Как избавиться от психологической зависимости от человека?

Виды психотравм

Негативный психологический опыт классифицируют в зависимости от способности человека преодолеть его. Выделяют такие типы реакции на стресс:

  • Проактивная позиция — предполагает попытку самостоятельной проработки стрессового события до того, как оно повлияет на мировоззрение и образ жизни. Люди с проактивной позицией легко справляются со стрессом и неожиданными ударами судьбы;
  • Реагирующая позиция — предполагает усилия по минимизации морального ущерба от психотравмирующего события. То есть, борьба происходит уже после случившегося. В такой ситуации, травматические события оказывают существенное влияние на эмоциональное состояние человека;
  • Пассивная позиция – игнорирование произошедшего, неприятие ситуации. Люди с такой позицией очень долго страдают от последствий психологической травмы.

Психотравмы также классифицируют по продолжительности:

  • Ситуативные – событие происходит внезапно и длится короткий промежуток времени. К таким событиям можно отнести врачебную ошибку, смерть родного человека, предательство друга, природную катастрофу;
  • Долговременные травмы, как правило, связаны с детскими переживаниями. Они тянуться десятилетиями и отравляют жизнь человека.

Феномен психического заражения и его признаки

О наличии психического заражения могут говорить следующие факторы:

  1. Эффект домино и дальнейшее его нарастание, например, когда определенная группа заряжается энтузиазмом в любой из сфер деятельности.
  2. Возможность проявления данного процесса абсолютно по-разному.
  3. Психическое заражение напрямую зависит от развитости личности с обществом.

Стоит отметить, что развитость играет большую роль в том, насколько люди подвержены психическому заражению. Чем более развита личность, тем сложнее происходит убеждение ее в чем-либо. Таким образом, можно говорить о том, что от интеллекта зависит то, как человек будет воспринимать информацию извне.

Причины виктимности

Формируется виктимность чаще всего в раннем детстве, под влиянием воспитания и неверных установок, транслируемых родителями. Основная причина – это взросление в асоциальной семейной обстановке и атмосфере. При воздействии регулярных негативных обстоятельств незрелая личность на подсознательном уровне формирует позицию самовосприятия, в виде жертвенного поведения. Вот какие семейные сценарии могут привести к поведению жертвы.

Чрезмерная строгость и требовательность родителей. Яркий пример, когда мать записывает своего отпрыска на всевозможные курсы, уроки, заставляя беспрестанно учиться. Желания и интересы ребёнка при этом совсем не учитываются. Постоянная загруженность и отсутствие удовлетворения от повышенной умственной деятельности, невозможность проявить себя, сделать свой выбор, травмирует детскую психику и вызывает внутренний протест. Однако неповиновение влечёт за собой наказания и упрёки, поэтому идти против воли родителей не получается. Нервное напряжение вперемежку с родительским недовольством, укорами и прессингом приводит к ощущению собственной никчёмности и вины. В этот момент в подсознании маленького ребёнка устанавливается модель жертвенности, ведь чтобы быть хорошим и не получать наказания, нужно жертвовать собой и своими интересами. С этими установками, как правило, человек может прожить всю жизнь. «Меня любят только, если я удобен и соответствую чужим ожиданиям».

Другая крайность в воспитании – дефицит внимания и заботы. В этом случае родители не уделяют должного времени общению с ребёнком. Это касается семей, где взрослые сосредоточены на построении карьеры или личной жизни, зарабатывании денег или в семье с депрессивной матерью

Малыш чувствует себя ненужным, закладывается модель в которой, для того чтобы на тебя обратили внимание, все средства хороши. Такой ребёнок может «из кожи вон вылезать» только чтоб на него обратили внимание

Может стать как отличником с неврозом , так и хулиганом, и пусть лучше орут и бьют, только не игнорируют. И, как ни странно, такие «хулиганы» часто также становятся жертвами преступлений.

Гиперопека. Следующая крайность. Родители лишают своё чадо свободы выбора и действий, решая всё за него. Не давая возможности ошибаться и извлекать уроки, получать личный опыт, повзрослевший человек попросту не умеет правильно реагировать в сложных и неприятных ситуациях, давать отпор и защищать себя, свои интересы. Очень часто эти малыши становятся жертвами уже в первом своём обществе, например, в детском саду. Их обижают и притесняют, отнимают игрушки. В школе дразнят, бьют или забирают деньги, часто они становятся жертвами буллинга . Неспособность, неумение защищаться и противостоять нападкам окружающих очень прочно фиксирует позицию жертвы.

