Что такое представление?
Как уже говорилось ранее, под понятием «представление» подразумевается воспроизведение образа на основании предыдущего опыта. Представления являются связующим звеном между образами ощущений и восприятием, а также мыслительными и речевыми процессами. Представление позволяет видеть объекты со всех сторон: но не только те, которые непосредственно воспринимаются, но и те, которые относятся к обобщенному классу.
Изначально человек познает мир благодаря ощущениям и восприятию. Далее в организме возникает чувство возбуждения, которое со временем не пропадает бесследно. Именно поэтому сохраняются определенные последовательные образы, которые могут всплывать в дальнейшем.
Существует несколько видов представлений, среди них — память и воображение. В первом случае происходит воссоздание предмета или явления, с которыми человек уже сталкивался ранее. Во втором случае речь идет о выдумывании образов. Стоит отметить, что представление будет гораздо ярче, если прошлый опыт является богатым.
Апперцепция
Приобретённый опыт перцепции занимает ключевую позицию в ходе восприятия. Специфики восприятия обуславливаются всем предыдущим практическим и житейским опытом индивида. Апперцепцией именуют обусловленность восприятия прошлым опытом и личностными особенностями воспринимающего.
Человек для классификации в ходе восприятия предметов, которые он познает, выдвигает и проверяет различные умозаключения о принадлежности предмета тому либо иному классу объектов.
Именно таким манером при восприятии задействуется прошлый опыт, знания, поэтому разными индивидами одно явление может восприниматься неодинаково. Содержание перцепции обуславливается поставленной задачей, основаниями деятельности, потребностями. Значимая роль в апперцепции отводится установкам и эмоциональному реагированию, которые с лёгкостью могут модифицировать содержание восприятия.
Виды представления информации
Кинестетик — что это такой за человек
Повседневная жизнь и деятельность человека связаны с многочисленными потоками информации. Информация может быть представлена в следующих видах:
- Текстовый способ представления информации являет собой совокупность специальных символов, записанных на бумажном или электронном носителе. Такими символами являются цифры и буквы алфавита.
- Графический способ представления информации часто используют для изображения статистических данных или в том случае, когда появляется необходимость использования наглядности для лучшего понимания текста. Для этого применяют диаграммы, гистограммы, рисунки, схемы, таблицы.
- Телефония и радиовещание используют радиоволны и звуковые сигналы для представления информации.
- На телевидении для представления информации используют световые сигналы.
- Мультимедиа. Этот вид представления информации предполагает использование компьютера и объединяет в себе текстовую, звуковую, графическую информацию и видео.
Количественные и качественные методы исследования в психологии
Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.
Метод статистического анализа
Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.
Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.
Метод качественного анализа
В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.
Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.
Зрительные представления
Зрительные представления обычно лишены объёмности и воспроизводятся в виде двухмерной картины. Эти картины в одном случае могут быть красочными, в другом — бесцветными.
Характер зрительных представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. У художников в процессе рисования зрительные образы ярки, детальны и устойчивы. Даже если художник рисует с натуры, для перенесения зрительного образа на бумагу необходимо представление. Тут проявляется ещё одна интересная особенность зрительных представлений — они могут накладываться на ощущения, совмещаться с ними. Художник рисует с открытыми глазами, воображаемый образ он совмещает с белым листом бумаги, на котором рисует.
Недаром представление относят к познавательным психическим процессам. Оно играет огромную роль в образовательном процессе. Освоение любого материала связано со зрительными представлениями. На уроке математики школьник представляет бассейн с трубами, на уроке литературы представляет персонажей и место действия, на уроке физкультуры он представляет действие, которое предстоит совершить.
Классификация восприятия по видам анализаторов
По типам основных анализаторов выделяют следующие осноные виды восприятия:
- кинестетическое,
- зрительное,
- тактильное,
- обонятельное,
- слуховое,
- вкусовое.
Процесс восприятия реализуется посредством анализаторов, тесно взаимодействующих между собой. Например, осязательное восприятие, в котором задействованы кинестетический и тактильный анализаторы. В процессе зрительного восприятия, при котором зрительный анализатор играет ведущую роль, требуется участие двигательного для осуществления движения глаз. При слуховом восприятии слуховой анализатор является основным, но огромное значение при этом обретает кинестетический анализатор. Разные виды восприятия достаточно редко присутствуют в чистом виде, чаще они комбинируются между собой.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Классификация восприятия 450 руб.
- Реферат Классификация восприятия 250 руб.
- Контрольная работа Классификация восприятия 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Целостность восприятия
Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.
На целостное восприятие большое значение имеет опыт предыдущих наблюдений. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха… И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.
Восприятие конкретного человека поэтому сильно связано с его моделью мира и моделью отдельных объектов этого мира. Если, предположим, у ребенка отец весьма высокого роста и при этом носит очки, то в модели мира ребенка может быть отражена связь «высокий рост = наличие очков». Встречая затем на улице, незнакомцев в очках, ребенок будет их считать несколько выше, чем они на самом деле (особенно если рядом нет других людей, с которыми можно сравнить рост незнакомца).
Как определяются типы восприятия
Флегматик — кто это такой, краткая характеристика
Диагностика типа восприятия
Знание своего типа восприятия помогает человеку более эффективно обучаться. Существуют специальные методики, с помощью которых можно определить доминирующий тип восприятия.
Для начала человеку можно понаблюдать за своей мыслительной деятельностью. С чего начинается представление: с картинки (визуал) или с ощущения (кинестетик), со звуков (аудиал) или с логических смыслов (дигитал)? Кроме того, доминирующий тип перцепции выдает себя в речи: людям свойственно чаще употреблять те слова, которые имеют связь с их доминирующей перцептивной системой.
Также можно определить тип восприятия по доминирующей кратковременной памяти. Визуал – это человек, которому легче запоминать графическую информацию. Аудиал – это человек, лучше запоминающий на слух. Если для эффективного запоминания человеку требуется опираться на телесные ощущения, то он – кинестетик. Дигиталами называются тех, кто при запоминании делает упор на логику.
Кроме того, С. Ефремцевой была разработана методика определения доминирующей перцептивной модальности.
Признаки восприятия
Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.
Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды
Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.
Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться
Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой
Зрительные представления
В ряде случаев зрительные представления могут быть очень конкретными и передающими все видимые качества того или иного предмета – его цвет, форму, объем. Во всех остальных случаях зрительных представлений преобладать будет какое-то одно качество, а другие могут отсутствовать. Как правило, зрительные представления не имеют объемности и воспроизводятся в виде двухмерной картины, которая может быть как красочной, так и бесцветной. Зависит характер зрительных представлений от содержания и практической деятельности, в ходе которой они возникают.
Например, в процессе рисования у художников возникают яркие, детальные и устойчивые зрительные образы. Для того чтобы перенести этот зрительный образ на бумагу, необходимо представление, поэтому они могут накладываться на ощущения и совмещаться с ними. Художник совмещает воображаемый образ с листом бумаги.
Представление относят к познавательным психическим процессам, поэтому в образовательном плане оно играет большую роль. Усвоение любого материала связано со зрительными представлениями, например, на уроках географии школьник представляет ту природную зону или акваторию моря, о которых идет речь, на уроках физкультуры, представляет то действие, которое надо осуществить и др.
Зрительные образы памяти у людей, потерявших зрение в раннем возрасте, будут немногочисленны. Они отражают только те предметы и явления, которые вызвали у них сильные эмоциональные переживания.
Виды мышления по степени новизны
Люди способны добиваться чего-то в жизни очень разными путями. Одни виртуозно копируют чужие идеи (выдавая их за свои), зарабатывая себе таким путем репутацию больших умников. А другие действительно сами способны на открытия, креатив. И тут тоже необходим особый склад мышления.
Творческое мышление
Творческий человек способен творить шедевры, извлекая из своей памяти все знания и опыт, накопленные на протяжении жизни. Он на чистом холсте уже видит готовую картину, из куска камня представляет скульптуру и т. д. Творческие натуры пребывают в постоянном поиске идей, возможностей для их реализации, они вечно что-то анализируют, пробуют.
Отдельных типов творческого мышления не выделяют, а сам процесс творчества представляется в виде подготовительного, инкубационного этапов («вынашивание» идеи), затем идет озарение, проверка и выполнение задуманного. Встречается иное название творческого мышления – «художественное мышление» (стадии в нем выделяются те же самые).
Репродуктивный тип мышления
Это неспособность избавиться от установленных ограничений, жизнь в плену стереотипов и шаблонов. Человек движется «по накатанной колее», опираясь исключительно на прежние знания и опыт. Из таких людей не получаются ни первооткрыватели, ни креативщики, и каких-то интересных свершений от них ждать не приходится.
Классификация
Характерной особенностью визуальных представлений является то, что в одних случаях они очень конкретны и передают все видимые качества (цвет, форму, объем), в других случаях в визуальных представлениях доминирует одна сторона, а в третьих они очень расплывчаты или вообще отсутствуют.
Визуальные представления часто лишены объемности и представлены в виде изображений — цветных или бесцветных. Характер визуальных представлений зависит от содержания и практической деятельности, в ходе которой они создаются. Визуальное восприятие играет центральную роль в обучении искусству и важную роль в педагогическом процессе (например, изучение литературы требует привлечения воображения для успешного усвоения материала).
Слуховые представления делятся на типы и подтипы:
Речевые представления (подтипы: фонетическая и тембровая интонация), музыкальные представления (подтипы: представления о соотношении звуков по высоте и длительности).
Фонетические представления имеют большое значение в изучении иностранных языков. Представления тембра и интонации помогают представить тембр голоса и характерные особенности интонации человека, а также важны в работе актера или при обучении ребенка выразительному чтению.
Моторные репрезентации не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с текущими ощущениями. Когда часть тела представляется движущейся, происходит слабое сокращение соответствующих мышц, которое может быть зарегистрировано с помощью чувствительного электрофизиологического оборудования.
Моторные представления делятся на две группы:
1) зрительно-моторные — представления движения всего тела или отдельных его частей (являются результатом слияния моторных ощущений со зрительными образами);
2) слухо-моторные или речевые представления (являются слиянием речевых моторных ощущений со слуховыми образами слов).
Пространственные представления относятся к тем случаям, когда пространственная форма и расположение объектов представлены четко, а сами объекты представлены неопределенно — схематично и бесцветно. Пространственные представления в основном визуально-моторные. В повседневной жизни они сопровождают нас, когда мы прокладываем маршрут из одной точки населенного пункта в другую. Образ маршрута постоянно присутствует в нашем сознании. Различают плоскостные и трехмерные пространственные представления.
Одно из главных различий между представлениями и перцептивными образами заключается в том, что перцептивные образы могут быть только единичными (содержать информацию только о конкретном объекте). Представления могут быть как единичными — представления, основанные на наблюдении одного объекта, так и общими — представления, которые обобщают и отражают свойства множества похожих объектов.
В зависимости от степени выраженности волевого усилия принято различать волевые и неволевые представления. Добровольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия в интересах поставленной цели. Непроизвольные представления возникают спонтанно, без активации воли и памяти человека.
Речь и язык
Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.
Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).
Формы социальных норм
Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.
По способу закрепления социальные нормы делятся на:
- устные (нормы обычаев и морали);
- письменные (правовые и корпоративные нормы).
Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.
По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:
- межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
- групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
- национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
- общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться).
Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:
- рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
- побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
- повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
- запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).
По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.
Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.
Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.
Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.
Понятие о представлениях в психологии
Фото Warren Wong on Unsplash
Представление – это чувственный образ предмета, явления или события, возникающий на основе прошлого опыта: данных ощущений и восприятий, путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представления памяти и воображения.
Емкое определение для представлений дал ученый-психолог С.Л. Рубинштейн: «Представление — это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте».
Физиологической основой представлений являются следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, которые были раньше.
Под воздействием раздражителя старые нервные связи в коре головного мозга оживляются, возникает образ. Вспомни ситуации, где ты почувствовала запах или увидела образ и представила конкретную картину. Например, ты увидела голубенькое платьице на маленькой девочке и вспомнила свой образ на утреннике в детском саду в старшей группе, так как платье девчушки очень похоже на твое.
Но представления бывают не только спонтанными, мы можем их специально вызвать. Ребенок просит помощи с домашним заданием, нужно нарисовать осень. И ты уже тянешься к желтым и красным краскам, так как у тебя есть представления о цветовой гамме осени.
Представления связаны напрямую с высшими психическими функциями. Во-первых мы обобщаем наши представления. Существует тысячи моделей чайников, они все разные, но при этом ты никогда не спутаешь чайник с вазой.
То есть у нас в голове есть всегда абстрактный образ чего-либо. Поэтому процесс абстрактно-логического мышления основан на наших представлениях.
Во-вторых, наши представления хранятся в памяти и мы их воспроизводим с помощью нее. Тебе дают новое задание на работе, раньше такого рода заданий ты не выполняла.
Но у тебя есть примерное представление, каким образом это сделать, так как ты видела, как выполняют похожие задания коллеги. И ты достаешь из закромов своей памяти представления, каким образом это сделать.
В третьих, представления связаны с речью. Как с внутренней, так и с внешней. Мы оперируем понятиями о представлениях и при этом наша речь задействована. Ты всегда можешь воспроизвести свои представления с помощью речи, да и сама речь, ее звуки, символы, построение являются нашими представлениями.
Световая чувствительность человеческого глаза
Способность глаза воспринимать свет и распознавать различной степени его яркости называется светоощущением, а способность приспосабливаться к разной яркости освещения — адаптацией глаза; световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя. Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза). В этих условиях пороговая энергия света около 10−9 эрг/с, что эквивалентно потоку нескольких квантов оптического диапазона в секунду через зрачок. Вклад зрачка в регулировку чувствительности глаза крайне незначителен. Весь диапазон яркостей, которые наш зрительный механизм способен воспринять, огромен: от 10−6 кд•м² для глаза, полностью адаптированного к темноте, до 106 кд•м² для глаза, полностью адаптированного к свету Механизм такого широкого диапазона чувствительности кроется в разложении и восстановлении фоточувствительных пигментов в фоторецепторах сетчатки — колбочках и палочках. В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высоко чувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.
Нормализованные графики светочувствительности колбочек человеческого глаза S, M, L. Пунктиром показана сумеречная, «чёрно-белая» восприимчивость палочек.
В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный, зелёный и синий участки спектра. Распределение типов колбочек в сетчатке неравномерно: «синие» колбочки находятся ближе к периферии, в то время как «красные» и «зеленые» распределены случайным образом. Соответствие типов колбочек трём «основным» цветам обеспечивает распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что способствует явлению метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета.
Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета.
За цветовое зрение человека отвечают гены, кодирующие светочувствительные белки опсины. По мнению сторонников трёхкомпонентной теории, наличие трёх разных белков, реагирующих на разные длины волн, является достаточным для цветового восприятия.
У большинства млекопитающих таких генов только два, поэтому они имеют черно-белое зрение.
Чувствительный к красному свету опсин кодируется у человека геном OPN1LW. Другие опсины человека кодируют гены OPN1MW, OPN1MW2 и OPN1SW, первые два из них кодируют белки, чувствительные к свету со средними длинами волны, а третий отвечает за опсин, чувствительный к коротковолновой части спектра.
Виды восприятия у людей
В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.
По модальности
По модальности выделяют следующие виды восприятия:
- Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
- Слуховое – способность воспринимать звуки;
- Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
- Обонятельное – способность различать запахи;
- Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.
В зависимости от ведущего анализатора
В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).
Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.
Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.
Как она ко мне относится?
По способу актуализации
В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.
Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.
Качество и интенсивность ощущения
В принципе любые показатели явлений можно разделить на количественный и качественный виды. Качество ощущения определяет его отличия от других видов этого феномена и несет базовую информацию от стимулятора. Невозможно измерить качество с помощью каких-либо числительных приборов. Если возьмем зрительное ощущение в психологии, то его качеством будет цвет. Для вкусовой и обонятельной чувствительности – это понятие сладкого, кислого, горького, соленого, ароматного и так далее.
Количественная характеристика ощущения – это его интенсивность
Такое свойство является необходимым человеку, поскольку для нас важно определять громкую или тихую музыку, а также светло или темно в помещении. Интенсивность переживается по-разному в зависимости от таких факторов: силы действующего стимула (физические параметры) и функционального состояния рецептора, который подвергается воздействию
Чем больше показатели физических характеристик стимула, тем большая интенсивность ощущения.