, что они отличаются своим собственным видением мира.
Человеку со слабым воображением трудно решать задачи, связанные с мысленным проектированием и представлением конкретных объектов. Недостаточно развитое воображение делает жизнь менее яркой и эмоциональной.
Люди существенно отличаются по доминирующим типам воображения: зрительный, слуховой, кинестетический. Но бывает, что у человека сильно развиты все типы, что отражается в его характере и поведении.
В этом видео вы узнаете о психологии воображения:
Что делать, когда привычка «избегать неудачи» мешает жить?
Существует много техник, которые помогают изменить установки и посмотреть на мир другими глазами. Вот три из них. Их вы можете применить уже сегодня.
УПРАЖНЕНИЕ № 1. «Нестандартные поступки».
Это упражнение достаточно известное. Оно, одновременно и сложное, и простое. Простое, потому что не требует никаких вложений. Только ваша инициатива и действие. Сложное, потому что требует смелости, когда самое страшное: «Что обо мне подумают?».
Это упражнение заключается в совершении поступков в общественных местах, непривычных, выходящих за рамки так называемых нормальных. Например, громко и выразительно читать стихи на автобусной остановке. Или дарить цветы прохожим. Но практика показывает, что иногда человеку сложно даже спросить имя у постороннего человека. Можно начать с малого: попросить уступить вам место в автобусе, сделайте комплимент соседу по очереди. Сгодится всё, что угодно, если это не принесёт вреда окружающим.
УПРАЖНЕНИЕ № 2. Вырабатываем доверие к миру.
Мир прекрасен, не правда ли? Или вы глубоко в этом сомневаетесь, а то и уверены в обратном?
Внутренние установки начинают формироваться с раннего детства. У младенца формируется базовое доверие к миру, когда он уверен — на его плач всегда придёт мама. И вместо мокрых пелёнок и голода, он ощутит тепло, сухость и сладкий вкус материнского молока. Подрастая, у ребёнка складываются установки из собственного опыта и отношения значимых взрослых к миру. Как они говорят о нём? Мир страшный, злой? Или приветливый, светлый?
Отношение к миру можно менять и во взрослом возрасте. Доверие к миру и к себе вырабатывается через позитивные установки.
Попробуйте сегодня акцентировать внимание на плюсах, а не на минусах. Первое время улавливать хорошее будет, возможно, сложно
Во-первых, ваши установки воплощаются в жизнь. Если вы видите людей злыми, корыстными, жадными, то таких вы и будете встречать везде, хотя бы потому, что доброго и отзывчивого отношения вы можете попросту не замечать, ведь оно не вписывается в ваше видение мира.
УПРАЖНЕНИЕ № 3. Работаем со страхом.
Переместите фокус внимания со страхов на цель. Думайте, КАК достичь желаемого, вместо того, чтобы часами размышлять почему я этого боюсь и как бы унять страх. Приметесь как следует за дело и боятся уже будет некогда. Напишите план, наметьте первые шаги. И, не откладывая на завтра, сделайте что-то уже сегодня.
Один из эффективных методов подружиться со страхами — делать то, что страшно. Здесь главное объективно оценить риски: не угрожает ли то, что вы собираетесь сделать вашему или чьему-то ещё здоровью и жизни?
Допустим, вы боитесь собак. Начните с маленьких шагов навстречу страху. Пойдите в гости к друзьям, у которых есть маленькая дружелюбная собачка. Притроньтесь к ней. Погладьте
Обратите внимание, что вы при этом чувствуете. В теле появилась напряжённость? Где именно? Сердце забилось быстрее? Переждите
И попробуйте ещё и ещё раз. Пока неприятные ощущения не уйдут или не станут хотя бы чуть-чуть меньше.
Поменять установки, принять для себя за основную стратегию стремление к успеху, вместо избегания неудач задача не из лёгких. Вам может показаться, что вы бежите по замкнутому кругу и выхода нет. Приходят мысли: «Ну что поделать, такой уж я уродился». Но выход всегда есть. Просто находясь внутри ситуации, вы его не видите. Психолог поможет взглянуть на самого себя с другой стороны.
Что такое перенос в психологии
Перенос в психологии – это перекладывание эмоций с недоступного эмоционально значимого объекта на доступный объект. Это замещение, которое не осознается самим человеком. Нельзя путать это с «отыгрыванием» эмоций, их выплеском. Это не то же самое, что избить куклу, представив, что она ненавистный начальник. В этом случае человек понимает, что он пытается заменить одно другим и выплеснуть агрессию социально приемлемым путем. При переносе человек не понимает этого. Он видит в ком-то значимого человека из прошлого и ведет себя с ним так же, как в старых отношениях. Тот, на кого перенесли чувства, как правило, тоже не понимает этого.
Понятие переноса в психологии
Под переносом в психологии понимают перенос эмоций и чувств, влечений, фантазий, установок, защитных механизмов с одного объекта (того, кому они реально адресованы) на доступный объект. Как правило, речь идет о переносе эмоций в отношении кого-то из прошлого на людей в настоящем. Речь идет как о позитивных, так и о негативных эмоциях, но чаще психологи имеют дело с переносом негатива (страх, обида, ненависть).
Как правило, в качестве образца для переноса выступают люди из детства. Специфика переноса в том, что человек не просто ищет образец среди других людей, он склонен приписывать качества образца тем людям, которые ими не наделены, и взаимодействовать с ними в рамках этих качеств.
Для подсознания не существует прошлого и настоящего. Ему интересны только готовые шаблоны. Анализ каждой новой ситуации и поиск новых моделей поведения требует больших энергетических затрат. Вот подсознание и пытается вести нас по пути меньшего сопротивления: примерить готовый шаблон поведения, модель старых отношений на взаимодействие с новыми людьми.
Перенос в психологии: примеры
Чаще всего образцом становится кто-то из родителей. И опять же пример может быть как положительным, так и отрицательным. Например, девочка из семьи алкоголика ищет мужа-алкоголика. Ребенок гиперопекающей матери в будущем ищет такую же жену.
Примеры переноса можно заметить невооруженным взглядом. Вне науки это называют злым роком, проклятием, венцом безбрачия и т.д. Например, женщина говорит, что все мужчины козлы, ей попадаются только сволочи или алкоголики, и это действительно так. Мистика? Нет, перенос. Она находит, видит и хочет видеть рядом с собой только таких мужчин.
А если перенос произошел с учетом приписывания каких-либо качеств, то ситуация выглядит еще интереснее. Два человека с переносом и без будут описывать одно и то же третье лицо по-разному. Например, с одной женщиной мужчина становится любящим мужем и отличным отцом, а для другой женщины – тиран и бестолочь.
Другой пример переноса: человек меняет одну работу за другой, но на каждом производстве ему попадается начальник-тиран. Кстати, каждый из них – копия отца-тирана. Совпадение? Нет, перенос во всей своей красе.
Роль воображения в жизни человека
Хорошее воображение — необходимое качество для успеха
В отличие от животных человек со своей способностью к воображению действует на перспективу, планируя будущее.
Воображение стимулирует человека к действию, заставляет проходить сложный, многоступенчатый путь, побуждает верить в результат своего труда.
Но, с другой точки зрения, человек-мечтатель удовлетворяет свои потребности мысленно, отказываясь от реальных усилий.
Такой негативный фактор снижает активность человека, оборачивая воображение против действительности.
Фантазия играет большую роль в производстве новых изобретений. Любой современный, привычный предмет являлся плодом фантазии человека сотни лет назад.
Благодаря воображению и упорному труду новые достижения постоянно внедряются в жизнь людей. Развитое воображение – это неотъемлемая способность успешного человека.
Компенсация
Механизм психологической защитной компенсации является онтогенетически самым поздним и когнитивно наиболее сложным защитным механизмом, который обычно развивается и используется сознательно. Предполагается, что он содержит чувства печали, скорби по поводу реальной или воображаемой потери, утраты, недостатка, неадекватности, неполноценности. Компенсация подразумевает попытку исправить или найти замену этой неполноценности. Кластер компенсаций включает следующие механизмы: Сверхкомпенсация (гиперкомпенсация), идентификация и фантазии, которые можно понимать как компенсацию на идеологическом уровне.
Автором описания защитных механизмов компенсации и гиперкомпенсации является А. Адлер. Он предположил, что у каждого человека есть отдельные органы, которые слабее других, что делает их более восприимчивыми к болезням и поражениям. Кроме того, Адлер считал, что у каждого человека есть заболевание того органа, который менее развит, функционирует менее успешно и вообще является неполноценным с рождения. Адлер заметил, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто пытаются компенсировать эти недостатки с помощью тренировок и упражнений, что часто приводит к развитию отличных способностей в этой области.
А. Адлер отметил, что процесс компенсации происходит и в психологической сфере: Люди часто стремятся не только компенсировать недостаток органов, но и испытывают субъективное чувство неполноценности, возникающее из-за ощущения собственного психологического или социального бессилия. Чувство неполноценности может стать чрезмерным по разным причинам. В ответ на чувство неполноценности человек развивает две формы защитных механизмов: компенсацию и гиперкомпенсацию. Гиперкомпенсация выражается в том, что человек пытается развить те данные, которые у него плохо развиты.
Компенсация — это когда человек, вместо того чтобы развивать недостающую черту, начинает интенсивно развивать хорошо развитую черту, компенсируя ее недостаток. Некоторые авторы считают его косвенной компенсацией несколько типов: сублимация, замещение, фасад, маска, экранирование.
Компенсация работает по принципу саморегуляции: личность естественным образом стремится уравновесить себя в окружении различных противоположных комплексов. Любая возникающая неудовлетворенность относится к текущей ситуации, адаптируется к ее архетипическому значению и проявляется в виде сновидений, эмоционального смятения и т.д.
Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методичную работу над собой, поиск и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к запоминанию, литературное творчество.
Акцентуация: дистимия.
Возможные отклонения: Агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, распущенность, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, честолюбие.
Диагностическая концепция: депрессия.
Возможные психосоматические расстройства: Нервная анорексия, нарушения сна, головные боли, атеросклероз.
Тип групповой роли: «объединяющая роль».
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Феномен каузальной атрибуции в социальной психологии
- Интернет-зависимость в подростковом возрасте
- Психологические особенности развития воображения в процессе обучения
- Виды представлений
- Природосообразные технологии обучения чтению и письму Кушнира
- Методы формирования благоприятного социально-психологического климата
- Педагогический анализ методов воспитания
- Исследования защитных механизмов Зигмундом Фрейдом
- Речь и мышление: сущность и особенности изучения
- Взаимосвязь конструктивности мотивации и интеллектуального развития подростков с тяжелыми нарушениями речи
Функции воображения
Иногда воображение выполняет защитную функцию
Мозг человека не может долго оставаться в бездействии, потому люди предаются мечтам.
Для работы воображения необязательно наличие новой информации или решение каких-либо задач.
Известно, что человеку очень сложно остановить воображение и прекратить мыслить по своей воле.
В течение жизни человеческое воображение исполняет множество функций, основные из которых:
- регуляционная – планирование будущего, представление путей достижения целей, регуляция и программирование деятельности и ее результата;
- познавательная – знакомство с окружающим миром через концентрацию внимания, памяти и мышления, активизируемые воображением;
- приспособительная – представление сложных явлений и образов через более простые;
- психотерапевтическая – создание психологической защиты;
- аффективная – изменение эмоционального состояния, снятие напряжения.
Используя свое воображение, человек контролирует процессы, происходящие в организме, а также подстраивается под различные ситуации. Известно, что благодаря воображению можно изменять частоту сердцебиения, показатели давления и температуры тела.
Силу воображения можно развить специально с помощью различных упражнений и психологических приемов. Занятия творческими видами деятельности тренируют воображение человека самопроизвольно.
Выполняя специальные упражнения, можно достичь полного расслабления тела или избавиться от болезненных ощущений.