Неправильные родительские установки. В семьях, где пропагандировали образ «доброго» удобного человека, воспитывая «хорошую» личность, с такими чертами характера, как терпимость, сервильность, покорность и нетребовательность, очень часто вырастают виктимные личности. Эти дети всеми способами пытаются сделать из себя того самого «хорошего» человека, навсегда спрятав свои уникальные качества, умения и бунтарство души. Они впитали с молоком матери, что необходимо терпеть обиды, замалчивать их, жертвовать своими интересами в пользу общества.

Конфликтность, агрессивность и враждебность. Гневные и вспыльчивые люди, не умеющие контролировать свои эмоции, часто попадают в передряги. Такие всегда устраивают скандалы в очередях или на дорогах, провоцируют драки и выяснения отношений. Привычка быть инициатором конфликтов, часто приводит к тому, что человек сам вызывает «огонь на себя» и попадает в неприятную ситуацию.

Важно!

Нужно запомнить, что вины жертвы в произошедшем преступлении никогда нет. Всегда виноват преступник! Обвинение жертвы называется виктимблейминг, и абсолютно неприемлемо. Виктимность — это невиновное поведение, как бы человек ни вёл себя, если противоправных поступков он не совершает, виноват и должен нести всю полноту ответственности агрессор.

Взаимоотношение и взаимодействие механизмов общения

1. Может происходить взаимоусиление. Например, по этой причине многие исследователи отождествляют механизмы заражения, подражания и внушения.

2. Могут противоречить друг другу. Такова, в частности, взаимосвязь механизмов заражения, подражания и внушения, с одной стороны, и механизма убеждения, с другой.

3. В одном механизме могут совмещаться совершенно противоположные механизмы, доминирующие на различных стадиях его развития. Например, на разных этапах развития моды может поочередно доминировать то механизм противопоставления и негативизма, то механизм подражания и уподобления.

Определение

Фрейд предложил три структуры психики человека:

Оно (ид) – бессознательная часть психики, совокупность инстинктивных влечений.

Сверх-Я (супер-эго) отвечает за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и моральные запреты и формируется в процессе воспитания человека. Функциями Сверх-Я являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов человека

Я (эго) осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эго не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида

Функции эмоций

Ещё Ч. Дарвин отмечал, что человеческие эмоции биологически целесообразны. Давайте рассмотрим функции эмоций:

Организационно побудительная

Эмоциональные переживания помогают найти решение происходящего события, определяют направление, в котором организм начинает искать конкретную реакцию.

Коммуникативная

Коммуникативная функция заключается в социальной обусловленности. То есть люди могут различать эмоции друг друга, что способствует социальной активности и упрощению коммуникаций в обществе.

Защитная

Защитная функция часто связана со страхом, который предупреждает человека об опасности и необходимости принятия конкретных действий.

Сигнально отражательная

Как мы уже говорили, эмоции отправляют сигнал для подбора необходимой реакции на происходящее. Сигнально отражательная функция эмоций призвана для определения вредного воздействия и дальнейшей работы над его предотвращением. 

Следообразовательная

Как правило, эмоция настигает уже после самого события. Таким образом, человек получает предупреждение и модель реакции для следующей схожей ситуации. То есть сознание откладывает произошедшее событие и нужную на подобного рода ситуации реакцию в память для того, чтобы в следующий раз быстрее отреагировать и защитить организм. В связи с этим некоторые эмоции могут вызывать у людей чувство дежавю, например.

Эмоции выполняют различные функции

Что такое психосоматические заболевания?

Психосоматические заболевания – это нарушения в работе органов, вызванные психическими и эмоциональными факторами. Это болезни связанные с негативными эмоциями (тревогой, страхом, гневом, печалью) и стрессами.Механизм развития психосоматических заболеваний:

  • Сильные переживания активируют эндокринную систему, нарушая гормональный баланс;
  • Нарушается работа вегетативного отдела нервной системы, отвечающего за работу внутренних органов;
  • Нарушается работа сосудов и ухудшается кровообращение этих органов;
  • Ухудшение нервной регуляции, дефицит кислорода и питательных веществ приводит к расстройству работы органа;
  • Повторение таких ситуаций вызывает болезнь.

Примеры психосоматических заболеваний:

  • сахарный диабет;
  • зоб или тиреотоксикоз;
  • язвенная болезнь;
  • дискинезия желчевыводящих путей;
  • ожирение;
  • гастрит;
  • гипертония;
  • кардионевроз;
  • инфаркт;
  • ревматоидный артрит;
  • бронхиальная астма;
  • нарушения менструального цикла;
  • мастопатии;
  • нейродермит;
  • неврозы;
  • нервные тики;
  • мигрень;
  • сексуальные расстройства;
  • нарушения сексуальной функции, импотенция;
  • онкологические заболевания.

Неврологическая основа

«Заразное» зевание наблюдается у людей, шимпанзе , собак , кошек, птиц и рептилий и может возникать у разных видов.

Витторио Галлезе утверждает, что зеркальные нейроны ответственны за преднамеренную настройку по отношению к другим. Галлезе и его коллеги из Пармского университета обнаружили класс нейронов в премоторной коре головного мозга, которые разряжаются, когда макаки выполняют целенаправленные движения руками или когда они наблюдают, как другие делают то же самое. Один класс этих нейронов срабатывает при выполнении действия и наблюдении, а также при воспроизведении звука того же действия. Исследования на людях показывают активацию премоторной коры и теменной области мозга для восприятия и выполнения действий.

Галлезе продолжает свой диалог, говоря, что люди понимают эмоции через смоделированное общее состояние тела. Нейронная активация наблюдателей обеспечивает прямое понимание на основе опыта. «Непосредственный резонанс» — аналогичная теория Голдмана и Шрипады (2004). Эмпатия может быть продуктом функционального механизма нашего мозга, который создает воплощенную симуляцию. Другой, который мы видим или слышим, становится в нашем сознании «другим я». Другие исследователи показали, что при наблюдении за чужими эмоциями задействуются области мозга, участвующие в (а) переживании схожих эмоций и (б) в создании схожих выражений лица. Эта комбинация активаций указывает на то, что наблюдатель активирует (а) представление эмоционального чувства другого человека, которое может привести к эмоциональному заражению, и (б) моторное представление наблюдаемого выражения лица, которое может привести к мимике лица. Таким образом, в мозгу понимание и разделение эмоций других людей будет сочетанием эмоционального заражения и мимикрии лица

Важно отметить, что более эмпатичные люди испытывают большую активацию мозга в эмоциональных областях, когда становятся свидетелями эмоций других людей.

Миндалевидное тело

Миндалина является частью механизма мозга , который лежит в основе эмпатии и позволяет эмоциональную настроенность и создает путь для эмоционального заражения. Базальные области, включая ствол мозга, образуют плотную петлю биологической связи, воссоздавая у одного человека физиологическое состояние другого. Психолог Говард Фридман считает, что именно поэтому одни люди могут двигаться и вдохновлять других. Использование мимики, голоса, жестов и движений тела передает эмоции аудитории от говорящего. необходима цитата

Характерные проявления эмпатии

Под понятие, что такое эмпатия определение в психологии, попадают люди с высокими показателями эмоциональных откликов:

  • на эмоциональные воздействия индивидуумы реагируют кожной проводимостью и частым сердцебиением;
  • страдают повышенной эмоциональностью, часто плачут;
  • много времени проводят с родителями, ярко проявляют эмоции и делятся внутренними переживаниями;
  • оказывают людям реальную помощь;
  • поддерживают и укрепляют дружеские отношения;
  • расценивают позитивные социальные черты как важные;
  • ориентируются на моральные ценности.

Диагностике эмпатичной личности подлежат 6 векторов сопереживания: к родителям, животным, престарелым людям, детям, героям художественных произведений и сверстникам в межличностных отношениях. Шесть шкал теста открывают каналы эмпатии: рациональные, эмоциональные, интуитивные, а также установки, сопутствующие или ограничивающие сопереживание.

В силу отсутствия сведений о способе выделения шкал, сложно делать выводы об обоснованности анализа эмпатии как многопланового, целостного явления. Более надежным психодиагностическим средством оценки сопереживания выступает тест Мехрабьяна и Эпштейна, измеряющий эмпатию как узкую эмоциональную отзывчивость.

Сопереживание

Уровень III: Невротический

Данные защитные механизмы называются невротическими, однако они могут наблюдаться и у взрослых людей без невроза. Они дают краткосрочные преимущества при копинге (преодолении стрессовых ситуаций), но часто могут привести к долгосрочным проблемам в отношениях, работе и повседневной жизни, если используются в качестве основного сценария поведения.

К невротическим защитным механизмам относятся:

  • Замещение – бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой.
  • Диссоциация – отделение себя от своих неприятных переживаний.
  • Интеллектуализация – неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
  • Реактивное образование – защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  • Вытеснение – неконтролируемое, бессознательное устранение чего-либо из сознания.

Рекомендации по преодолению психологического дискомфорта в ситуации стресса

Можно выделить ряд рекомендаций, подходящих всем типам людей в сложившихся условиях:

— обязательно наличие физической активности (хозяйственные работы по дому не в счет). В интернете можно найти подходящие для каждого упражнения и выполнять их ежедневно.

— необходимы дыхательные упражнения, укрепляющие иммунитет и стимулирующие продуктивную работу легких.

Достаточно популярна сейчас дыхательная гимнастика Стрельниковой. Одно из несложных упражнений, доступных в любом возрасте: встать прямо, руки согнуты в локтях, ладони от себя. Делая шумные вдохи, нужно сжать ладони в кулаки. Выдох при этом неслышный (пассивный), руки разжать.

— нужно по-максимуму оградить себя от новостных «атак» СМИ. Целесообразно выбрать один-два достоверных источника и просматривать их раз в сутки, это снизит тревогу и мнительность, но в то же время позволит оставаться в курсе событий.

— желательно, чтобы день был распланирован, лучше вставать и ложиться в одно и то же время. Это поможет оставаться «в тонусе» и подарит ощущение определенности, упорядоченности, не останется времени на ненужные изнуряющие переживания.

— если есть свободное время, лучше постараться потратить его с пользой для себя, вспомнить о том, что постоянно откладывалось в «долгий ящик», возможно, научиться чему-то новому.

Еще один полезный лайфхак: составить список приятных занятий для себя, пополнять его, как только вспомнится что-то новое, и периодически воплощать эти задумки в реальность.

— нужно помнить о том, что сейчас обострятся все давно назревающие конфликты с близкими. Чтобы избежать лишних ненужных скандалов, желательно найти компромисс, который всех устроит.

При этом замалчивать и игнорировать проблему тоже не стоит, если один из вас эмоционально возбужден, лучше отложить обсуждение на некоторое время, но обязательно вернуться к нему, когда участники спора будут спокойны.

Будьте здоровы!

Зачем нужны отрицательные эмоции

Негативные эмоции не обязательно должны быть плохими. Зачем они нужны, многие не понимают. Принято считать, что все, кто гневается, боится, чего-то стыдится или расстроен, плохо поступают

Но психологи давно уже акцентируют внимание, что эти, казалось бы, негативные эмоции, могут сослужить человеку огромную службу

Например, что было бы с человеком, если бы он не боялся, и страх за свою жизнь отсутствовал напрочь? Конечно, он долго бы не протянул – или на машине разбился заядлый гонщик, или под завалы попал увлеченный геолог, альпинист. Ну это так, навскидку. А сколько еще опасностей подстерегает человека…

Чувства и эмоции человека возникают на основе какой-то ситуации, воспоминания, слова и т. д. То есть для их появления обязательно должен быть “пусковой механизм”. Если этот “механизм” основан на недовольстве положением дел, окружающим миром, то чувства негативные.

Некоторые, например, считают, что резкий ответ “нет” на повторное предложение – признак дурного тона, сопровождающийся негативной эмоцией. Но человек иногда может резко ответить “нет”, если предложение его не заинтересовало, и он не приемлет навязывания мнения. При этом он защитит свои границы и сохранит время, что уже хорошо. Кстати, научиться защищать себя и говорить “нет” вы научитесь здесь.

Другими словами можно сказать, что позитивные эмоции – это такие реакции, к которым человек стремится. К негативным относят те, которых человек избегает.

Статистика говорит о том, что большинство людей, а именно 70 %, стараются избегать их, для 20 % людей они будут нейтральными (то есть безразличны), а 10 % людей оценивают общепринятый негатив как привлекательные эмоции.

Как улучшить ментальное состояние?

  • Огородите себя от негатива. Состояние здоровья может пошатнуться от негативных событий, которые так губительны для нашего психофизического состояния. Встречаются личности — «энергетические вампиры», которые питаются нашими эмоциями (зачастую отрицательными). Стоит держаться подальше от таких людей, дабы сохранить свою внутреннюю стабильность, эмоциональное состояние и здоровье.
  • Посетите психолога.
    Несколько лет назад посещение психолога было постыдным и зазорным делом. Малое количество лиц готовы признать и принять нарушения своего эмоционального здоровья и начать восстанавливать его.
  • Займитесь своим личностным ростом. Эмоциональная составляющая здоровья и внутренняя гармония — ключ к карьерному и личностному росту. Наполнив себя изнутри, вы почувствуете улучшения в психофизической стабильность своего организма. Начните читать книги, знакомиться с новыми интересными людьми, посещайте места, вдохновляющие и наполняющие вас.
  • Не забывайте отдыхать.
    Отдых помогает избавиться от фактора стресса и не позволить своему организму устать до изнеможения, повлияв тем самым на наше самочувствие. Как только почувствуете внутреннее «выгорание» — постарайтесь, как можно скорее отвлечься и восстановиться. Сохранение эмоционального здоровья только в ваших руках!

Что такое негативные эмоции?

Негативные эмоции — это неприятные ощущения, основанные на отрицательном восприятии той ситуации, которая диссонирует с внутренним состоянием человека. На самом деле, как реагировать на неприятности, решает сам человек.

Чтобы это понять, достаточно вспомнить картинку из учебника по биологии, изображающую типы темперамента. Четыре изображения показывают четыре разные реакции на одну и ту же ситуацию. Мужчина садится на шляпу другого человека. Меланхолик начинает плакать, флегматик остается абсолютно спокоен, холерик выходит из себя и кричит, сангвиник смеется. Ситуация не поменялась, а вот восприятие – да.

Есть много отрицательных эмоций, виды которых можно классифицировать по следующим признакам:

  • Обида. Гнев, недовольство, возмущение, злость, раздражение, завить, презрение, ревность.
  • Печаль. Разочарование, скорбь, грусть, жалость, отчаяние, сочувствие, сожаление, тоска.
  • Страх. Тревога, опасение, испуг, трепет, волнение, беспокойство, ужас, настороженность, паника.

дальнейшее чтение

  • Decety, J .; Ickes, W., eds. (2009). Социальная неврология сочувствия. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Шоуолтер, Элейн. Истерические эпидемии и современная культура. Нью-Йорк: Columbia University Press.
  • Гоулман, Дэниел (1998). . Bantam Книги.
  • Martin, P. Y .; Schrock, D .; Лист, М .; Рор, К. В. (2008). «Работа с изнасилованием: эмоциональные дилеммы при работе с жертвами». В Fineman, S. (ред.). . Молден, Массачусетс: Блэквелл. стр. –60).
  • McColl-Kennedy, J. R .; Смит, А. К. (2006). «Эмоции клиентов при сбоях обслуживания и восстановлении». В Zerbe, W. J .; Ашканасы, Н. М .; Hartel, C.E.J. (ред.). Индивидуальные и организационные взгляды на управление эмоциями и их отображение. Серия исследований эмоций в организациях. 2. Амстердам: Эльзевир. С. 237–268.
  • Worline, M. C .; Вжесневски, А .; Рафаэли, А. (2002). «Мужество и работа: нарушайте распорядок дня для повышения производительности». В Lord, R. G .; Klimoski, R.J .; Канфер, Р. К .; Шмитт, Н. (ред.). Эмоции на рабочем месте: понимание структуры и роли эмоций в организационном поведении. Серия «Организационные границы». 16. Сан-Франциско: Джосси-Басс. С. 295–330.

Убеждение в психологии. Анализ определений понятия убеждения в психологии

Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения:

1. Убеждение — это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю .

2. Убеждение — это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств .

3. Убеждение — это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать — это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленном организацией социальной сферы .

4. Убеждение — личностное образование, представляющее отношение человека к действительности и характеризующееся единством когнитивного и потребностно-личностного компонентов . Качества убеждения зависят от способа усвоения определённых знаний, мнений оценок.

5

Убеждение — это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего

Убеждение — основной, наиболее универсальный метод руководства и воспитания . Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е

чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы

Убедить кого-либо в чем-либо — значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логических рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или действовать в соответствии с ней .

Основными средствами убеждения выступают графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками .

В данном случае понятие, которое мы будем рассматривать в данной работе наиболее полно отражено в пятом определении, его дополняют третье и четвёртое определение. При этом понимаем, конечно, диалектическую взаимосвязь и единство всех названных сторон убеждения.

Уровень IV: Зрелые защиты

Данные защиты встречаются у эмоционально здоровых взрослых людей и считаются зрелыми, хотя многие из них берут начало в незрелой стадии развития человеческой психики. Они были выработаны в течение нескольких лет в целях оптимизации успеха в социуме и в отношениях. Использование этих защит усиливает наслаждение и чувство контроля. Эти защитные механизмы помогают интегрировать противоречащие друг другу эмоции и мысли, позволяя человеку оставаться эффективным. Люди, которые используют эти механизмы, обычно считаются добродетельными.

К зрелым защитным механизмам относятся:

  • Альтруизм – бескорыстная забота о благополучии других.
  • Антиципация (предвосхищение) – представление результатов некоторого действия до того момента, как действие реально осуществилось.
  • Юмор.
  • Сублимация – перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.
  • Подавление – сознательное забывание мыслей и воспоминаний.

Как эмпату защитить себя

Эмпатия нужна как в личной жизни, так и в работе. Неразумное и бездумное употребление этого навыка может привести к эмоциональному выгоранию и пренебрежению собственными чувствами. Елизавета Муратова рекомендует задавать себе вопросы и отмечать, с какими эмоциями, чувствами, состояниями других людей мы можем быть в контакте, не разрушая себя. Многие люди могут эмпатийно переживать и чувствовать реакцию горя. Необходимо отслеживать, что происходит с вами, когда вы сталкиваетесь с разными чужими эмоциями. Чтобы эмпату защитить себя, нужно выполнить следующие шаги.

  1. Отстроить личные границы.
  2. Научиться отличать свои эмоции от чужих.
  3. Научиться понимать, с какими эмоциями других людей вы хотите входить в контакт, а с какими нет. Научиться управлять этим процессом.
  4. Спросить себя, зачем вы входите в контакт с людьми в состоянии ярких переживаний. Что вы хотите от этого получить? Какую собственную задачу вы решаете? Эмпатия может быть одним из инструментов реализации собственных задач. Мы можем иметь личностную ценность — быть полезным в обществе. Тогда эмпатия — инструмент, чтобы эту ценность реализовать.

Первичные и вторичные процессы

В Я одновременно осуществляются два процесса. Во-первых, это бессознательный первичный процесс, где мысли организованы не согласованно; чувства могут сменяться, противоречия не вступают друг с другом в конфликт или просто не воспринимаются. Здесь нет логики и линейного времени. Страсть имеет большое значение в этом процессе. В противоположность этому есть сознательный вторичный процесс, где установлены строгие границы, и мысли организованы в целостную системы. Большинство сознательных мыслей возникают именно здесь.

Характеристики

Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

  1. Отрицание или искажение реальности
  2. Действие на бессознательном уровне

Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов». Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.

Теории и классификации

Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций – это либо недостаточная полнота (критикующий не находит в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы). Это, по всей видимости, связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.

В 1936 году Анна Фрейд перечисляет десять механизмов защиты, которые появляются в работах Зигмунда Фрейда: 1. Вытеснение, 2. Регрессия, 3. Реактивное образование, 4. Изоляция аффекта, 5. Аннулирование, 6. Проекция, 7. Интроекции, 8. Самоповреждение, 9. Обращение к противоположному, 10. Сублимация или смещение.

Анна Фрейд и ее знаменитый отец Зигмунд Фрейд оба изучали механизмы защиты, но Анна потратила больше своего времени и исследований на пять основных механизмов: вытеснение, регрессия, проекция, реактивное образование и сублимация. Все защитные механизмы – это ответ психики на тревогу и то, как сознание и бессознательное справляются со стрессом в социальной ситуации.

Вытеснение – активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания.

Регрессия – возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

  • Проекция – ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
  • Реактивное образование – защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  • Сублимация – перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Категоризация Джорджа Вайланта

Американский психиатр Джордж Вайлант предложил собственную четырехуровневую классификацию защитных механизмов:

  • Уровень I – патологические защиты (психотическое отрицание, бредовая проекция)
  • Уровень II – незрелые защитные механизмы (фантазия, проекция, пассивная агрессия, отыгрывание)
  • Уровень III – невротические защиты (интеллектуализация, реактивное образование, диссоциация, вымещение, вытеснение)
  • Уровень IV – зрелые защитные механизмы (юмор, сублимация, подавление, альтруизм, антиципация)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: