Агрессия в психологии

Виды агрессии

В психологии различаются несколько разновидностей агрессии:

  1. Прямая. Направлена непосредственно на человека или конкретную группу людей.
  2. Косвенная. Слова или поступки направляются в сторону противника посредническим образом, к примеру, путем ложных сплетен или швырянием вещей, битьем посуды и др.
  3. Физическая. Агрессор применяет физические действия по отношению к оппоненту.
  4. Вербальная. Агрессивная личность устраивает провокацию против другого человека с помощью ругательных выражений, криков, визга и др.
  5. Защитная. Является защищающим маневром против разбушевавшегося.
  6. Провоцирующая. В отличие от предыдущего вида агрессор первым устраивает «атаку».
  7. Внешняя. Направляется на окружающих людей.
  8. Аутоагрессия. Нездоровое самобичевание, которое может закончиться самоубийством.
  9. Враждебная. В основе находятся гневные эмоции, а целью считается причинение вреда.
  10. Инструментальная. Конечный результат может не достигать причинения вреда, так как основной целью является средство обретения каких-либо благ.
  11. Обоснованная. Для агрессивного поведения есть основания, к примеру, защита слабого или самооборона.
  12. Деструктивная. Попытка самоутверждения за счет унижения и причинения вреда другим.

Прямая и косвенная агрессия

Вербальная агрессия бывает двух видов. Прямая форма направлена на оппонента, она имеет мощное воздействие. Жертвами становятся те, кто не способен дать отпор. В психологии такое поведение называют виктимным.

Прямая форма более непредсказуемая и может перетекать в невербальное нападение

Противостоять такому типу агрессии тяжело. Особенно уязвимы перед ним дети. Ребенок теряется от таких нападок, ему становится страшно, и он начинает нервничать.

Косвенная агрессия носит скрытый характер. Это может значить, что нападающий распускает слухи, сплетни, клевету и иную порочащую информацию. Подобный вид не наносит прямого ущерба, но косвенная агрессия может уничтожить репутацию жертвы. Особенно сильно это сказывается на медийных и популярных личностях. Избавиться от дурной информации практически невозможно, особенно из-за распространения интернет-ресурсов.

Важно! Выделение типа агрессии нужно для того, чтобы научиться противостоять негативному воздействию. Две формы вербальной агрессии могут очень по-разному влиять на жертву

Кто-то равнодушно переносит крики и оскорбления, зато переживает из-за сплетен

Две формы вербальной агрессии могут очень по-разному влиять на жертву. Кто-то равнодушно переносит крики и оскорбления, зато переживает из-за сплетен.

Иногда противостояние может выражаться в пассивной форме. Агрессор отказывается вступать в разговор и демонстративно не обращает внимания. Еще один вариант – индивид не защищает другого, когда того активно критикуют.

Гендерное проявление агрессии не имеет научных подтверждений. В обывательском смысле считается, что женщины больше склонны к вербальным нападкам, на самом деле мужчины тоже нередко так поступают. Некоторые ученые считают, что все дело в развитии социума. Применять силу запрещено законом, остается выплескивать злость словесно.

Проявление пассивной агрессии

Мужчина боится выразить свою агрессию

Проявляться такое поведение может любыми способами, но есть некоторые отличительные признаки:

  1. Человек боится выразить свое недовольство открыто, боясь конфликта. Может быть, ему с детства запрещали открыто выражать свои чувства. Может, он сам решил, что высказывая недовольство, выражая свои негативные чувства, он будет выглядеть крайне некрасиво. Такой человек соглашается с приказами, но делает все наоборот, устраивая как бы забастовку.
  2. Человек скрывает свое истинное настроение, говоря: «нет, все в порядке», но звучит это настолько грустно, что понятно, что здесь что-то не так. Явный пример из советского мультика – Ослик Иа, который грустил из-за неудавшегося празднования своего дня рождения. Он при этом говорил: «все отлично, стол ломится от угощений!»
  3. Человек с пассивной агрессией любит молчать, давая понять, что собеседник виноват. Однако причину своей молчаливой обиды оппонент должен понять самостоятельно.
  4. Он будет стараться всячески вывести из себя собеседника, а после этого скажет: «я так и знал, ты меня ненавидишь».
  5. Подчиненный будет всячески искушать начальника, опаздывая к началу, не завершая работу.
  6. Пассивно-агрессивный будет стараться «нечаянно» оскорбить оппонента, как бы, между делом, добавляя обидную фразу.
  7. Обычно он угрюм, эта его физиономия сохраняется даже, когда он шутит, и все смеются.
  8. Упрямство – тоже отличительное качество представителя, желание сделать все по-своему.

Таких людей не трудно заметить в обществе.

Как избавиться от гнева

Я прошел долгий путь, чтобы осознать, что шел не туда.

Осознайте, что это вы «создаете» гнев. Кто-то может быть вам неприятен, может расстроить вас, но не он «создает» ваш гнев. И еще: вы оцениваете поступки людей вместо того, чтобы оценивать их в целом. Постарайтесь  понять, что не всегда люди, поступающие плохо  — плохие. Это уменьшит гнев. Если вы злитесь на друга или члена семьи, то лучше спокойно ему об этом сказать. Ослабленный гнев даст вам возможность почувствовать себя увереннее, причем без агрессивности, которая только усилит ваше раздражение и оттолкнет другого человека. Если вы сердиты на шефа, то, вероятно, не можете все ему высказать без  последствий. В таких случаях, поделитесь недовольством со своими друзьями, расскажите им о своих обидах. 

Самое страшное то, что приступы гнева часто ложатся на плечи родных и близких,могут выплескиваться на собственных детей. Гнев подавляет любовь и ослабляет доверие в семье. Он беспощадно уничтожает  самые тёплые, хорошие взаимоотношения. Подумайте, какой стала  бы ваша семья без вспышек гнева?

Неконфликтным людям наоборот нужно учиться выражать  свой гнев. Можно начать с описания своих чувств в диалоге с посторонними людьми, допустим, в течение недели. «Потренировавшись»  на них, попробуйте выразить свои эмоции в общении с коллегой или супругом.

Также хочется сказать про время: время низводит гнев, отнимая его силу. Популярный способ остановить порывы ярости и не окатить ими окружающих – посчитать до десяти, прежде чем как-то отреагировать на грубость или глупость. Отрицательную энергию надо стараться постоянно направлять в конструктивное русло, а не бить кувалдой гнева по собственной голове и не причинять этим гневом вред окружающим.

Однако по-настоящему бороться с гневом можно только тогда, когда Вы действительно осознаете его пагубность и глубину воздействия на Вас и Ваших близких. Если Вы твёрдо решили избавиться от  необоснованных вспышек злости, то первое, что следует сделать – это признать проблему и сделать шаг к ее преодолению.

Автор статьи: Соловьев Н.В.,  2011 г.

Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Класс

Агрессивное поведение педагога

Причинами агрессивного поведения учителей, воспитателей, кураторов, тренеров могут быть:

  • низкий уровень профессионализма
  • профессиональное выгорание
  • снижение престижа профессии учителя
  • агрессивное поведение нескольких/многих учеников класса и пр.

Агрессия педагога негативно отражается на детях, которые в принципе нигде больше не сталкиваются с гневом, криком и оскорблениями, кроме как в школе. Такие дети с большой вероятностью получат психологическую травму или, как минимум, негативный жизненный опыт. Это отразится на их восприятии всех учителей и тренеров в будущем, на восприятии лиц одного с их учителей пола, на моральных установках и т. д.

Если вы обнаружили, что педагог вашего ребенка склонен к агрессивному поведению (включая словесную агрессию), нужно поговорить с ним один на один, или подключив к этому делу еще одного-двух родителей. Ни в коем случае не скандальте, и не пытайтесь выяснять отношения с учителем прилюдно. Если после разговора педагог не сделает выводы и будет проявлять агрессию, нужно сообщить об этом директору школы. Агрессивным людям не место в педагогической системе.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

  • критика личностных качеств;
  • осуждение биографических фактов (включая место рождения);
  • некорректный отзыв о внешности;
  • проклятия;
  • «подколы», злые шутки и высмеивания;
  • угрозы;
  • нецензурная брань;
  • длительное поддразнивание, обычно обращённое в стойкие словоформы или укоренившиеся в социуме насмешливые стишки и обороты;
  • невербальные знаки.

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», — говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых».  Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение, направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Проведение исследования

Выборка и используемые методики

Выборка. Выборку составили 883 респондента из семи регионов Российской Федерации. В выборку вошли учащиеся старших классов различных типов школ. Гендерный состав: юноши — 41%, девушки — 59%. Средний возраст респондентов 16 лет. В соответствии с международными представлениями — это подростковый возраст.

Методики.

Оценка агрессивности в рамках нашего исследования была осуществлена в соответствии с концепцией Басса — Дарки. Были использованы утверждения, фиксирующие типичные проявления поведенческих реакций, соответствующих различным видам агрессивного поведения, выделенных в рамках указанного подхода. Всего было включено 16 высказываний, с которыми испытуемые высказывали свое согласие или несогласие по четырехбалльной шкале. На каждый из видов агрессивности приходится от одного до трех утверждений. Соотношение утверждений и конкретных видов агрессии в рамках концепции Басса — Дарки будет рассмотрено ниже. В рамках этой концепции каждое утверждение из исходного опросника относится только к одному виду агрессивности, поэтому использование отдельных вопросов для оценки интересующего нас параметра вполне обоснованно.

Однако данный факт накладывает ограничения на получение выводов относительно высокой или низкой выраженности того или иного показателя. Поэтому в нашей работе речь не идет об индивидуально-психологической диагностике и дифференциации личности подростков по уровню агрессивности. Анализ и интерпретация сосредоточены на том, для чего может быть корректно использован данный фактор, — на оценке связи между различными параметрами и на оценке значимости различий между группами испытуемых по интересующему нас параметру.

Социально-демографический блок вопросов. Для получения информации об образовании родителей использовался закрытый вопрос «Есть ли у Ваших родителей высшее образование?». Варианты ответов:

  • Да, у обоих;
  • Только у отца;
  • Только у матери;
  • У обоих нет высшего образования.

Для оценки материального положения семьи испытуемым был задан вопрос: «Как бы Вы оценили материальное положение Вашей семьи?» Варианты ответов (далее для обозначения уровней факторов будут использованы соответствующие цифры):

  1. На ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудности;
  2. На еду и одежду хватает, но покупка телевизора, холодильника и т.п. представляет трудности;
  3. Мы достаточно материально обеспечены, но чтобы купить автомобиль или съездить в дорогостоящий отпуск, придется залезать в долги;
  4. Мы материально обеспечены, можем позволить себе покупку автомобиля и дорогостоящий отпуск.

Опрос проводился анонимно в онлайн-формате. Опрос был проведен в школах пяти регионов РФ, инструкция была озвучена педагогами, осуществляющими замены уроков, опрос проводился в компьютерных классах. Применялись следующие методы статистической обработки: критерий Краскалла — Уоллеса, критерии Стьюдента и Манна — Уитни, факторный анализ по методу максимального правдоподобия.

Лекарства от агрессии

Лечение агрессии предполагает комплексный подход, включающий в себя как медикаментозную коррекцию, так и обязательную психотерапевтическую работу со специалистом.

Таблетки

Назначает лекарственную терапию только врач. Не стоит заниматься самолечением, от этого в лучшем случае не будет никакого толка, а в худшем ситуация еще больше усугубится. От раздражительности и нервозности помогут седативные лекарства мягкого действия. Успокоительные не только справятся с повышенной агрессивностью, но и нормализуют сон. Также возможно применение седативных средств на растительной основе: это всем известная валериана, пустырник, препараты на основе зверобоя.

Серьезные отклонения, при которых агрессия идет сопутствующим признаком, такие как психоз, неврастения, лечатся сильными препаратами, часто назначающимися лишь в условиях стационара. К таблеткам от психоза относится Феназепам, а также Галоперидол и Аминазин. Последние два используются при тяжелых психозах и шизофренических расстройствах только под присмотром врача.

Гомеопатия

Лечить раздражительность и склонность к агрессии можно с помощью гомеопатии

Это симптоматическое лечение, позволяющее сдержать вспышки гнева, убрать перепады настроения, переключить внимание. К гомеопатически препаратам, помогающим при агрессивности, относят Бромид калия и Стафизагрию

Народные методы

С раздражительностью и гневом, как следствиями кратковременных проблем, можно справиться с помощью народных средств.

  • Перекладывайте постельное белье лавандой или чабрецом – это укрепит сон;
  • Заваривайте и пейте чай с мятой, мелиссой, душицей;
  • Принимайте ванны с ароматическими маслами – успокаивающими считаются лавандовое, кедровое, апельсиновое, иланг-иланг. Выберите приятный для себя запах, добавляйте по несколько капель.

Терапия с помощью народных средств должна сопровождаться здоровым образом жизни и отказом от вредных привычек. Не употребляйте алкоголь, крепкий кофе, откажитесь от курения. И помните, что серьезные расстройства психики должен лечить врач. Не отказывайтесь от помощи – она даст вам возможность скорректировать свое поведение и улучшить самочувствие, свое и ваших близких.

Тесты

Профессиональный тест на агрессию А. Басса и А. Дарки

Чаще всего используется психотерапевтами, чтобы выявить степень и коэффициент агрессивности и враждебности у пациента.

Инструкция:

Прочитайте утверждение.
Подумайте, насколько оно соответствует вашему образу жизни, стилю поведения, отношению к тому или иному явлению, восприятию людей, эмоциям и чувствам.
Оценивайте себя, исходя из своего обычного поведения, т. е

как вы поступаете чаще всего.
Ответьте: «да» или «нет».
Особое внимание обратите на утверждения, содержащие частицу «не». Если отвечаете «да», значит, соглашаетесь с тем, что вы этого НЕ делаете. И наоборот.

И наоборот.

Тест:

Ключ:

*К — коэффициент.

Подсчёт:

  1. Сложите количество баллов по каждой шкале.
  2. Умножьте на коэффициент, указанный в таблице для каждой шкалы отдельно.
  3. Посмотрите, какое чувство преобладает:

Физическая

Применение физической силы против партнёра/оппонента при несовпадении жизненных принципов, интересов, мнений.

Вербальная

Демонстрация негативных чувств через ссору, скандал, обидные слова, обзывания, грубые ответы, угрозы, проклятия.

Косвенная

Подрыв авторитета партнёра/оппонента посредством сплетен, интриг, слухов, злых шуток. Демонстрация неконтролируемых, слишком бурных эмоциональных реакций (крик, стук кулаком по столу, топот ногами).

Негативизм

Оппозиция против общеутверждённых правил, требований, начальства.

Раздражение

Под воздействием любого эмоционального возбуждения — демонстрация негативных чувств: грубое поведение, резкие высказывания, нахмуренное лицо.

Подозрительность

Вера в то, что обмануть может каждый. Тотальное недоверие всем.

Обида

Ярко выраженная демонстрация неудовольствия вследствие реальных или вымышленных действий окружающих. Продиктована завышенными ожиданиями.

Аутоагрессия

Уверенность (часто надуманная) в негативности своих поступков. Постоянные угрызения совести (относящиеся к действительным или мнимым прегрешениям). Отрицательное отношение к самому себе.

Чтобы подсчитать индекс (∑) агрессивности, суммируйте баллы по 1, 3 и 7 шкалы. Норма — 21 ± 4 балла. Чтобы подсчитать индекс (∑) враждебности, суммируйте баллы по 5 и 6 шкалам. Норма — 7 ± 3 балла.

Методика Ассингера

Более простой тест.

Инструкция:

  1. Прочитать утверждение.
  2. Выбрать вариант ответа.

Подсчёт баллов проводится по 2 шкалам.

Шкала «Уход от тестирования»: если вообще нет ответа на какие-то вопросы, каждый такой случай оценивается в 1 балл. Если набрано от 0 до 4 баллов, результат тестирования достоверен. Если больше — нет.

Шкала «Агрессивность»:

Интерпретация:

Причины агрессии

Причиной агрессии могут становиться и внутренние, и внешние факторы:

Неудовлетворенность потребностей

Согласно информационной теории эмоций П.В Симонова, эмоция — это отражение актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения. Следовательно, невыполненный запрос может стать провокатором агрессии.

Привычка (шаблон)

Важную роль в появлении и развитии агрессии играет подобный образец отношений и поведения в семье. Со временем ребенок усваивает эту модель и применяет её не только в детском, но и во взрослом возрасте.

Можно посмотреть на это с другой стороны. Человек манипулирует, проявляя агрессию. Вероятно, он делает это неосознанно.

Пропаганда жестокости

Характер подкрепления агрессии со стороны окружающих также имеет немаловажное значение. Это относится в том числе и к жестокому контенту в СМИ

Его потребление детьми может привести к имитации увиденного там поведения, либо к принятию такого взаимодействия как положительно воспринимаемого обществом. Хочется подчеркнуть, что чувствительность к картинам насилия, транслируемым в СМИ, может существенно отличаться в зависимости от гендерной характеристики (мальчики более восприимчивы), когнитивной зрелости (более развитые в познавательном плане дети подвержены меньшему влиянию) и семейной социализации (ребенок, наблюдавший или испытывавший насилие в семье более восприимчив)

Это относится в том числе и к жестокому контенту в СМИ. Его потребление детьми может привести к имитации увиденного там поведения, либо к принятию такого взаимодействия как положительно воспринимаемого обществом. Хочется подчеркнуть, что чувствительность к картинам насилия, транслируемым в СМИ, может существенно отличаться в зависимости от гендерной характеристики (мальчики более восприимчивы), когнитивной зрелости (более развитые в познавательном плане дети подвержены меньшему влиянию) и семейной социализации (ребенок, наблюдавший или испытывавший насилие в семье более восприимчив).

Ожидание и фрустрация

Каждый из нас хотя бы раз испытывал это состояние — негативные чувства и эмоции, когда на пути достижения цели появлялось, казалось бы, непреодолимое препятствие. Ученые Йельского университета Д. Доллард и Н. Миллер предположили фрустрационную теорию агрессии: именно фрустрация является причиной агрессии, а агрессия — всегда следствие фрустрации. Степень ожидаемого удовлетворения при достижении цели, сила препятствия и количество последовательных фрустраций имели, по их мнению, прямую взаимосвязь с агрессией. Однако позже эти ученые пришли к выводу, что крах надежд может порождать различные модели поведения, а агрессия может быть смещенной — то есть направленной не на источник фрустрации, а на других людей.

Причины появления

Сознание — что это в психологии

У человека злость появляется из-за защитных механизмов психики. Простой вариант – индивид стремится всеми силами отстоять свою правоту. Иногда причинами всему становятся нервное перенапряжение, стресс, усталость.

Поведение человека может меняться на протяжении всей жизни. Иногда у него могут размываться границы морали и нравственности. Отягчающие факторы – наркотическая и алкогольная зависимости, неблагополучная семья. В подростковом возрасте дети больше склоны к агрессии из-за гормональных скачков и сепарации от родителей.

В редких случаях такое поведение появляется из-за дебюта психических расстройств. Тогда возникают проблемы с эмпатией, самокритикой, начинается деструктивное поведение.

Иногда вербальная агрессия является следствием переутомления. Человек копит в себе негативные эмоции, набирает их и подавляет. В итоге любая мелочь может спровоцировать взрыв.

Больше всего к этому склонны люди сангвинического и холерического темпераментов. У этих типов нервной системы процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому человек может легко заводиться и тяжело успокаиваться.

Агрессивный тип личности может развиваться на фоне кризисной ситуации. При отсутствии своевременной помощи все может перейти в стадию саморазрушения: алкоголизма, наркомании и т.п.

Факторы возникновения

Зачастую, агрессивность появляется, если кто-то пытается нарушить безопасность физического или психологического личного пространства человека. Однако она не бывает беспочвенной. Существует большое разнообразие факторов возникновения агрессии. 

  1. Ситуативные факторы. К ним относятся воздействия внешней среды. Это могут быть температурные или климатические воздействия; неприятные или болевые ощущения, связанные с теснотой, давкой, шумом и/или запахами; культурное влияние; воздействие алкоголя или наркотических веществ; сдерживаемая внутри злость.
  2. Личностные факторы. Их второе название – персональные факторы, так как к ним относятся внутренние мысли человека, его эмоции, сфера в которой он находится. Чаще всего выделяют следующие виды персональных факторов возникновения агрессии: повышенная тревожность, враждебность, склонность к депрессии; низкая самооценка; неадекватная оценка своих способностей; трудности в общении, склонность к привязанности к конкретному человеку; Наличие каких-либо психических расстройств.
  3. Социально – психологические факторы. К этим факторам агрессивности относятся те, которые формируются в социальных группах. Это уровень развития страны и проживания в ней; пропаганда насилия в средствах массовой информации и обществе в целом; низкое социальное положение; зависимость от социальных выплат и пособий.
  4. Поведенческие факторы. Под словом «поведенческие» подразумевается, что эти факторы связаны с поведением и действиями, которые создают трудности для нормального контакта с окружающими. Они включают в себя: бесцельно проведение свободного времени; отсутствие желания что-либо делать и стремиться к большему; вандализм; антисоциальная деятельность, повлекшая за собой судимость.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите . У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники .
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте .
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

Осложнения и последствия агрессии

Проявления агрессии могут наблюдаться после употребления алкоголя, что дает клевету, ругань, издевательства, насилие. Данные состояния обычно заканчиваются вместе с погружением в сон, однако, после вновь повторяются. 

Чрезмерная агрессивность может проявляться в психозе – параноидальная шизофрения и др. У пожилых людей агрессия проявляется в рамках начинающегося слабоумия, как болезнь Альцгеймера. Агрессию зачастую сопровождают иные симптомы, связанные с тревогой, раздражением, концентрацией мышления, речи, внимания, нарушениями памяти, а также с депрессией, расстройством сна и галлюцинациями. Во взрослом состоянии имеется риск развития девиантного поведения, социальной дезадаптации. Подростки при запущенной агрессии зачастую могут наносить себе или окружающим увечья, и предпринимать попытки суицида. 

Валидизация

Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.

Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:

  1. для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
  2. «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент

Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального.
Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.

Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности. Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности.
Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом.
Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.

«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05. Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины. Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: