Рефлексия и саморефлексия как условия личностного развития

Взаимосвязь самопознания с саморефлексией

Самопознание – это познание и анализ индивидом личностных психических и физических аспектов, изучение самого себя. Самопознание берет исток еще с младенчества и развивается в течение всей жизни. Совершенствуется поэтапно соответственно отражению окружающего мира и самопознанию.

Основными этапами процесса являются:

  1. Анализ личной деятельности и поведения, исходя из сравнения с окружающими.
  2. Эмпиризм. Делится на внешний (осуществляется посредством аудио и видеозаписи) и внутренний (самонаблюдение мыслей, чувств, реакций на различные ситуации и события).
  3. Самоотчет (внутренний личностный отчет).

Развитие самопознания находится в тесной связи с саморефлексией индивида, которая благоприятствует совершенствованию личностного самосознания и формированию социально-перцептивного интеллекта.

И что, это и впрямь улучшает жизнь?

Исследователи из Гарвардской школы бизнеса нашли массу преимуществ в регулярной рефлексии. Оказалось, что привычка задавать себе нехитрые вопросы в конце дня положительно коррелирует со способностью человека быть внимательным в общении, с его уверенностью в своей эффективности и умением быстро понимать задачи. А еще выяснилось, что производительность сотрудника, который вперил взгляд в облако за окном и погрузился в вечные вопросы: «Чего я сегодня достиг, что меня вдохновило?» — выше, чем у того, кому не хватило времени на самокопание. Причем исследование проводилось в колл-центрах, где человек, занятый полезной рефлексией, подозрительно похож на халтурщика, отлынивающего от работы.

Рефлексия или самосознание?

Эти два понятия тесно связаны между собой и их часто путают. На самом деле между ними есть существенная разница. Самосознание – это понимание и осознавание субъектом собственных мыслей, чувств, поступков, социального положения, интересов и мотивов поведения. Самосознание приходит через:

  • культуру (духовную, материальную);
  • ощущение собственного тела (каких-либо действий);
  • формулирование обществом норм поведения, правил, этики;
  • взаимодействие и взаимоотношение с окружающими людьми.

С помощью самосознания личность постоянно меняется, улучшая либо ухудшая врожденные и приобретенные качества. Сама жизнь учит человека с помощью самосознания осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Благодаря этому человек разумный способен брать на себя ответственность за собственные действия и полученные результаты.

Рефлексия с точки зрения разных позиций

Рефлексия, что это такое

Рефлексия – слово латинского происхождения, переводится оно, как «обращение назад». Чтобы понять, что такое рефлексия в психологии, нужно знать следующие определения: «самоанализ», «обдуманность», «самокопание», «самонаблюдение». Эти слова являются синонимами рефлексивности.

Определение рефлексия в психологии – это сочетание итогов человеческих размышлений о собственной личности и ее оценки посредством механизмов коммуникации. Без общества не бывает рефлексивности. Уровни самонаблюдения многогранны: от обычного, простого самосознания до глубокого самокопания, с размышлением о смысле бытия, нравственности жизни.

Ученые, изучавшие рефлексию

Рефлексивными могут стать любые человеческие проявления сознательной деятельности: мысли, поступки, мотивы, чувства, эмоции. Но они становятся рефлексиями только при условии их обращения на собственное сознание:

  • ощущения, касающиеся личных чувств;
  • размышления о собственных мыслях, поступках;
  • воображение, которое затрагивает то, что некто (сама личность или окружающие) нафантазировали (навоображали).

Только рефлексируя на собственное сознание, человек создает индивидуальное понимание соизмеримости с реальным миром, воспринимая себя и реальность, как одно целое. Такое рефлексивное сопоставление и позволяет субъекту выступать в жизни в качестве определенной личности – одного из составляющего мира, где человек существует.

Зачем человеку нужна саморефлексия и что она дает

Саморефлексия нужна по двум простым причинам:

  • Она составляет основу самообучения. Если человек не умеет рефлексировать, он стоит на месте и не развивается. Иногда это признак психопатологии.
  • Она позволяет пересмотреть свои взгляды, составляет основу социализации. Усвоение норм и ценностей общества.

Что дает саморефлексия:

Учит понимать людей. Рефлексируя, пациент лучше понимает себя. Он отражает собственное я, сопоставляет его с другими. Главное, чтобы это не превращалось в пустое сравнение – кто лучше, а кто хуже. При грамотном подходе удается лучше понять других, их мотивы и поступки. Метод простой — поставь себя на место другого и подумай, как будешь действовать в его положении.

Позволяет переработать собственный опыт. Как положительный, так и негативный. Нужно понимать, что отрицательный опыт также очень ценен. Порой больше, чем положительный.

Можно найти свои сильные стороны и недостатки. Для этого существуют специальные упражнения. Нужно взять лист бумаги и поделить его на 2 части. Слева написать недостатки, справа достоинства. Затем взять список недостатков и постараться проработать каждый. Две недели-месяц на один недостаток. Каждый этап сопровождается составлением списка заново.

Учит организовывать мышление. Смотреть вперед, оглядываясь назад, чтобы извлечь опыт из прошлых ошибок.

Дает возможность пересмотреть собственные приоритеты, отношение к вещам. Личность человека — не что-то статичное. Это динамичная система. Прошлые цели могут быть неактуальны. Но не всегда это с ходу понятно. Саморефлексия дает шанс пересмотреть отношение к вещам, сменить цели и задачи. Вырасти над собой.

Развивает интуицию. Человек учится применять чутье на практике.

Позволяет отказаться от многих пагубных привычек. Например, в ходе саморефлексии можно понять, что курение вредит здоровью. Поздний сон создает проблемы на учебе и работе, и прочее. Это лишь два простых примера. Плохих привычек может быть намного больше: вплоть до избыточной болтливости и прочих моментов.

Устраняет ненужные блоки. Те, которые сдерживают от полноценной деятельности, раскрытия своего потенциала. Часто такие блоки связаны с избыточной стеснительностью или застенчивостью, проблемами в общении. Человек может сознательно перейти к действиям после размышлений.

Учит принимать правильные и взвешенные решения. С помощью умеренных размышлений над собой и своей жизнью удается избавиться от импульсивных действий. Взвесить все за и против и только потом переходить к активному поведению.

Когда вы достигнете хотя бы одной поставленной цели, реализуете один единственный пункт из списка — почувствуете себя увереннее. Это поднимет самооценку. Пункты действуют кумулятивно, позволяют быстро расти и развиваться как личности.

Отсутствие рефлексии

К сожалению, бывают случаи, когда у человека отсутствует рефлексия. Это происходит из-за нарушения восприятия, мышления у человека. В этом случае человек может впасть в две крайности.

В первом случае это приводит к тому, что у индивида преобладает рациональное видение и преобладают импульсы и аффект. Все это приводит человека к такому гнетущему состоянию, когда вокруг мерещится только опасность и он начинает защищаться от всех и от всего.

В этом случае, все попытки со стороны родных, друзей, близких и даже психолога помочь этому человеку еще больше усугубляет состояние. Более того, все это подтверждает его чувство небезопасности и того, что все вокруг враждебно к нему настроены.

Во втором случае у человека могут возникнуть чувство пустоты. А это происходит из-за того, что у индивида нет связи между какими-то событиями и внутренними мотивами. В этом случае у человека на все есть один готовый ответ – »не знаю».

Именно поэтому очень важно пройти терапию, для того, чтобы развить рефлексию. Так как именно на ее основе у человека выстраиваются база свойств и возможностей, которые просто необходимы индивиду в жизни

Саморефлексия и самосознание

Современная терапевтическая практика рассматривает рефлексию как необходимую основу для личностного роста, ответственного выбора, душевного спокойствия и психосоматического здоровья.

В рефлексивном слое сознания происходит осмысление смыслов, смыслы становятся объективными, действия соотносятся с мотивами, происходят процессы с личностной спецификой.

В данном случае саморефлексия — это когда субъектом рефлексии становится сам индивид, его потребности, мотивы и смыслы. Саморефлексия тесно связана с самосознанием.


Известный российский психолог Л. С. Выготский рассматривал саморефлексию как один из ведущих факторов развития личности и указывал на «глубокое различие между нерефлексивной, наивной структурой личности, с одной стороны, и рефлексивной структурой личности, с другой. Рефлексия может оказывать перестраивающее влияние на личность (самонастройка).»

В этом контексте рефлексия — это не только самопонимание и самопознание, но и такие процессы, как понимание и соотнесение с другими.

Рефлексия помогает достичь соотнесения собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями, мнениями и отношениями других людей, групп, общества и, наконец, всего человечества.

Размышлять о чем-то — значит «терпеть», «просеивать свой внутренний мир», «переосмысливать». В сетевом процессе размышлять — значит давать не оценочную, эмпатическую обратную связь тому, что было услышано, увидено и глубоко прочувствовано на сеансе.

Мы видим реальность не такой, какая она есть, а такой, какой мы можем ее видеть, будучи такими, какие мы есть, и с помощью имеющихся в нашем распоряжении средств видения.

Тем не менее, нам часто не хватает понимания нашей собственной точки зрения и ограничения нашего собственного видения, и мы можем быть убеждены, что наше видение мира является единственно правильным и возможным.

Один человек не может построить целостную картину мира, и один человек не может объяснить ее. Мы воспринимаем мир однозначно, и проблемы возникают, когда мы начинаем спорить о том, чье восприятие является правильным.

Часто проблема заключается в том, что человек в силу определенных причин не принимает предложения кого-то другого в качестве вариантов решения проблемы.

Такие причины могут быть экономическими, политическими, культурными, религиозными, теоретическими, практическими и (или) связаны с различиями в этнической принадлежности или культуре.

Соответственно, для ученого человека существует огромное количество «истин», порой взаимоисключающих.

Мир рефлексии разнообразен, обилен и уникален для каждого человека. В частности, способность к рефлексии дает человеку возможность формировать образы и смыслы жизни и действий и блокировать то, что он считает неэффективными «схемами».

Важной характеристикой рефлексивных личностей является их способность управлять собственной деятельностью в соответствии со своими личностными ценностями и смыслами, формировать и переключать на новые механизмы изменения обстоятельств, целей и задач или деятельности. Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?

Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?


Рефлексия — это средство обработки мыслей и чувств о происшествии или трудном дне, она дает нам возможность прийти к согласию с нашими мыслями и чувствами по этому поводу.

Рефлексия может быть особенно полезна при работе с трудной или сложной ситуацией. Этот тип размышления может иметь место, когда у нас есть время, чтобы отойти от чего-то или проговорить: «Поразмыслив, я думаю, что Вы, возможно, правы» или: «поразмыслив, я понимаю, что был расстроен, потому что…».

Этот тип более сфокусированного размышления может привести к новому способу реагирования или подхода к ситуации в следующий раз.

Когда вы размышляете и пишете рефлексивно в рамках своих академических исследований, от вас ожидают, что вы будете записывать процесс своей рефлексии, а также выявлять и оценивать полученные знания.

О чем бы вы ни размышляли, важны следующие моменты:

  • Рефлексия – это исследование и объяснение событий, а не просто их описание.
  • Рефлексия часто включает в себя выявление тревог, ошибок и слабостей, а также сильных сторон и успехов.
  • Обычно необходимо выбрать только наиболее значимые части события или идеи, над которыми вы размышляете. Не пытайтесь рассказать всю историю целиком, иначе вы в конечном итоге будете только описывать, а не размышлять.
  • Часто полезно размышлять о будущем – когда вы можете сделать что-то по-другому в результате размышления, — а также размышлять о прошлом.

Роль рефлексии в жизни человека

Если рассмотреть вопрос значения рефлексии в жизни человека детально, можно сделать несколько многоговорящих выводов. Благодаря рефлексивной деятельности человек может:

  • контролировать и анализировать собственное мышление;
  • оценивать свои мысли, смотря на них со стороны, и анализировать их правильность, обоснованность и логичность;
  • очищать свое сознание от ненужных и бесполезных мыслей и размышлений;
  • преобразовывать скрытые возможности в активные и эффективные;
  • более глубоко познавать себя;
  • оценивать свои поведенческие шаблоны и корректировать свои действия;
  • определять более четкую жизненную позицию;
  • избавляться от сомнений, колебаний и нерешительности.

Обладая способностью к рефлексии, человек многократно вырастает в понимании себя и своей личности, овладевает более мощным самоконтролем и идет по пути полезных в жизни перемен. А вот если у человека эта способность плохо развита, он будет хуже знать себя, а также будет продолжать совершать повторяющиеся ошибочные действия.

Очевидно, что человек, всегда действующий однообразно, но при этом ждущий новых результатов, ведет себя как минимум глупо и неэффективно. Поэтому несложно сделать вывод, что рефлексия помогает скорректировать такое поведение, устранить сбои в мыслях и поступках, начать накапливать важный опыт и личностно расти.

Именно по этой причине рефлексия стала методом, активно применяющимся психологами по всему миру. Психологи используют его, чтобы помогать людям обращать свой взор внутрь своего существа и исследовать свою сущность. При условии проведения методичной и профессиональной работы психологи помогают клиентам находить правильные решения сложных ситуаций, разрешать проблемы и искать ответы на все вопросы внутри самих себя.

Давайте укажем на конкретные результаты, которых может достичь человек, обратившийся к рефлексии как к методу психологической и психотерапевтической помощи. Такой человек может понять:

  • свои переживания и ощущения на данном жизненном этапе;
  • свои слабости, скрытые глубоко в подсознании и подверженные влиянию со стороны;
  • способы применения проблем, трудностей и преград на жизненном пути во благо себе и для улучшения жизни.

В большинстве случаев, в процессе использования метода рефлексии человек с помощью специалиста также начинает осознавать несколько частей своей личности:

  • Я – отдельный индивид;
  • Я – личность среди других личностей;
  • Я – идеальное существо;
  • Я – отдельный индивид в восприятии со стороны;
  • Я – личность среди других личностей в восприятии со стороны;
  • Я – идеальное существо в восприятии со стороны.

Для достижения понимания вышеназванных вещей психологи могут применять один из трех методов рефлексивной терапии:

  • Ситуативная рефлексия. Помогает человеку осознать суть сложившейся ситуации, подойти критически к ее оценке и определить все имеющиеся тонкости того, что происходит.
  • Саногенная рефлексия. Помогает человеку управлять своими эмоциональными проявлениями и сознательно блокировать негативные, бессмысленные и тяжелые мысли, размышления и переживания.
  • Ретроспективная рефлексия. Помогает человеку посмотреть на прошлый опыт, провести тщательный анализ своих ошибок и извлечь из них важный и полезный опыт.

По мнению многих практикующих психологов, рефлексия является одним из самых лучших, полезных и эффективных способов для человека достичь внутренней гармонии и начать самосовершенствоваться, собрать в единое целое мозаику своих мыслей и преобразовать их в целостные идеи, способствующие достижению успеха и благосостояния.

Рефлексия, намеренно используемая человеком (не важно: самостоятельно или посредством психолога) становится дорогой к познанию своего внутреннего мира, возможностью посмотреть на себя глазами других людей, а также обрести образ идеального себя – той личности, которой мечтает стать человек.

Выше мы заметили, что психологи при работе со своими клиентами применяют один из трех методов рефлексивной терапии, но и сама рефлексия может быть нескольких видов. О них мы тоже немного поговорим, прежде чем расскажем, как развить в себе рефлексию.

Рефлексия в психологии

Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.

Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.

В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».

Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся. Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.

Осознанным решением можно прекратить поток ненужных мыслеформ и принять себя в состоянии «здесь и сейчас». Специалист призывает взглянуть на себя «со стороны», как — будто, на героя сериала с экрана телевизора. Целью хорошего психолога является обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы. В рамках психологии рефлексия и самоанализ-идентичные понятия.

При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:

  1. Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.
  2. Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.
  3. Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.

Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа. Итог рефлективности — самоанализ, формирование желаемых личностных характеристик, понимание связи между поступками и результатами.

Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:

  • Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
  • Понимание своих сильных и слабых сторон — самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
  • Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
  • Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
  • Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
  • Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.

В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»)

По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста

Дайте себе время, но знайте, когда остановиться

Как упомянуто выше, саморефлексия может поставить под угрозу состояние размышления или чрезмерного мышления.

Когда мы позволяем мысли снова и снова циркулировать в наших умах без видимого способа ее разрешения, мы теряем все преимущества внутреннего размышления и можем в конечном итоге нанести вред нашему психическому благополучию.

Поэтому важно установить предел того, как долго вы сидите в спокойном созерцании. Вы можете пожелать выделить определенное количество времени или просто сказать, что пора остановиться, когда вы застряли в цепочке мыслей

И когда пришло время остановиться, лучше всего переехать куда-нибудь еще. Вот почему обычно не рекомендуется размышлять о себе перед сном. Делайте это задолго до конца дня или в любое другое время, но не перед сном.

Чтобы отделиться от внутреннего размышления, попытайтесь погрузиться в себя и сосредоточиться на чем-то, кроме того, о чем вы размышляли. Все, что может отвлечь ваш разум от того, о чем вы думали.

Что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского слова reflecto – обращать назад, от которого образовано французское слово reflexio — размышление. Само понятие рефлексии имеет множество определений, заслуживающих внимания.

Рефлексия – это способность направлять мыслительный процесс на собственное сознание, поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия. Говоря простым языком, рефлексия является способностью человека заглянуть в себя. Причем заглянуть можно не только в свое, но и в чужое сознание.

Рефлексировать – это фокусироваться и осмысливать содержание собственного сознания.

Рефлексивность – означает способность индивида выйти за рамки своего «я», размышлять, анализировать и делать выводы, сравнивать свое «я» с другими. Это уникальная возможность критически посмотреть на себя со стороны.

Впервые понятие рефлексии появилось в философии, но на данный момент является широко используемым в различных сферах.

Виды

Понятие рефлексии весьма сложное и требуется классификация, чтобы разложить все по полочкам.

Какие бывают виды рефлексии:

  1. Личностная Р. – самоанализ или изучения собственного «Я»;
  2. Коммуникативная Р. – анализ взаимоотношений с другими людьми;
  3. Кооперативная Р. – анализ совместной деятельности для достижения поставленной цели;
  4. Интеллектуальная – обращение внимания на какие-либо знания и способов их применения;
  5. Экзистенциональная Р.– глубокие внутренние мысли человека;
  6. Саногенная Р.– направлена на контроль эмоций для снятия лишнего стресса , минимизации страданий и переживаний.

Существуют и другие виды рефлексии в зависимости от объекта и цели рефлексивной деятельности.

Формы

У мыслительного феномена также различают формы, в зависимости от того, какой конкретно промежуток времени взят за основу.

Формы рефлексии:

  1. Ситуативная – реакция на происходящее прямо сейчас;
  2. Ретроспективная – анализ прошлого;
  3. Перспективная – мечты, планы, цели, шаги и т.д.

Если саморефлексии нет: почему и что делать

Процесс присущ любому. Но в разной мере, поскольку различаются склады личности, психотипы, приоритеты, общий уровень психического, интеллектуального развития.

Как правило, выше всего склонны к описываемому процессу люди с высоким уровнем интеллекта. Порой до состояния «горя от ума». Но бывает, что саморефлексии практически нет. Причины такого состояния и что делать.

Недостаточное воспитание

Состояние, при котором ребенку не рассказывают что к чему. Что хорошо, а что плохо. Еще хуже, если правильные модели поведения не показывают на практике, ничем не заинтересовывают ребенка. Растет довольно «пустая» и слабо ориентированная на перемены и развитие личность. Особенно плохо, если еще и психотип не способствует саморефлексии. Как, например, у артистичных истероидов.

Устранение. Нужна помощь психолога. Никогда не поздно расти над собой. Вопрос только в организации правильного процесса. Нужно регулярно отводить по 10-15 минут на осмысление прошедшего дня. Чтобы учиться работать над собой.

Избыточная опека

Когда ребенка в буквальном смысле душат любовью и заботой. Нет необходимости осознавать собственное поведение. Между тем, области мозга, ответственные за саморефлексию работают и задействованы с ранних лет. Речь идет о лобных долях. Молодой человек не учится менять свое поведение. Эти проблемы переходят во взрослую жизнь и никуда не деваются.

Рецепт «излечения» тот же самый. Но нужно работать под контролем грамотного психолога.

Педагогическая запущенность

Когда ребенком вообще никто не занимается. Это крайняя степень недостаточного воспитания. Нужно консультироваться у практикующего психолога. Такая проблема устраняется в детском возрасте. Во взрослые годы справиться с ней трудно.

Психопатологии

Саморефлексия не характерна для пациентов с крайней степенью психопатологии: шизофрении с выраженным дефектом, олигофрении второй степени и тяжелее. При незначительно выраженном патологическом процессе зачатки присутствуют. Их нужно развивать.

Как справиться? Нужно лечение основного заболевания. При психозах необходимы нейролептики. По потребности также и транквилизаторы. Также обязательно участие педагога, чтобы скорректировать состояние в ранние годы, насколько это возможно.

Экстраверсия в развитой степени

Чрезмерная общительность и открытость, порой граничащие с болтливостью и навязчивостью.

Лечение. Даже «махровых» экстравертов можно научить саморефлексии

Важно обратить внимание на пользу: более продуктивное общение, установление социальных связей

Какой бывает рефлексия?

Может показаться, что рефлексия — это только анализ прошлого. Но на самом деле она помогает принимать полезные решения также в настоящем и при планировании будущего. Вот самая простая и применимая к жизни классификация видов рефлексии, выделяемых психологами:

Ретроспективная

Человек оценивает прошлый опыт, делает выводы. Пример: Маша вчера поссорилась с подругой и сегодня пытается понять, из-за чего это произошло.

Ситуативная

Реакция на то, что происходит сейчас: Маша прямо сейчас ссорится с подругой и думает, как прекратить спор — продолжать закидывать оппонентку аргументами или смириться с тем, что у каждого может быть своё мнение.

Перспективная

Мысли о будущем и о планах: Маша знает, что встретится завтра с подругой, и думает, как не затронуть острую тему.

Ещё можно выделить два уровня саморефлексии:

  • низкий — мы фокусируемся только на бытовых задачах (что приготовить на ужин, как помочь ребёнку с домашкой и какое платье купить на корпоратив);
  • высокий — слишком сильно концентрируемся на проблеме и чересчур «копаем».

Адекватные решения сложно принять как при низком, так и при высоком уровне рефлексивности, и надо искать золотую середину.

Как проявляется рефлексия

Кто такой рефлексирующий человек, и когда человек становится таковым? Специалисты считают, что младенцы, новорожденные не имеют способности к рефлексии. Младенцы только принимают окружающий мир таким, какой он есть, однако, уже к трём годам ребёнок становится способным к рефлексии. Это связано с тем, что происходит обучение малыша посредством игр, адаптация в большом мире, знакомство с новыми людьми и процесс воспитания внутри семьи. Ребёнок начинает анализировать как своё поведение, исходя из установленных правил в семье, так и других людей. Приравнивая к той модели, которую он наблюдает, например, у родителей или других родственников. 

Психологи пришли к выводу о том, что в детском, юношеском и молодом возрасте уровень рефлексии достигает своего пика. Объясняют данную позицию тем, что именно до 28–30 лет человек находится в самом быстром жизненном ритме, формируется как личность, получает жизненно важные знания и навыки в больших объёмах.

Умеренная и осознанная рефлексия проявляется во многих моментах нашей жизни, например: 

Построение логических цепочек, выявление взаимосвязи между действиями и их последствиями

Обучение планированию, распределению личного и рабочего времени

Развитие логики, критического мышления, креативности

Способность решать сложные задачи различного характера

Формирование характера личности

Естественно, что рефлексия на каждом возрастном этапе проявляется в различных сферах жизнедеятельности, также, как и различна её глубина и уровень осознанности. Стоит подчеркнуть, что у двух людей одного возраста рефлексивный уровень может быть разным. Это зависит совсем не от возраста, а скорее от опыта, полученных знаний и стремлении познать окружающий мир и себя внутри него.

Как начать рефлексировать?

  • Расслабьтесь. Это не обязательно должно быть в тихой комнате с выключенным светом и зажженными свечами (обычно трудно найти время и место для этого). Найдите то, что помогает вам расслабиться — это может быть перед сном или после посещения тренажерного зала.
  • Абстрагируйтесь. Старайтесь подумать о каком-то событии или ситуации отстраненно и воссоздать все остальное — чувства, которые вы испытывали в то время, анализ того, почему вы чувствовали себя так.
  • Задавайте себе вопросы, начинающиеся с “что”, “где” и “почему”. Это не только контекстуализирует ситуацию, но и эффективно запускает процесс оценки.
  • Будьте предельно честны. Признайте то, что вам, возможно, трудно признать. Иногда легче открыть и принять истину своему внутреннему «я», прежде чем вынести ее наружу. Затем начните “взвешивать” другие факторы, которые привели к вашим действиям.
  • Размышляйте и обучайтесь. Размышляйте о своем обучении. На протяжении всего процесса рефлексии основной аспект включает в себя то, как вы себя чувствуете, и те области, которые вы выбрали для развития. Используйте эти точки отражения, когда ситуация возникает снова, чтобы улучшить ситуацию.

Это, безусловно, не единственный метод рефлексии. Он может быть использован для отражения в повседневных ситуациях.

Найдите то, что вам подходит. Помните, что рефлексия не обязательно должна быть после негативного или стрессового события. Старайтесь размышлять о событиях, вызывающих у вас и положительные эмоции, чтобы вы могли продолжать получать их и в будущем.

В сетевом методе рефлексия может быть выражена в следующих формах:

  • Анализ знания с целью получения нового знания, или преобразование неясного знания в ясное;
  • Наблюдение за процессом и состоянием;
  • Выход из рутины, способность чувствовать и различать среди многоголосия мнений и голосов;
  • Акт исследования, направленный человеком на проблему и ситуацию и поиск новых альтернатив выхода.

То, что дрейфует, — это лодка. Но то, что позволяет ей дрейфовать, — это вода, а не лодка. То, что движется, — это карета. Но то, что позволяет ей двигаться, — это бык, а не повозка. Отражение — это ум. Но то, что делает возможным размышление, — это воля, а не ум.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: