Психологические особенности возрастных групп

От стратегии констатации хода развития к социальному конструированию детства

Современная психология развития и возрастная психология давно преодолели барьер внедрения научных достижений в практику обучения и социализации ребенка. Ярким примером могут стать образовательные и социальные проекты, реализация которых существенна для определения содержания и динамики психического развития ребенка различного масштаба: от модернизации институтов социализации, проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – до практики возрастно-психологического консультирования. Социальное конструирование детства, все более отчетливо осознаваемое обществом как цель, результат и течение социальных процессов и явлений различных уровней, порождает новый образ будущего детства в нашем обществе, в его преемственности и инновациях.

Методологической основой перехода к стратегии социального конструирования детства является культурно-деятельностная теория развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин), обеспечивающая переход от констатации стихийного характера психического развития ребенка к целенаправленному конструированию детства и компенсации рисков его развития. Для реализации новой стратегии необходимо последовательное решение взаимосвязанных задач:

  1. Определение ценностно-целевых социальных установок в отношении детства, другими словами, определение того, каким общество хочет видеть детство и ребенка.
  2. Составление прогноза развития детства как необходимого условия его конструирования с учетом социальных требований и внутренней логики онтогенетического развития ребенка. Прогноз развития детства должен быть условно-вариантным, учитывающим связь ресурсного обеспечения условий развития и его вариантов.
  3. Создание условий, обеспечивающих структуру и содержание детства, отвечающего целевым и ценностным установкам общества. Такими условиями становится создание оптимальной социальной ситуации развития как источника развития с учетом специфической роли каждого из ее контекстов (семьи, школы, группы сверстников) и возрастной стадии; новых форм сообществ и социальных практик для выстраивания связи и преемственности между миром взрослых и миром детей; проектирование и организация различных видов деятельности ребенка, форм посредничества, сотрудничества и совместности, в которых автономия / самостоятельность и свобода выбора согласуются с руководством, направленным на инициирование и реализацию общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.

Психологические особенности школьного возраста

Психологические реакции детей школьного возраста намного шире, чем у дошколят. Психофиозиологические показатели развития для седьмого года жизни ребенка включают в себя, в числе прочего, способность детей осознавать свое положение среди ровесников и взрослых, интерес к окружающим людям, различным играм, новым знаниям. Собственно, во многом именно на этом основании определяется психологическая готовность ребенка к школе.

Разумеется, 11 школьных лет – это большой срок, за который ребенок из несмышленого «первоклашки» превращается в готового выбрать свой жизненный путь человека. Поэтому рассмотрим отдельно психологические особенности младшего школьного возраста, среднего и старшего школьного возраста.

В младших классах ребенок учится осознанности и ответственности за порученное ему дело, в первую очередь, за учебу. При правильном воспитании ребенок сам помнит, что ему нужно сделать домашние задания. А если вовремя начать прививать детям навыки тайм-менеджмента, в младших классах они уже в состоянии сами решить, какие домашние задания делать в первую очередь, чтобы в целом справиться с уроками быстрее и лучше. Кому-то целесообразно начать с самого сложного, например, с математики, а более легкие задания оставить напоследок. Кому-то, наоборот, лучше сначала «разгрузить мозг» и сделать поделки на завтрашний урок труда, а уже потом браться за сложные и скучные вещи вроде чтения и математики.

Кроме того, в психологическом развитии ребенка параллельно идут два процесса: стремление к самостоятельности и борьба за независимость от взрослых, и в то же время формирование способности договариваться о форматах взаимодействия с учителями и родителями, поведения в общественных местах, освоение прочих нюансов социализации. Более подробно  «Психология детей младшего школьного возраста» раскрыта в специальном учебном пособии .

В среднем школьном возрасте тенденции стремления к самостоятельности и независимости обретают все большие масштабы. Психологические особенности подросткового возраста лучше всего описываются словосочетанием «юношеский максимализм». С другой стороны, подростки продолжают социализироваться и усваивать, что называется, «правила игры на стадионе», учатся балансировать между «хочу» и «нужно».

Такое стремление подростков самим понять и разобраться, почему от них требуют того или этого, почему они должны поступать так или иначе, можно обратить на пользу делу, если набраться терпения и аргументировать свои требования. Средний школьный возраст соответствует времени обучения в 5-9 классах и  является как бы переходным от детства к юности. Более подробно «Психологические особенности среднего школьного возраста» описаны в специально посвященной этой теме статье .

И, наконец, старший школьный возраст. Он является переходным от юности к взрослой жизни. Подростковые страсти постепенно угасают и уступают место более осознанному выбору жизненных интересов, увлечений, друзей, жизненного пути. Молодые люди уже в состоянии понять, как их сегодняшние действия предопределяют их ближайшее будущее. Они в состоянии сознательно отказаться от некоторой части развлечений в пользу подготовки к поступлению в вуз.

Если подобных трансформаций не происходит, а человек в 16-17 лет не определился, чем он хочет заниматься в жизни, можно говорить о том, что его психологический возраст отстает от реального. Более широкое представление об этом периоде жизни молодого человека дает статья «Психологические особенности старшего школьного возраста» .

Психологический возраст — ступени развития

В процессе онтогенетического развития индивида (развитие психики с детства) психологический возраст будет зависеть от родительского воспитания (программирования сценария жизни), социальной среды, образовательного и экономического статуса ближайшего окружения ребенка.
При неправильном развитии психики и личности человека (ошибках в воспитании) его психологический возраст не будет соответствовать хронологическому, т.е., например, ребенок может быть психологически слишком «зрелым», а взрослый, наоборот, может часто проявлять детское мышление и поведение, вплоть до инфантильности.

В связи с несоответствием психологического возраста и хронологического, человек может стать физиологически зрелым, при том, что психологическая зрелость может не наступить и до старости. Такое несоответствие ярко проявляется в переходные возрастные периоды: пубертатный, подростковый возраст, когда физическое тело развивается быстрей, чем психика…наступает психологический кризис… а также средний возраст, когда кризис наступает из-за незавершенных ситуаций в подростковом развитии…

По статистике, люди слишком быстро психологически взрослеющие (т.е. психологически старше своего хронологического возраста), как правило быстро живут и рано умирают, хотя эта короткая жизнь может быть довольно качественной. Те же, кто развивается и взрослеют медленнее и не соответствуют паспортному возрасту (т.е. психологически младше, не зрелые), могут жить подольше, но, как правило, их жизнь больше похожа на пассивное существование…многие из них неудачники…
Каждому хронологическому возрасту должен соответствовать возраст психологический, т.е. психическое развитие ребенка и взрослого, на разных возрастных этапах, должно происходить в соответствии с возрастными нормами (хотя, точности в возрастных нормах нет), тогда человек будет жить и качественно и долго…

Еще в Советском Союзе были приняты следующие нормы возраста:

  1. Младенчество: от рождения до года
  2. Раннее детство: от 1 до 3
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 6-7
  4. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
  5. Подростковый возраст (отрочество): от 10-11 до 15
  6. Юношеский возраст:
  • Первый период (старший школьный): от 15 до 17
  • Второй период: от 17 до 21

Зрелость:

  • Первый период (молодость): от 21 до 35
  • Второй период (зрелость — средний возраст): от 35 до 60

Пожилой возраст: от 60 до 75
Старческий возраст: от 75 до 90
Долгожители: свыше 90

Родителям и воспитателям необходимо контролировать психическое развитие детей в соответствии с хронологическим и психологическим возрастом. Правильность психического возрастного развития родители могут проверить у ребенка с помощью рисуночных тестов для детей (в принципе, рисуночная психодиагностика подойдет и взрослым).
Желающие, могут пройти онлайн тест на психологический возраст, как за себя, так и за другого человека…

Чтобы привести свой психологический возраст в норму, в соответствии с хронологией и биологией, жить качественнее и дольше, существуют различные социально-психологические тренинги, а также психоаналитические и психотерапевтические методы и техники (психоанализ онлайн).

Психологическая помощь — ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ПСИХОЛОГУ

Пройдите онлайн психодиагностику: бесплатное тестирование

Обязательно загляните в , читайте полезные статьи и рекомендации психологов:

Не психиатрический тест на психа для подростков и взрослых, на сколько ты психбольной

Не дайте залезть в ваши мозги и копаться в психике

Умственная отсталость: тест на идиота, дебила, имбецила онлайн

Очень опасные, нездоровые мысли и желания — Анализ исповеди девушки

Восприятие времени в психологии — нарушение ориентации во времени

Основные возрастные кризисы в таблице

В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

Основные возрастные кризисы в жизни

Кризис Признаки периода Что делать
1 года Увеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых. Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
3 лет Ребенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения. Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
7 лет Дети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы. Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность.
Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать.
Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
Предподростковый (11 лет) Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе. Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
Пубертатный Все чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности. Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
18 лет В этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким. Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
30 лет Происходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности. Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
40-45 лет Человек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает. Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
Предпенсионный Особенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического). Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.

Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий

Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис

Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

Жизненные кризисы, влияющие на развитие личности

Некоторые теории развития личности подчеркивают, что взрослая жизнь и старение — это периоды изменений и трансформации прежних жизненных моделей. Считается, что эти изменения возникают в контексте социального статуса и зависят от семьи, рабочего места и общества в целом. 

Общество предъявляет стандартные рамки и ожидания к подрастающему человеку, чем провоцирует различные психологические кризисы.

Например, от совершеннолетнего человека ожидают, что он будет играть роль плодотворного члена общества: поступит в ВУЗ, а затем устроится на официальную работу. Ситуация выходит за рамки, когда девушка решает выйти замуж и беременеет, а парень отдает предпочтение удаленной работе, да еще и уклоняется от налогов. Неспособность развить продуктивную самооценку, соответствовать ожиданиям приводит к чувству застоя и нарушает мировосприятие. Так, у молодых мам в декрете снижается самооценка, они теряют ощущение значимости (хотя они архизначимы для своего ребенка).  

Возрастной диапазон от 28 до 33 лет представляет собой переход между периодом вхождения во взрослый мир и следующим периодом оседания. Этот переход дает возможность скорректировать и обогатить временную структуру взрослой жизни, которую он создал ранее. 

Затем следует период успокоения, который начинается в начале 30-ти и продолжается примерно до 40 лет. Этот период, в течение которого первоочередная задача — стать полноценным взрослым, обеспечить себе и близким стабильность и безопасность. Человек берет на себя более глубокие обязательства перед своей профессией, семьей. Кроме того, он часто концентрируется на своих целях, занимается долгосрочным планированием и достигает результатов.  

Большинство мужчин сосредотачиваются на ключевом жизненном событии, таком как повышение по службе, в целях окончательного утверждения в обществе. В приоритете — независимость и авторитет. 

Переходный период среднего возраста длится от четырех до шести лет, достигая пика в начале 40-ка годов. Он образует связь между ранним и средним взрослым возрастом и представляет собой встречу прошлого и будущего. 

Период вступления в средний зрелый возраст начинается примерно в 45 лет и продолжается примерно до 50 лет. Переход к зрелой личности обычно сопровождается значительными потрясениями. Иногда сопровождается значительным жизненным событием, таким как смена работы, развод или любовная связь. 

В зрелостом возрасте возникает кризис в отношении чувства целостности эго по сравнению с чувством отчаяния. На этом этапе люди понимают, что они подходят к концу жизни. Если они успешно прошли предыдущие этапы развития, они будут удовлетворены тем, что прожили полную, насыщенную жизнь. Люди, которым не хватает целостности жизни, часто испытывают чувство отчаяния из-за «упущенных» возможностей.

Психологические особенности подростков

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии именовать подростковым.

Развитие новообразований, которые отличают подростка от взрослого, растянуто во времени и может совершаться неравномерно, из-за чего в подростке одновременно присутствует и «детское», и «взрослое».

Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение с ровесниками.

Возраст определяется перестройкой мотивационной области (в том числе заполняются новым смыслом и уже имеющиеся мотивы), интеллектуальной области (в частности, возникают компоненты теоретического мышления и профессиональная ориентированность жизненных планов и круга интересов), области взаимоотношений с взрослыми и ровесниками, но более всего ‒ сферы самой личности, области самосознания.

Примерные вопросы и выбор ответа

Какими жанрами литературы вы увлекаетесь?

  1. Детективы
  2. Фантастика
  3. Современная поэзия
  4. Не читаю

Любите ли вы путешествовать?

  1. Да, стараюсь везде где-то бывать
  2. В отпуск куда-нибудь ездим
  3. Нет, мне дома интереснее
  4. Не люблю путешествовать

Где вы привыкли отмечать праздники?

Дома с семьёй и друзьями
На природе с родными людьми
С друзьями, а уж где неважно
Один, я люблю одиночество

Вы жалуетесь на неудачи в жизни?

  1. Да, постоянно
  2. Нет, держу в себе, никому не нужны мои проблемы
  3. Делюсь с друзьями и родными
  4. У меня не бывает неудач

Вы самостоятельный человек?

  1. Да, я совсем могу справиться сам
  2. Да, но мне иногда требуется помощь
  3. Нет, я несамостоятельный человек
  4. Я неуверен в ответе.

Как вы могли заметить, в этом примере психологический возраст тест, нет ничего трудного, с чем бы ни смогли справиться. Чёткий вопрос, который никак нельзя понять иначе, чем как он звучит. Ответы даны с такой разницей, утвердительный ответ да или нет, или же больше да чем нет и наоборот.

После прохождения теста, вам предоставят результаты. Вы посмотрите их, и предоставят небольшой совет, что стоило бы поменять в себе. Не принимайте все буквально, но стоит задуматься чтобы, поменяться в лучшую сторону. Небольшие изменения пойдут на пользу, вы сами заметите, как вам станет проще общаться с людьми, находить выход из ситуаций

Тем более это важно для вас, и вашего душевного спокойствия

Как было раньше

Вообще говоря,репатриация в Израиль не через консульскую проверку в стране исхода,а через прилёт и смену статуса с туриста на репатрианта изнутри,была возможна всегда. И столько,сколько на была возможна,этим процессом крайне не рекомендовалось пользоваться. Очень кратко опишу,как смена статуса работала раньше,чтобы вы поняли,почему никому в здравом уме не советовали идти этим путём.

Первые проблемы поджидали человека уже в аэропорту. По сути,прилетающий — турист,но летел он,вероятно,без обратного билета и с желанием остаться в Израиле,что противоречит целям туризма. Ретивым израильским пограничникам этих «красных флагов» достаточно,чтобы депортировать человека,чья история репатриации на этом могла закончиться,так и не начавшись.

Если человек прорвался через аэропорт,ему нужно было попасть в визовый отдел МВД,заполнить ряд анкет и получить конверт для Натива,куда складывались все документы,конверт отправлялся в Иерусалим,а человек отправлялся ждать вызова на консульскую проверку недели или месяцы. В МВД нужно было попасть по месту прописки — да,сотруднику там вполне могло быть все равно,что человек турист и у него не может быть прописки. Улетать из Израиля тоже рискованно: если из Натива позвонили бы,пока человека нет в стране,весь квест мог просто аннулироваться.

Далее консульская проверка в Нативе в Иерусалиме. И если пакет документов консула не устраивал,то нужно было как-то достать требуемые справки/выписки/свидетельства из страны исхода,находясь в Израиле,и далее отправиться на следующую итерацию проверки. Если проверка увенчалась успехом,далее нужно было снова идти в МВД и получать гражданство,что,со слов адвокатов,тоже было крайне непросто и могло растянуться на месяцы. Отдельным пунктом стоит упомянуть и тот факт,что предоставляемые израильским государственным службам документы должны были быть апостилированы. Некоторые чиновники могли потребовать их перевод на иврит. Представьте,какие это были затраты.

Процессом смены статуса в основном пользовались студенты программ Маса и им подобных,когда получение гражданства организовывалось для всей группы учеников централизованно и без особых проблем. Также,насколько я могу предположить,этим процессом желали пользоваться граждане Беларуси,чтобы не получать паспорт серии РР и избегать ряда возникающих из-за этого неудобств и ограничений. В остальных случаях процессом смены статуса с туриста на репатрианта не рекомендовалось пользоваться никому,а большинство из немногих авантюристов,выбравших этот путь,сталкивались с огромными проблемами,которые потом приходилось долго,дорого и больно решать с помощью юристов.

Психологические особенности периода взрослости

Обычно выделяют три стадии взрослости:

  • ранняя взрослость (молодость);
  • средняя взрослость;
  • поздняя взрослость (старение и старость).

Нижняя граница взрослости связывается физиологами и антропологами с возрастом 17‒25 лет. Еще большей неопределенностью выделяются характеристики и временные пределы среднею возраста, или средней взрослости. 36‒60 лет (в соответствии с международной классификации возрастов).

Верхняя граница зрелости и начало старости еще более варьируют в разных периодизациях в большом спектре: это 55 лет-75 лет.

К основным особенностям периода взрослости относится:

  • изменение мотивов, усиление воздействия общечеловеческих ценностей, увеличение общей мотивации;
  • рост умения планировать и совершать поступки в соответствии с данными ценностями;
  • рост способности к мобилизации своих ресурсов при жизненных сложностях;
  • объективное оценивание своих слабых и сильных сторон, готовности к новым и наиболее трудным поступкам, преодолению сложностей, достижению новых вершин.

Рассмотренные особенности являются новообразованиями взрослости. Они не обязательно появляются в одно время, часто одни служат спусковым механизмом для прочих перемен или порождают наиболее высокий уровень становления в других элементах. Если в предыдущих этапах формирование идет равномерно сразу по всем сферам и установкам личности, то расцвет возраста зрелости имеет иерархический или хаотичный характер.

Типы личности

Так или иначе совершеннолетнего человека уже принято называть личностью. Но даже если он не обладает всеми признаками развитой личности, то все же некоторые личностные проявления у него имеются. 

В зависимости от характера этих проявлений, можно выделить 4 типа личности:

  1. Интегрированная — это полностью состоявшаяся личность, способная к самодостаточности и непротиворечивости своих действий. Она определилась со своей социальной ролью, умеет контролировать свое поведение, управлять эмоциями и достигать поставленных целей. 
  2. Защищенная — личность, которая чувствует защиту и поддержку всех институтов общества (школы, семьи, государства, страны) и гармонично развивается в безопасных и комфортных условиях.
  3. Пассивно-зависимая — личность, не способная принимать решения, идущая на поводу у чужого мнения, психологически внушаемая, не способная управлять эмоциями и отказаться от своих привычек.
  4. Неинтегрированная — личность, которая не может определиться со своей социальной ролью, не проявляет динамики в своем жизненном цикле и не стремится к признанию, самоутверждению.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: