Самоконтроль и контроль личности

Как справиться со стрессом

По данным Американской психологической ассоциации,  существуют разные типы стресса, и не существует единой методики борьбы с ними. Поэтому каждый должен найти свой собственный путь. 

И, все же, существует несколько общих рекомендаций, которые могут сработать:

Временно отойдите от причины стресса.

Как только вы определите ситуацию, которая вызывает у вас стресс, отложите ее настолько, насколько это возможно. Речь не о том, чтобы избежать проблемы, которую вы обязаны решить, а о том, чтобы дать себе отдохнуть от чрезмерного умственного напряжения.

Занимайтесь спортом. Упражнения регулируют физиологические процессы, помогая справиться со стрессом и тревогой. 10-летнее исследование 288 семей показало, что те, кто занимается спортом, испытывают меньше беспокойства. Кроме того, они легче переносят первые стадии стресса, чем те, кто не занимается какой-либо физической активностью.

Во время упражнений организм высвобождает эндорфины, которые являются естественными болеутоляющими, вырабатываемыми нашим организмом.

Кроме того, снижается гормональная активность, поэтому организм вырабатывает меньше кортизола.

Упражнения облегчают засыпание, поэтому тело и разум больше отдыхают.

Ежедневные упражнения, такие как ходьба, танцы или езда на велосипеде, например, помогут вам лучше справляться со стрессом.

Практикуйте йогу. Немногие из упражнений так же эффективны, как йога, когда речь идет об управлении стрессом . Помимо преимуществ упражнений, описанных выше, исследования показали, что йога действует как антидепрессант и успокаивающее средство, а также расслабляет ум.

Кроме того, йога способствует концентрации, которая помогает мысленно отделить себя от причины стресса. 

Медитируйте. Медитация также помогает расслабить тело и разум. Акцент на дыхании или окружающей среде заставит вас на мгновение отвлечься от проблемы, которая вызывает у вас стресс. Сделав шаг назад, вы откроете для себя новую перспективу.

Попробуйте натуральные антидепрессанты. Доказано, что настои натуральных трав, таких как валериана, зеленый чай или мелисса, снижают стресс.

Занимайтесь веселыми и интересными делами с семьей или друзьями.

Как известно, смех помогает снять стресс. Кроме того, слушайте музыку, посещайте новые места с друзьями или семьей, занимайтесь хобби, например рисованием или изготовлением поделок. Занятия разными интересными делами уберегут вас от неприятностей. 

Если ничего из этого не сработает, обратитесь за профессиональной помощью. 

Все проходит и приходит

Успокоение тела и духа, перестройка отношений с действительностью в сторону большего принятия открывают нам образ жизни, в котором есть место любопытству и творческому подъему. Помочь в этом может практика медитации. «Она предлагает другой взгляд на происходящее, — объясняет гештальт-терапевт Елена Павлюченко. — Я принимаю то, что со мной происходит, позволяю этому быть и отпускаю это. Я не пытаюсь не думать, но я не захвачена мыслями. Разрешаю всем процессам быть, но не сливаюсь с ними. Даю право жизни течь так, как она течет».

Возможно, выражение «отпустить контроль», упрощенное плохими руководствами по личностному росту, стоит заменить на «довериться жизни». В этом доверии нет ничего общего с обреченностью.

«Напротив, это настоящее обязательство, которое мы берем на себя, — подчеркивает Елена Павлюченко. — Мы перестаем жить в условном наклонении и предположениях о том, что могло бы случиться или стать лучше, и вместо этого преодолеваем страхи, чтобы принять действительность и жить с тем, что нам дано, даже если это несовершенно или сложно. Столкнувшись с испытаниями, мы реже прибегаем к отрицанию». Мы знаем, что все проходит и… все приходит. Включая то, чего мы не ожидаем и на что даже не надеемся.

II. Практическая часть.

Прочитайте кейс, проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы, обосновывая свое мнение.

Руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла, наконец, окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной «текучкой» начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе.

Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе — все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист, Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой «жилки», энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей.

Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна приняла внешне спокойно.

Вторая кандидатура, Надежда, сотрудница 30 лет. В этом банке работает 3 года. Имеет высшее экономическое образование. И в этом году получила второе высшее — юридическое. По ее предложению были внедрены новые условия кредитования, что способствовало привлечению новых клиентов.

Воспринимаемый контроль

Воспринимаемый контроль в психология это «вера человека в то, что способны достичь желаемых результатов, избежать нежелательных результатов и достичь целей». Высокий воспринимаемый контроль часто ассоциируется с улучшением здоровья, улучшением отношений и приспособлением. Стратегии восстановления воспринимаемого контроля называются Компенсаторные стратегии контроля. Восприятие воспринимаемого контроля зависит от прошлого и будущего, а также от того, каким может быть желаемый результат события. Воспринимаемый контроль часто ассоциируется с термином локус контроля. Воспринимаемый контроль можно разделить на две разные категории, включая первичный и вторичный воспринимаемый контроль, которые связаны с восприятием контроля над окружающей средой или их желаниями в этой среде.

Определение

Контроль может быть внутренним – направленным на себя, или внешним – регулирующим деятельность окружающих. Когда контрольные механизмы направлены на анализ и регулировку своего «Я» — этот процесс назван дисциплиной самоконтроля.

Он выступает одним из непременных факторов самосознания личности и является условием адекватного восприятия внутреннего и окружающего мира.

Выделяют следующие виды самоконтроля:

  • временной;
  • пространственный;
  • произвольный.

Временной вид подразделяется на предшествующий, текущий и результативный подвиды, объединяющие предварительную оценку процесса, контроль самого действия и анализ результатов поступка.

Пространственный самоконтроль регулирует разницу между модальными каналами восприятия. Подразделяется на слуховой, тактильный, зрительный.

Вид самоконтроля произвольного типа регулирует переменные, которые не выражены константой: эмоции, психика, мышление.

Как приручить внутреннего контролера

Симптомы страсти к контролю

  • Непременно знать, что, зачем, когда и по какой причине.
  • Планировать все до мельчайших подробностей и огорчаться, если что-то происходит не по вашему сценарию.
  • Фокусироваться на деталях (и ненужных – в том числе).
  • Отвергать чужие мнения.
  • Критиковать всех и вся.
  • Стремиться командовать окружением.
  • Формировать нереальные стандарты.
  • Планировать и решать только в одиночку.
  • Ненавидеть перемены.
  • Сердиться из-за неожиданностей.
  • Не доверять людям.

Как появляется стремление контролировать

Подобная модель поведения обычно реализуется из тревог и страхов. Если что-то оказывается вне нашего контроля, появляется стремление возвратить себе власть, чтоб чувствовать покой и удовольствие. Но человек, который стремится все держать под своим контролем, вызывает откровенно негативную реакцию окружающих.  

Смена локуса

Заметим, что психология наиболее эффективно работает с отдельно взятой ситуацией, так как у каждого человека она индивидуальна. В данной статье для наглядности приведены крайние положения локуса контроля. В реальности его влияние может различаться по силе в зависимости от множества факторов

Ведь что такое локус контроля? Это осознанность личности, манера человека направлять свое внимание

Для этого необходимо начать анализ своих действий, мыслей и решений, попытаться обнаружить свои настоящие желания и следовать им. Если постараться объективно оценить свои знания и навыки, а также текущее окружение, то появится больше уверенности, а это — одно из главных условий настоящих изменений.

https://youtube.com/watch?v=246Jx9BeZAk

Не дай себе стресснуть

В вопросе профилактики возникновения стрессовых ситуаций нет ничего сложного, и любой может постичь азы предотвращения и ограждения себя от негативных ситуаций и соответственно эмоционального, психологического стресса. Практикующие психологи отмечают много методик, которые способны помочь пациенту, его организму на физическом и психологическом уровне.

В первую очередь – чаще гуляйте в парке, возле озера или реки, просто на свежем воздухе. Это прекрасная, а главное эффективная профилактика стресса.

Не менее действенным есть и ведение дневника или же составление собственного списка дел и мыслей – данная метода помогает научиться структурировать собственные мысли, находя оптимальное решение в той или иной ситуации.

Если вы переутомились, психика на эмоциональном уровне истощена – поможет восстановиться путешествие, поход или же простое общение с приятным для вас человеком, животным в спокойной и располагающей к общению обстановке.

Усилить положительный эффект помогут и специальные методики расслабления – дыхательная гимнастика или же принятие расслабляющей ванны, любимое хобби. И, конечно же – физическая активность.

Зачем уметь контролировать эмоции

Прежде чем отвечать на вопрос, как научиться контролировать эмоции и не нервничать, стоит разобраться, зачем вообще это нужно. Дело в том, что если человек не в состоянии держать «в узде» свои чувства, они начинают властвовать над ним. От этого его поведение может стать деструктивным, развязным, идущим вразрез даже с его собственными убеждениями.

Человек становится предрасположенным к сумасбродным и необдуманным решениям и поступкам, а такие вещи как правильность, разумность, внимание к окружающим теряют свою актуальность для него. В результате можно «наломать дров» и сделать много всего, о чем впоследствии будешь жалеть

Кроме того, недобропорядочные люди могут с выгодой для себя воспользоваться эмоциональностью человека: обмануть его, принудить к чему-то, спровоцировать на что-то, сыграть на самолюбии, надавить на чувство вины или жалости, в том числе и жалости к себе.

Эмоции можно назвать той частью человеческого существа, которая может в любой момент застать врасплох и, словно по мановению недоброй волшебной палочки, разрушить всю жизнь, планы, надежды и чаяния человека.

Если эмоции постоянно меняются (т.е. когда человек подвержен сначала одному, а затем другому эмоциональному состоянию), серьезно затрудняется его общение с окружающими. Чувства, охватывающие сознание человека, могут запросто выбить его из колеи. В итоге его «бросает» в разные стороны, и в жизни нет никакого баланса и стабильности.

От того, что человек все время отвлекается на эмоции, его восприятие мира и жизни притупляется, он теряет саму возможность обретения себя, глубинного понимания своих потребностей, ценностей и желаний. Излишне эмоциональная жизнь – это путь с бомбой, таймер которой может сработать в любой момент.

Неумение контролировать эмоции парализует волю и делает человека слабым, еще более зависимым от обстоятельств. Но в жизни необходимо быть уверенным в себе и способным к самоконтролю. Только тогда появится возможность стать полноценным ее хозяином и добиться небывалых высот.

Думаем, этих доводов вполне достаточно, чтобы понять всю опасность неумения или нежелания управлять своими эмоциональными состояниями. Но все же не будет лишним узнать и мнение психолога по данному вопросу. Вашему вниманию – небольшие видео с участием Анатолия Старкова.

Что делать, когда привычка «избегать неудачи» мешает жить?

Существует много техник, которые помогают изменить установки и посмотреть на мир другими глазами. Вот три из них. Их вы можете применить уже сегодня.

УПРАЖНЕНИЕ № 1. «Нестандартные поступки».

Это упражнение достаточно известное. Оно, одновременно и сложное, и простое. Простое, потому что не требует никаких вложений. Только ваша инициатива и действие. Сложное, потому что требует смелости, когда самое страшное: «Что обо мне подумают?».

Это упражнение заключается в совершении поступков в общественных местах, непривычных, выходящих за рамки так называемых нормальных. Например, громко и выразительно читать стихи на автобусной остановке. Или дарить цветы прохожим. Но практика показывает, что иногда человеку сложно даже спросить имя у постороннего человека. Можно начать с малого: попросить уступить вам место в автобусе, сделайте комплимент соседу по очереди. Сгодится всё, что угодно, если это не принесёт вреда окружающим.

УПРАЖНЕНИЕ № 2. Вырабатываем доверие к миру.

Мир прекрасен, не правда ли? Или вы глубоко в этом сомневаетесь, а то и уверены в обратном?

Внутренние установки начинают формироваться с раннего детства. У младенца формируется базовое доверие к миру, когда он уверен — на его плач всегда придёт мама. И вместо мокрых пелёнок и голода, он ощутит тепло, сухость и сладкий вкус материнского молока. Подрастая, у ребёнка складываются установки из собственного опыта и отношения значимых взрослых к миру. Как они говорят о нём? Мир страшный, злой? Или приветливый, светлый?

Отношение к миру можно менять и во взрослом возрасте. Доверие к миру и к себе вырабатывается через позитивные установки.

Попробуйте сегодня акцентировать внимание на плюсах, а не на минусах. Первое время улавливать хорошее будет, возможно, сложно

Во-первых, ваши установки воплощаются в жизнь. Если вы видите людей злыми, корыстными, жадными, то таких вы и будете встречать везде, хотя бы потому, что доброго и отзывчивого отношения вы можете попросту не замечать, ведь оно не вписывается в ваше видение мира.

УПРАЖНЕНИЕ № 3. Работаем со страхом.

Переместите фокус внимания со страхов на цель. Думайте, КАК достичь желаемого, вместо того, чтобы часами размышлять почему я этого боюсь и как бы унять страх. Приметесь как следует за дело и боятся уже будет некогда. Напишите план, наметьте первые шаги. И, не откладывая на завтра, сделайте что-то уже сегодня.

Один из эффективных методов подружиться со страхами — делать то, что страшно. Здесь главное объективно оценить риски: не угрожает ли то, что вы собираетесь сделать вашему или чьему-то ещё здоровью и жизни?

Допустим, вы боитесь собак. Начните с маленьких шагов навстречу страху. Пойдите в гости к друзьям, у которых есть маленькая дружелюбная собачка. Притроньтесь к ней. Погладьте

Обратите внимание, что вы при этом чувствуете. В теле появилась напряжённость? Где именно? Сердце забилось быстрее? Переждите

И попробуйте ещё и ещё раз. Пока неприятные ощущения не уйдут или не станут хотя бы чуть-чуть меньше.

Поменять установки, принять для себя за основную стратегию стремление к успеху, вместо избегания неудач задача не из лёгких. Вам может показаться, что вы бежите по замкнутому кругу и выхода нет. Приходят мысли: «Ну что поделать, такой уж я уродился». Но выход всегда есть. Просто находясь внутри ситуации, вы его не видите. Психолог поможет взглянуть на самого себя с другой стороны.

Контроль и самоконтроль

Контроль, как его понимают, означает ведение и управление какой-либо деятельностью в нужном ключе. Например, в школе преподаватель контролирует успехи ученика, направляет его на правильный путь в деле освоения предмета.

Важной составляющей процесса является самоконтроль, как необходимый фактор, присутствующий у ведомого. Эти два понятия всегда взаимосвязаны и подвержены влиянию друг на друга

Для улучшения результатов обучения школьник самостоятельно воспитывает в себе характер и вырабатывает внутренние механизмы, регулирующие концентрированность на результате и работу над выполнением задачи.

В школе, средством контроля учеников становится отметка в классном журнале. Со временем, критерии оценки знаний видоизменяются, но принципиально, схема не претерпевает серьезных изменений.

Таким образом, дети познают основы контроля со стороны учителя и получают возможность научиться самоконтролю внутри себя, признавая необходимость подобных факторов в процессе обучения.

Зрелость личности

Много раз вы слышали такие комментарии, как: «Она очень зрелая» или «Он незрелый», но знаем ли мы, что такое зрелость личности? Гарантирует ли это взросление?

Зрелость – это способность человека сбалансировано сталкиваться с различными событиями нашей жизни. Точно так же у него есть необходимые инструменты для управления ситуациями, в которых ему приходится жить на протяжении всей жизни.

Взросление означает развитие и автономию на личном уровне, но не уход от мира. Напротив, зрелый человек обладает способностью к саморегуляции и здоровой адаптации к окружающей среде.

Все это указывает на внутренний локус контроля, не так ли?

Зрелость — это не процесс, который всегда один и тот же и без неудач.

Зрелый человек может снова стать «зеленым». Тот, кто стал более ответственным, кто усвоил свой локус контроля, может снова обвинить других и окружающую среду.

Если вместо этого вы заметите избыток интернализма, вы можете поощрять смирение.

Социальный бэкграунд и образование — ключ к благосостоянию человека

Наиболее изученным современной психологией фактором материального успеха и будущей социальной мобильности у детей является социоэкономический статус родителей, оцениваемый по следующим параметрам:

  • продолжительность обучения и уровень образования отца и матери;
  • годовой доход и недвижимое имущество семьи;
  • профессиональный статус и социальный класс родителей.

В целом выявленная корреляция между этими показателями и уровнем доходов вместе с карьерными достижениями детей во взрослом возрасте составляет до 20%.

Исследования в этой области проводятся с 1960-х годов. Ученые на достаточно больших выборках людей смогли проследить влияние родительских факторов на протяжении всей жизни индивидуума.

Здесь уместно заметить, что роль семейного бэкграунда является не прямой, а в значительной степени опосредованной через другой важный показатель — уровень образования, который в различных работах может определяться как:

  • количество лет обучения;
  • индекс престижности учебных заведений;
  • наличие ученой степени;
  • квалификационные сертификаты и др.

Как стресс влияет на поведение и личность

Гормоны стресса, присутствующие в организме, могут повреждать клетки мозга. В частности, в гиппокампе, а также в лобной доле

Гиппокамп — это область, отвечающая за сохранение памяти, в то время как лобная доля отвечает за бдительность (внимание) и использование суждений для решения различных проблем. 

Очевидно, что у тех, кто неоднократно подвергается стрессу, впоследствии возникнут трудности:


Проблемы с изучением нового;


Сохранение недавно приобретенных знаний;


Плохая самодисциплина;


Низкая концентрация;


Сложность в принятии решений.

Стресс и тревога идут рука об руку. Многие люди, подвергающиеся стрессу, страдают тревожным расстройством в той или иной форме. 

Как чрезмерный или недостаточный контроль связан с тревожностью?

Причина чрезмерного контроля обычно – недоверие миру и себе. И частым спутником чрезмерного контроля является сильное чувство тревоги. Именно его человек пытается компенсировать постоянной проверкой всего и вся.

Контроль отчасти решает проблему – в конкретный момент. В очередной раз убедившись, что все более или менее в порядке, человек успокаивается – до следующего приступа паники. Но общее ощущение постоянного беспокойства не проходит. И конечно, сказывается не очень хорошо на нашем характере, здоровье и общем состоянии.

Нежелание что-либо контролировать, как ни странно, тоже может быть связано с недоверием. Человек настолько не верит в свою способность что-то изменить, что предпочитает делать вид, будто ему и не хочется. Он усваивает притворно легкий взгляд на свою жизнь, но эта легкость не настоящая: в реальности человек просто опустил руки.

Как вырабатывать внутренний локус-контроль?

Определенный локус-контроль можно выработать , не стоит рассматривать его, как нечто статичное, не поддающееся изменению.

При этом чаще всего люди желают развить именно интернальный локус-контроль, так как это повысит их эффективность на профессиональном поприще.

Для выработки интернального локус-контроля можно прибегнуть к следующему автотренингу:

Определите свои цели, которых вы желаете достичь. Именно они будут мотивирующим фактором для самосовершенствования и изменения вашего поведения. Не отказывайтесь от них, несмотря на вариативность ситуаций , будьте настойчивы в желании их добиться.

Определите последовательность достижения ваших целей. Спланируйте ваши будущие шаги и стремитесь придерживаться собственного плана

Выработайте привычку планировать ваши дела, ежедневно записывая в блокнот текущие задачи и отмечая их выполнение.

Обратите внимание на окружающих , возможно, они спекулируют вашей зависимостью от них и используют вас в своих собственных целях. Старайтесь противодействовать манипуляциям над вами.

Примите за должное, что именно ваши цели и мотивы имеют наиболее высокий приоритет.
На самом деле люди абсолютно нормально относятся к тому, что кто-то защищает и отстаивает собственное мнение, даже если вы в открытую заявляете, что так удобно именно вам.

Проявляйте инициативу

Если вы видите более удобное для вас решение в той или иной ситуации, смело предлагайте ее вашему окружению.

Если вас постигла неудача, подумайте , как изменился бы исход данной ситуации, если бы вы предприняли другие действия при тех же самых обстоятельствах. Определите для себя такую реакцию, которая бы способствовала достижениям ваших долгосрочных интересов.

Не стремитесь к сиюминутному удовольствию , будьте нацелены на будущее. Именно долгосрочные перспективы наиболее важны, даже если при этом требуется временно пожертвовать собственным комфортом.

Цените мнение вашего окружения, однако обязательно сопоставляйте его с вашим собственным. Не позволяйте другим судить о ваших собственных поступках , только вы сами знаете то, что будет лучшим для вас.

Несмотря на то, что для более успешной карьеры предпочтителен внутренний локус-контроль, идеальный вариант представляет собой равномерное развитие экстернального и интернального локусов, поскольку достижение крайних позиции на данной шкале может негативно сказаться на эффективности человеческой деятельности.

Следует не только методично и направленно достигать собственной цели, но и быть готовым принять ситуацию такой, какая она есть, если ее невозможно изменить.

Также сама поставленная цель должна быть реально достижимой, не стоит переоценивать собственные возможности , нужно адекватно реагировать на любые внешние проявления, стремясь к объективной самооценке.

Что такое локус контроля? Об этом в видео:

https://youtube.com/watch?v=B8-eJCg9ABw

Роль случая: как обществу относиться к научным выводам об успехе

Рассмотренными выше факторами не исчерпывается список влияющих на благосостояние человека причин, которые рассматриваются современной социологией достижений. Существует большой пласт исследований, касающихся, например, таких предикторов, как:

  • наличие «влиятельных других» в профессиональной или академической среде человека;
  • роль случая и место рождения;
  • рост и физическая привлекательность;
  • различные поведенческие характеристики, такие как агрессивность, застенчивость, социальная неадаптивность;
  • стиль воспитания родителей, численность семьи и др.

Тем не менее все их можно соотнести с тремя глобальными метафакторами: среда, интеллект, выраженный в тестах на когнитивные способности, и персональность — причем именно последние два считаются наиболее статистически значимыми. Но тут перед социальной психологией при оценке данных факторов встает вопрос: что стоит за этой статистической значимостью?

Способны ли стандартные когнитивные тесты измерить интеллект человека и сделать на основании этого выводы о его мышлении, а именно: может ли математический или визуальный тест подтвердить скорость и качество принятия решений человеком вне реального жизненного контекста? Судя по исследованиям, может.

Мотивация и интерес, которые передаются далее — от тестов к остальной деятельности. Но если мы говорим о мотивации, что за ней стоит и что ее формирует — цели, родительские и социальные примеры, случайные факторы среды? Тут социальная психология предлагает гораздо меньше конкретных ответов.

То же касается и предикторов, связанных с характером человека. Под воздействием чего формируются те или иные черты характера, темперамента или поведения индивидуума — и можно ли на этот процесс влиять, провоцируя у детей проявление более адаптивных черт?

Одним из самых больших научных споров в истории психологии является дискуссия «Гены или среда».

Главенствовавший в психологии в течение длительного времени бихевиоризм, утверждающий, что все грани человеческой личности формируются под влиянием внешней среды, к концу XX века начал уступать место идее наследуемости многих характеристик человека.

Дальнейшие дискуссии ведутся уже об уровне этого соотношения генов и среды для каждой из черт и о том, что эти соотношения могут значить, например для людей, проигравших в «генетической лотерее».

Также отдельно стоит вопрос и практического применения выводов социальной психологии в образовании и воспитании. Показательным примером является разработка методов развития у детей сознательности, которую ранее мы выделили как один самых сильных предикторов дальнейшего благополучия практически во всех сферах — работе, здоровье и отношениях.

Но доказано, например, что проявление данной черты в подростковом возрасте может отрицательно сказываться на социальной коммуникации подростка и восприятии его сверстниками. Наверное, у каждого из нас был в детстве такой товарищ, который, когда все забирались на дерево, оставался внизу и жаловался преподавателю или воспитателю. Получал ли этот ребенок выгоды в образовательном плане — в виде восприятия этого ребенка взрослым окружением как послушного и ответственного? Скорее всего. В социальном плане? Вряд ли. То же касается и развития креативности, которая отрицательно коррелирует с уровнем сознательности индивидуума.

Одним из самых главных конструктов, лежащих в основе доминирующей в мире либерально-демократической идеологии, является понятие меритократии, означающее, что каждый в жизни достоин того уровня благосостояния, которого он смог достичь собственным трудом.

Но насколько меритократия возможна в обществе, в котором столь существенную роль в траектории жизни человека играют социальный бэкграунд и связанный с ним уровень образования, — когда семьи могут из поколения в поколение передавать свой социальный капитал, сильно ограничивая вертикальную мобильность для других? Решением этого вопроса могут стать ограничения наследования, прогрессивное налогообложение, изменение условий поступления в высшие учебные заведения.

Но без принятия обществом выводов современной социологии достижений, сколь «нежелательными» для адептов меритократии они бы ни были, любые долгосрочные изменения в жизни социума будут невозможны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: