Психологический портрет личности студента
Студенты вузов — это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, учащиеся высших учебных заведений. В России численность этой социальной группы составляет 4 миллиона человек.
Согласно теории У. Штрауса и Н. Хоува, современные студенты — это представители поколения Z.
Для современных молодых людей характерны:
- «клиповое» мышление, когда любая информация усваивается быстро, но маленькими порциями;
- слабо развитые коммуникативные способности по сравнению с другими поколениями, что объясняется активной виртуальной жизнью;
- гиперактивность;
- независимость мнений;
- склонность к постоянному саморазвитию и получению новых знаний.
Эти качества сформировались в современном поколении студентов не случайно. Их развитию способствовала цифровая эпоха, в которую молодым людям было суждено родиться. Ни одно из предыдущих поколений не получало информацию в таком объеме, как поколение, появившееся на свет после 2000-х.
Дополнить портрет современных учащихся вузов помогает статистика. Известно, что:
- Каждый 10-й студент в России живет в общежитии.
- 94% студентов не связаны семейными узами.
- У 81% студентов нет личного транспорта.
- 72% учащихся вузов предпочитают интеллектуальный труд физическому.
- Больше половины студентов предпочитают совмещать учебу с работой и выбирают заочное обучение.
- Количество студентов, обучающихся на бюджетном отделении меньше, чем учащихся на коммерции.
- Самыми популярными интернет-ресурсами у современных молодых людей остаются социальные сети.
Каким должен быть идеальный студент, какими качествами обладать
Независимо от принадлежности к тому или иному поколению, представление об идеальном студенте с годами не меняется. Вот список качеств, которыми должен обладать успешный студент и перспективный молодой специалист:
Самостоятельность. Программа подготовки в вузе в отличие от колледжа нацелена на развитие у молодых людей именно этого качества. Самостоятельно нужно изучить большой объем информации, самостоятельно приходится готовиться к семинарам, докладам и выступлениям. Это не всем учащимся дается легко, однако у современных работодателей наличие данного качества у сотрудников имеет огромное значение.
Стремление постоянно развиваться. Это скорее личное качество, которое трудно приобрести. Но если оно есть, считайте, что получили подарок свыше. Желание развиваться и познавать новое, помимо личного удовлетворения, обещает постоянное профессиональное развитие и достойное вознаграждение за свой труд.
Правильное отношение к критике. Это качество, необходимое в жизни не только студентам
Самое важное в критике — понимать суть претензий и использовать их для личного роста и самосовершенствования.
Выявление своих сильных сторон. Важное свойство для любого человека
Реальная оценка своих возможностей помогает максимально эффективно проявлять себя сначала в учебе, а затем и в работе.
Развитие своих талантов и способностей. Просто принять свои сильные стороны как данность — недостаточно. Чтобы добиться настоящего успеха, свои таланты и способности необходимо постоянно развивать.
Способность к командной работе. Вуз лишь отчасти может воспитать это свойство в человеке. В учебе командная работа встречается не часто, зато в профессиональной сфере — ежедневно.
Ответственность. Важное свойство состоявшейся личности — нести ответственность за свои поступки/работу/результаты. Даже в случае неудовлетворительных и провальных результатов. Перекладывание ответственности на других и желание найти виноватых ведет к деградации личности.
Умение слушать. Это мегаполезное качество как для студентов и молодых специалистов, так и для остальных категорий людей. Оно позволит комфортно чувствовать себя в любом коллективе.
Структура индивидуальных качеств
Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:
- Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
- Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
- Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
- Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.
Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.
Эмоции
Этот показатель не отличается объективностью, так как основан на индивидуальных потребностях конкретной личности, субъективном мнении и убеждениях человека, его опыте. Эмоции являются психической реакцией на что-либо.
Бывают эмоции:
-
положительные, к которым относится вера, надежда, радость, оптимизм, энтузиазм, страсть и т. д.;
-
отрицательные, к которым можно отнести беспокойство, уныние, скуку, грусть, тревожность, разочарование, раздражение, боязнь и другие.
Согласно теории Б.И. Додонова, эмоции можно квалифицировать в зависимости от ситуации, во время которой они проявляются. Они могут относиться к:
-
коммуникативным;
-
альтруистическим;
-
праксическим, проявляющимся после достижения желаемого;
-
глорическим, возникающим в связи с необходимостью самоутверждения;
-
пугническим, проявляющимся при возникновении опасной, рискованной ситуации;
-
романтическим;
-
эстетическим;
-
гностическим, основанным на тяге к знаниям;
-
акизитивным, проявляющимся в связи с накопительством;
-
гедонистическим, относящимся к получению удовольствия.
Психологическая характеристика учащегося 6-го класса
Мальчик доброжелателен, эмоционален, очень импульсивен, двигательно беспокоен, иногда создается впечатление, что ребенок не контролирует свои действия и высказывания. Подвержен частым сменам настроения. Социальную дистанцию удерживает не всегда.
С незначительной помощью взрослого может самостоятельно выделять учебную задачу, строить гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, поступать в соответствии с избранной или усвоенной инструкцией, проявляет склонность к нестандартным способам решения учебных задач. Не всегда дает адекватную оценку собственной деятельности.
Мальчик обладает широким спектром познавательных интересов и высоким учебным потенциалом. Тем не менее, учебная деятельность не является приоритетной.
Особенности развития сенсорных систем:
- ведущей системой восприятия является аудиальная;
- концентрация внимания соответствует среднему уровню;
- устойчивость и распределение внимания по нескольким признакам находится на средненизком уровне;
- объем зрительной и слухоречевой памяти находится на верхненормативной границе возрастной нормы.
Речевая сфера без особенностей.
Тип нервной системы — среднеслабый: при монотонной деятельности наблюдается утомляемость в форме пресыщения, но способен к кратковременной мобилизации. Требуется незначительное время на врабатываемость, наибольшая продуктивность соответствует первой половине и середине урока. Темп психической деятельности соответствует возрастной норме.
Эмоциональноличностная сфера характеризуется повышенной тревожностью и стремлением к самоутверждению и лидерству в группе (самооценка занижена при адекватно высоком уровне притязаний). С трудом переносит сравнение себя с другими, поэтому предпочитает индивидуальное общение с преподавателями, особенно в ситуации проверки знаний. Фасад отсутствия учебной мотивации скрывает высокий уровень тревоги, который временами может проявляться даже в отказе от деятельности в случае ожидания «провала». Особенности воспитания привели к тому, что мальчик, копируя поведение старшего брата и зачастую провоцируя взрослых на негативную оценку своих действий, невольно стремится подтвердить ее. В группе сверстников занимает положение неформального лидера.
Рекомендации для педагогов
При организации учебного процесса ребенку иногда требуется организующая и стимулирующая помощь на этапе осмысления задачи. При изучении нового или трудного учебного материала его лучше предлагать в первой половине урока. При возникновении затруднений при выполнении задания следует еще раз повторить сложный материал. При появлении признаков утомления следует сменить вид деятельности.
Для преодоления тревожности ребенку желательно предлагать те виды заданий (предоставляя возможность консультироваться с педагогом), которые предполагают, использование нестандартных методов решения и в которых мальчик может быть наиболее успешен. Давая оценку деятельности, критические замечания лучше высказывать конфиденциально и обязательно аргументировать.
Следует иметь в виду, что внешние поведенческие проявления ребенка часто не соответствуют его внутреннему душевному состоянию.
Свойства и структура личности
Фото saeed karimi on Unsplash
«Свойства личности» в психологии — постоянные психические процессы, влияющие на деятельность человека, и дающие ей характеристику как с психологической, так и с социальной стороны.
Базой психологической структуры и содержания личности есть ее психические свойства, такие как:
- Направленность
- Характер
- Темперамент
- Способности
Под «структурой» подразумевается связь и взаимодействие разных составляющих.
Она делится на четыре уровня личности:
- низший — это физиологические (половые) психические свойства;
- второй — представляет собой индивидуальные особенности, такие как: мышление, память, ощущения, способность и восприятие. Они формируются под воздействием врожденных факторов и их развития;
- третий — состоит из индивидуального опыта. В его «набор» входит: приобретенные знания, навыки и привычки. Обозначенный уровень обусловлен социальным характером и сформирован в процессе жизнедеятельности;
- высший — это уровень направленности. Он включает в себя: интересы, желания, взгляды, убеждения, самооценку, мировоззрение, особенности характера. Данный уровень — наиболее социально обусловлен. На его формирование влияет воспитания. Более того, он отображает ту идеологию социума, в котором находится индивид.
Ты, наверное, спросишь для чего тебе важно различать данные уровни? Все очень просто — чтобы ты могла дать объективную характеристику как себе, так и другим людям. Понимание себя и других, подразумевает отсутствие противоречий, а в некоторых случаях и конфликтов
Волевые качества личности
В процессе жизни человек получает определенный опыт. В зависимости от того, через какие процессы пришлось пройти, формируется характер. Преодоление препятствий помогает реализовать волю индивида.
Основные волевые качества
Характеристика | Особенности |
---|---|
Целеустремленность | Активное, сознательное, мотивационное движение к определенному результату. Подразделяется на 2 вида: • стратегия – умение руководствоваться убеждениями, определенными ценностями, идеалами; • тактика – способность ставить перед собой четкие цели и не отвлекаться в процессе их достижения |
Инициативность | Является определенным «толкателем» целеустремленности. Инициатива помогает преодолеть инертность и направить волю в конкретное русло |
Самостоятельность | Активная сознательная установка действовать с позиций собственных убеждений и взглядов, не поддаваясь влиянию внешних факторов |
Выдержка | Умение противостоять препятствиям в достижении цели. Требует самоконтроля и самообладания, способности выбрать оптимальный вариант действий |
Решительность | Проявляется в умении быстро принимать твердые, обоснованные решения и претворять их в жизнь. При этом не исключаются обдумывание своих действий с различных позиций, прохождение через антагонизм мотивов и внутреннюю борьбу с собой |
Смелость | Первый шаг в формировании решительности определяется умением преодолевать страхи и способностью идти на оправданные риски |
Энергичность | Проявляется в концентрации внутренних сил, необходимых для получения результата |
Настойчивость | Является чертой характера, дополняющей энергичность и позволяющей мобилизовать силы на длительный процесс движения к цели |
Организованность | Необходимое качество, помогающее разумно спланировать и упорядочить свои действия |
Дисциплинированность | Проявляется в осознанном подчинении личного поведения принятым в обществе нормам и порядкам, с учетом требований действий |
Самоконтроль | Является производной составляющей дисциплинированности. Выражается в способности контролировать свои действия и направлять поведение в нужное русло, не поддаваясь сиюминутным импульсам |
На пути к цели
Описанные базовые качества взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Воля – это осознанное приобретенное свойство личности, развиваемое в процессе постановки цели, умение направленно к ней двигаться, преодолевая препятствия, способность брать ответственность за собственные действия.
Профессиональные качества личности
Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:
- вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
- способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
- возможность корректировать цифры, буквы, слова;
- иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
- умение детализировать объекты и графические изображения;
- координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
- ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
- восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
- общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.
Способности человека
На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.
Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:
Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков.
Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.
Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе
Психические свойства темперамента личности
Сегодня в психологии, несмотря на то, что темперамент один из древнейших терминов, его четкого определения не существует. Поэтому в зависимости от теорий, диагностики свойств темперамента, различных исследований, психологи в разное время давали абсолютно разнообразные определения.
Если психика – это определенное свойство нервной системы, то индивидуальные (персональные) свойства личности, включающие в себя свойства темперамента, определены индивидуальными (персональными) свойствами нервной системы. О них можно судить только по субъективным особенностям нервной деятельности.
Согласно Павлову субъективные особенности разнообразных фазических (временных) условных рефлексов являются показателями определенных свойств нервной системы. Он охарактеризовал общую типологию нервной системы согласно определенным комбинациям этих свойств. Поэтому корреляция индивидуальных психических свойств с субъективными особенностями фазических (временных) рефлексов является одним из надежнейших отличительных примет свойств темперамента. Однако это не означает, что корреляция психических свойств с любыми другими субъективными особенностями нервной деятельности, не относится к психическим свойствам темперамента личности.
Сейчас обнаружена взаимосвязь субъективных психических свойств не только с фазическими условными рефлексами, но и с условными тоническими рефлексами. В таких особенностях также проявляются субъективные свойства нервной системы, и поэтому взаимодействующие с ними психические свойства личности также определяют свойства темперамента.
Так как, свойства любой системы зависят от всех свойств организма человека в целом, то логично предположить, что и свойства темперамента зависят от всех свойств человеческого организма. Однако такая зависимость имеет более опосредствованный, косвенный характер, а зависимость темперамента непосредственно от свойств нервной системы – прямая.
Одинаковые подвижные особенности деятельности психики зависят от воли и эмоций. Именно поэтому они в конечном итоге обуславливаются соотношением волевых и эмоциональных особенностей личности. Именно такое соотношение и лежит в основе характерных признаков понятия темперамент. Следовательно, можно сделать вывод, что субъективные особенности эмоционально-волевой сферы выражают свойства темперамента.
Вследствие того, что темперамент определяется общей типологией нервной системы, его психологическими признаками могут быть только субъективные особенности эмоционально-волевой области, которые отличаются устойчивостью, постоянством и сохраняются на протяжении продолжительной части жизни. Именно индивидуальные особенности, динамично протекающие в эмоциональных и волевых процессах с раннего детства и сохраняющиеся на протяжении длительного времени, относятся к психическим свойствам темперамента. Например, тревожные состояния, которые впервые выявлены в раннем детстве, могут сохраняться и в дальнейшей жизни, вплоть до взросления.
Основные свойства темперамента могут не только определять динамичность психической деятельности, но и определять динамичность отдельных процессов психики. Например, устойчивость и сила эмоций охарактеризовывают динамичность эмоциональных процессов, а экстраверсия и интроверсия определяют не только динамичность эмоциональных процессов, но и динамичность интеллектуальных процессов. Черты характера, мотивы и отношения, хоть и обуславливают динамичность деятельности психики в целом, однако определяют не динамичность свойств отдельных процессов психики, а поведение и поступки человека в зависимости от ситуации.
Экспериментальное исследование свойств темперамента показало, что формальные критерии, например сенсорные пороги восприятия, быстрота формирования условного рефлекса, точность и быстрота выполнения, являются основными характеристиками, по которым экстраверты отличаются от интровертов.
Потребности человека
Направленность определяет психические свойства личности и обладает своей внутренней структурой, которая включает цели, мотивы и потребности. Последние являются нуждой человека, если говорить о нем как о социально-биологическом существе, в определенном материальном или духовном предмете. Потребности необходимо удовлетворять, они побуждают индивида проявлять необходимую активность, производить определенную деятельность. По направлению потребности как психические свойства подразделяются на духовные и материальные.
Потребности животных находятся, в основном, на уровне инстинктов, они ограничиваются, главным образом, материальными или биологическими нуждами, психические свойства человека формируются, изменяются и множатся в течение его жизненного процесса, это определяется уровнем производства в обществе и общественными отношениями. Кроме того, даже внешняя обстановка актуализирует формирование различных потребностей на всех этапах жизнедеятельности людей.
Потребности, как структурный элемент направления личности, обладают рядом специфических особенностей. Например, они имеют содержательный и конкретный характер, который связан с любой деятельностью или предметом, который нужен людям. Далее, осознание потребности сопровождается определенным эмоциональным состоянием. Еще одна особенность потребности – наличие волевого компонента, который ориентирован на нахождение возможных путей решения проблемы и удовлетворения потребности.
Психические свойства человека, духовные и материальные потребности влияют на формирование цели, которая направляется на достижение существующих потребностей. В личностной психологии данное понятие применяется для изучения преднамеренных действий, которые представляют специфические черты человеческой деятельности. В этом случае образование цели рассматривается как главный механизм формирования определенных действий.
Мотив также относится к психическим свойствам человека и является непосредственным внутренним побуждением для совершения конкретного действия, чтобы достигнуть поставленной цели. Определенное содержание мотива характеризуется объективными условиями человеческой жизнедеятельности. При изменении социальных условий иными становятся и предпосылки развития каких-либо мотивов, которые выступают в форме стабильных и ситуативных. Психические свойства человека, направленность и содержание мотивов характеризуют не только факт наличия определенного рода деятельности, но и ее прямую эффективность. Экспериментально доказано влияние мотива на специфику и строение процессов запоминания.
К другим психологическим свойствам личности относятся способности, темперамент и характер. Существует 4 типа темперамента:
- Холерический темперамент
- Сангвинический темперамент
- Флегматический темперамент
- Меланхолический темперамент
Характер формируется на базе проявления темперамента человеческой личности в определенных социальных условиях.
Воля
Воля – это то, что позволяет индивиду управлять своими действиями и психикой. Это осознанный контроль над своим поведением, осознанное влияние на окружающую действительность.
Признаками воли можно назвать следующие факторы:
- принятие обдуманных решений,
- достижение поставленных целей, преодоление трудностей на пути к ним,
- самоограничение, когда для достижения цели индивид лишает себя чего-то, что может казаться ему привлекательным,
- четкий план действий,
- отсутствие эмоционального удовлетворения от решения поставленной задачи,
- моральное удовлетворение, связанное с достижением и преодолением себя.
Воля главный помощник человека в достижении поставленных целей, то качество, которое помогает ему развиваться и расти как личность. Именно воля помогает человеку преодолевать жизненные трудности, даже тогда когда кажется, что цель не достижима.
Что делать, чтобы изменить свои качества в лучшую сторону
Если человек осознает, что ему необходимо пересмотреть свои убеждения и что-то изменить в жизни, то это первый шаг к его цели.
Обычно люди стараются избавиться от негативных черт личности, а также от тех проявлений характера, которые им мешают. Среди таких черт выделяют: склонность к депрессии, низкая самооценка, зависть, гордыня.
В первую очередь, чтобы совершенствоваться, человеку необходимо найти для себя мотивацию. Мотивировать может правильная цель, окружающие люди, правильно выбранное общество или личное стремление стать лучше.
После того как подходящая мотивация найдена, необходимо переходить к самоанализу. Нужно замечать, когда именно и при каких обстоятельствах проявляется негативная черта, которую хочется искоренить. Таких ситуаций стоит избегать или же заставлять себя намерено реагировать по-другому.
Избавиться от негативных черт личности помогает более доброе, простодушное отношение к миру и людям. Если смотреть на мир под другим углом, можно увидеть в нем нечто прекрасное, а не только плохое и хорошее.
Чем характеризуется воля
Воля — особая психическая функция, которая позволяет человеку:
- регулировать свое поведение в соответствии с важными для него мотивами;
- тормозить другие мотивы, менее актуальные в данный момент;
- организовывать действия и поступки в соответствии с поставленными целями.
Регуляция действий реализуется, когда человек максимально мобилизован и сконцентрирован на задаче, у него есть достаточный уровень энергии чтобы проявить активность.
Волевые проявления выполняют важную функцию. Они усиливают мотивацию и позволяют личности совершенствоваться. Проявления воли отличаются от непроизвольных действий, совершаемых под влиянием импульса. К характеристикам, которые отличают волю, относятся:
- сила (степень усилия, необходимого для выполнения задания);
- выдержка (способность останавливать действия, мысли, чувства, препятствующие выполнению задуманного);
- настойчивость (способность мобилизоваться для достижения задуманного).
Воля тесно связана с другими сознательными процессами. Она не способна самостоятельно оказывать влияние. Даже, если под волей понимать деятельностный блок сознания, чувств, разума, то она все равно зависит от внешних условий. В воле проявляются стремления и необходимости. Она возникает у человека, способного понимать собственные желания и относиться к ним определенным образом.
Способности
Когда мы пытаемся понять почему у людей, которые находятся в однотипных жизненных условиях будет разный результат, для разбора данного вопроса, мы будем руководствоваться таким понятием как «способности» беря за основу то, что именно способности и будут определять то, чего в конечном итоге добьется человек.
Психические свойства: темперамент
Как пример: способности дают разъяснение тому, почему одни учатся быстрее других.
Способности можно разделить на:
- объединение процессов психики и состояний;
- разъяснение того, как приобретаются, используются, и закрепляются: умения, знания, навыки.
В арсенале человека большое разнообразие способностей. Все они разделены на несколько категорий.
Элементарные и сложные, где:
элементарные связаны с органами чувств и примитивными движениями. Подразумевается способность различать цвета, звуки, и запахи. Они присутствуют с рождения.
А вот специальные способности есть не у всех, так как они требуют наличие сопутствующих задатков. Например, художественно-изобразительных, музыкальных, актерских, и тд.
Теоретические и практические, где:
под теоретическими имеется ввиду предрасположенность человека к абстрактно-логическому мышлению. Так же к ним относится умение ставить и выполнять задачи теоретической направленности.
Относительно практических, ты, наверное, уже и сама догадалась: постановка и выполнение практических задач, которые непосредственно связаны с конкретными действиями в рамках определенной ситуации из жизни.
Учебные и творческие, где:
учебные определяют успешность обучения, а творческие предполагают, насколько индивид может созидать духовные и материальные предметы культуры
И что немаловажно, способен «выдавать» новые идеи, открытия и тд
Коммуникативные и предметно-деятельностные, где:
Под первыми, как ты сама понимаешь, подразумеваются знания, навыки и умения, которые напрямую связаны со взаимодействием с другими людьми, межличностной коммуникацией.
Под вторыми имеется ввиду взаимодействие человека с неодушевлёнными предметами.