Виды и уровни
Перцепция в психологии сильнее всего связано с восприятием. Перцептивными действиями называют поступки, которые нужны для чувственного познания окружающего мира. Они зависят от восприятия. Окружающий мир познается с помощью:
- осязания;
- слуха;
- зрения.
Наиболее значимой считается зрительная перцепция. В мире мало людей, у которых хорошо развиты все виды перцепции. Чаще одна из разновидностей преобладает над другими.
Зрительная
Люди с обостренной зрительной перцепцией остро реагируют на визуальные раздражители, зрительные стимулы, яркие цвета. Чаще они интересуются картинами, живописью. Отличаются от других хорошей зрительной памятью. Увидев лицо другого человека, они запоминают его на длительное время.
Слуховая
Люди с обостренной слуховой перцепцией имеют абсолютный слух. Они могут воспроизводить любые интонации. Чаще такие личности становятся музыкантами. Главный минус обостренного слухового восприятия — высокая чувствительность к громким или негармоничным звукам.
Осязательная
Некоторые индивиды для лучшего запоминания объектов, предметов должны их потрогать. Про таких личностей можно сказать о том, что у них обостренная осязательная перцепция. Ученые смогли доказать, что сильнее всего она развита в раннем детстве. В этот период нужно больше заниматься с ребенком развитием мелкой моторики.
Социальная
Социальная перцепцией называется умение воспринимать других людей сквозь призму стереотипов, социальных установок. Далеко не всегда они адекватны. Развитая социальная перцепция нужна педагогу, психологу, социологу.
Развитие восприятия у детей
Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.
В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.
Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.
Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».
Восприятие времени детьми
По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.
Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому
Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях
Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину
Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.
Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.
В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.
Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству
Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу
При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
Краткое восприятие реальности
Основные свойства восприятия с примерами
Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:
- Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
- Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
- Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.
Предметность восприятия
- Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
- Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
- Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
- Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.
Ссылки [ править ]
- ^ a b c d Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). « Апперцепция ». Британская энциклопедия .2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 221. Это цитирует:
- ^ a b c Руны, Дагоберт Д. (ред.), Философский словарь , Littlefield, Adams, and Company, Totowa, NJ, 1972.
- Липпс, Теодор. Vom Fuehlen, Wollen und Denken. Лейпциг, Verlag von Johann Ambrosius Barth, 1902. См. Страницы 6-7.
- Суждение и истина в ранней аналитической философии и феноменологии . изд. Марк Textor. Springer, 2013. С. 14f.
- Адлер, Альфред (2011). «Наука о жизни» . CS1 maint: обескураженный параметр ( ссылка )
- Отт, Кристофер, Эволюция восприятия и космология вещества , iUniverse, 2004.
Дополнительная литература
- Андреев, В.И.
Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В. И. Андреев. – Казань : СКАМ, 1992. — С. 81-139.
- Берн, Э.
Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Вы сказали «здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005. — С. 7-53.
- Варданян, Ю. В.
Психология общения : учеб. пособие / Ю. В. Варданян, Т. В. Савинова. – Саранск, 2003. – С. 15-29.
- Корнелиус, Х.
Выиграть может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210.
- Руденский, Е.В.
Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.
Примеры апперцепции
Чтобы лучше понять апперцепцию, давайте рассмотрим несколько примеров, с которыми мы часто сталкиваемся в повседневной жизни:
- Когда мы общаемся с человеком, которому по каким-то причинам не доверяем, за каждым его словом мы видим ложь или попытку манипулировать;
- Иногда вместо слова, написанного большими буквами в витрине магазина или на вывеске, мы можем неправильно понять другое слово, относящееся к нашим текущим потребностям или ожиданиям;
- каждый быстро определяет изображения, связанные с его профессией и увлечениями, иногда находя их даже там, где их не должно быть;
- хореограф в повседневной жизни замечает, что одни люди двигаются плавно, а другие довольно неуклюже (хотя для любого другого человека их движения выглядят одинаково);
- когда мы ищем определенную вещь среди множества других, мы не сразу находим ее, но потом не теряем из виду, потому что зафиксировали ее образ в своем сознании;
- голодный человек с большей вероятностью будет наблюдать изображения, связанные с едой (например, вывески кафе и ресторанов).
Возможно, вы видели юмористические тексты, в которых все буквы, кроме первой и последней, перепутаны. Читать такой текст легко, и иногда даже не замечаешь, насколько изуродованы слова. Это прекрасный пример апперцепции, потому что этот “трюк” работает только для родного языка. Но если вы свободно читаете по-английски, вам будет труднее прочитать английский текст с перепутанными буквами, чем русский.
Апперцепция присутствует всегда и везде – в общении, отношениях, работе, учебе и даже в обычных наблюдениях
Разновидности перцепции
Психологи классифицируют перцепцию в зависимости от задействованного органа восприятия следующим образом:
- Зрительная перцептивность – это вид перцепции, при которой глаза совершают скачкообразное движение – таким образом люди обрабатывают информацию, которую они получили. Когда движение глаз останавливается, начинается зрительное восприятие. На подобный тип перцепции влияют ранее выработанные стереотипы. К примеру, когда человек привык бегло просматривать текст, ему будет трудно полноценно прорабатывать изучаемый материал. Он может не замечать большие абзацы, а если его спросят, говорит, что в книге их не было.
- Слуховая перцептивность в психологии – это способ восприятия, при котором важную роль играет мелодическая и фонематическая система. При этом задействуются моторные компоненты (они выделены в отдельную полноценную систему – к примеру, пропевание мелодии позволяет развить музыкальный слух).
Также существуют следующие виды перцепции, в которых отражение информации происходит за счет понимания, а не органов чувств. Это перцепция направления и расстояния предметов, которые располагаются на расстоянии, и перцепция времени, то есть последовательность и скорость событий.
Суть перцепции времени заключается в том, что у всех людей внутренние часы разные. Нередко они не совпадают с суточными ритмами. Чтобы воспринимать подобные ритмы, человек пользуется дополнительными анализаторами.
История термина и его значение в жизни людей
Слово «апперцепция» состоит из двух частей на латинском языке: ad, которое переводится как «к», и perception – «восприятие».
Сам термин апперцепция ввел Лейбниц. Под ним он подразумевал сознательные акты восприятия, подчеркивая их отличие от несознательных, которые в свою очередь называл перцептивными. Термин апперцепция долгое время находился в ведении философии. Вольф, Кант, Фихте, Гегель и Гуссерль подробно рассматривали его и анализировали:
- Кант, заимствуя термин Лейбница, использует апперцепцию для обозначения врожденной способности сознания устанавливать связь между впечатлениями и возводит ее в ранг источника знания.
- Всякое познание, по мнению Гербарта, оставляет след, остаточный эффект в уме, который изменяет все будущие акты восприятия.
- В современной психологии можно выделить определение Лангле, в нем апперцептивной является психическая деятельность, посредством которой восприятие ассимилируется с предыдущим интеллектуальным и эмоциональным опытом и становится более ясным.
Проблема в том, что новое с трудом может взбаламутить запас уже имеющихся у нас представлений и идей. К чему же это ведет? Благодаря апперцепции с годами люди становятся консервативнее. У них уже имеется устойчивая система идей, и все, что поступает извне и не вяжется с ней, игнорируется.
Но с другой стороны, благодаря апперцепции процесс обучения можно сделать в разы эффективнее. По мысли последователей Гербарта, каждый новый элемент знания должен быть сознательно включен в прошлый опыт и связан с той информацией, которой учащиеся уже хорошо овладели.
Таким образом, участие механической памяти может быть сведено к минимуму, не нужно никакой зубрежки. Организуется полноценное включение нового в систему знаний человека, а главное, при этом часто случается радость открытия, что в свою очередь ведет к желанию повторить подобный опыт. Главное – провести достаточное количество связей между старым и новым.
Рациональная психология и паралогизмы разума
Первая из трех идей разума — душа как первое безусловное. Рациональная психология обычно ищет безусловное (метаэмпирическое и трансцендентное) в абсолютном субъекте, чтобы вывести из него прочие внутренние феномены. Но тут возникает «трансцендентальная иллюзия», и претенциозная теория впадает в паралогизмы, т.е. порочные умозаключения. Речь идет об ошибке, которую традиционная логика называет quaternio terminorum (учетверение терминов). Умозаключение включает в себя три термина, но если один из них — средний, обманно употреблен в двух посылках по-разному, то вместо трех образуются четыре термина. В традиционной психологии, по Канту, этот паралогизм случается, когда отталкиваются от самосознания, то есть синтетического единства апперцепции, а затем
трансформируют его в субстанциональное онтологическое единство.
Очевидно, тем не менее, что субстанцию как категорию можно применить к данным интуиции, никак не к самосознанию. «Я мыслю» — форма и чистая активность, от которой зависят сами категории, она — субъект, а не объект категорий. Итак, рациональная психология родилась из недоразумения. Единство сознания в качестве основы категорий принято за интуицию субъекта, взятого как объект, а затем к нему неверно применена категория субстанции. Но ведь интуиция характеризует единство мыслящего субъекта, и категория субстанции здесь неприменима. Субъект категорий не связан напрямую с предметом: чтобы их помыслить, следует принять в качестве основания чистое самосознание, которое еще предстоит объяснить. Короче, мы думаем о себе как о мыслящих существах, но о ноуменальном нам ничего не известно. Мы осознаем себя феноменами, детерминированными в пространстве и во времени, но онтологический субстрат каждого из нас — душа как метафизическое «Я» — ускользает. Попытки вырваться за пределы феноменального мира почти всегда заканчиваются паралогизмами.
Законы и факторы
Типы факторов:
- внешние;
- внутренние.
Внутренние:
- Установки личностного восприятия. Человеческие ожидания чаще сводятся к оценке будущего по прошлым идентичным ситуациям.
- Стимулирование. Визуальное рассмотрение человеком объектов, важных для него в определенный период.
- Личный опыт. Позволяет воспринимать уже изученные объекты.
- Восприятие собственной личности. Каждый индивид воспринимает себя по-своему. Учитывает личные особенности, которые делают его уникальным.
- Специфика характера. Это индивидуальная специфика восприятия, обуславливаемая преобладанием разных черт характера.
Внешние факторы — новизна, размеры, насыщенность, цикличность, определяемость, различимость, движение, противоположность.
Виды восприятия у людей
В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.
По модальности
По модальности выделяют следующие виды восприятия:
- Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
- Слуховое – способность воспринимать звуки;
- Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
- Обонятельное – способность различать запахи;
- Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.
В зависимости от ведущего анализатора
В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).
Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.
Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.
Как она ко мне относится?
По способу актуализации
В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.
Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.
Функции и предназначение
Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.
Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:
- содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
- процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).
Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).
Перцепция и апперцепция
Человек воспринимает окружающий мир. Как именно он это делает? Здесь может прослеживаться не только апперцепция, но и перцепция. В чем их отличие?
- При апперцепции человек воспринимает мир осознанно, четко, в зависимости от прошлого опыта, имеющихся знаний, целей и направленности своей деятельности. Она является активной формой познания окружающего мира с целью дополнения собственных знаний и опыта.
- При перцепции человек является «невключенным». Ее еще называют «бессознательной перцепцией», когда мир воспринимается просто так, нечетко, независимо.
Перцепция может не нести в себе никакого смысла и значения. Человек видит и чувствует окружающий мир, однако поступающая информация является настолько незначительной, что человек не обращает на нее внимания, не запоминает.
При апперцепции человек действует осознанно, выискивая из окружения то, что поможет ему в решении некой когнитивной задачи.
Простым примером перцепции и апперцепции является звук, который раздается недалеко от человека:
Если индивид обращает на него внимание, анализирует, осознает, запоминает произошедшее, тогда говорится об апперцепции.
Если индивид услышал, но не обратил внимания, не потрудился осознать происходящее, говорится о перцепции.
Перцепция и апперцепция взаимосвязаны
Часто бывают ситуации, когда человек сначала не обращает внимания на какие-то явления или людей, а потом нуждается в их воспроизведении, когда в процессе апперцепции осознает важность их запоминания. К примеру, человек знал о наличии какого-то сериала, однако не смотрел его
Познакомившись с интересным собеседником, заходит разговор о данном сериале. Человек вынужденно вспоминает о той информации, на которую он ранее не обратил внимания, теперь делая ее осознанной, четкой и нужной для себя.
Социальная перцепция характеризуется восприятием другой личности, соотнесением сделанных выводов с реальными факторами, осознание, интерпретация и прогнозирование возможных действий
Здесь происходит оценка объекта, на которого было направлено внимание субъекта. Самое главное – данный процесс является взаимным
Объект со своей стороны становится субъектом, который оценивает личность другого человека и делает вывод, ставит оценку, на основе чего формируется определенное отношение к нему и поведенческая модель.
Функциями социальной перцепции становятся:
- Познание самого себя.
- Познание партнеров и их взаимоотношения.
- Установление контактов эмоционального характера с теми, кого человек считает надежными и нужными.
- Готовность к общей деятельности, где все будут достигать определенных успехов.
Что представляется в вашем сознании, когда слышите то или иное слово, так вы и реагируете, видите окружающий мир. Мир сам по себе ни плохой, ни хороший. Он такой, какую оценку вы ему даете.
Здесь можно услышать: «А как же люди, которые постоянно мешают жить, обижают, предают?». Почему бы по мере своего успокоения после негативной ситуации или расставания не смотреть на своего обидчика с улыбкой? Ведь в другом человеке есть что-то хорошее, что вам когда-то нравилось, вместе с ним у вас в жизни происходили приятные события. Пока вы смотрите на своих обидчиков с улыбкой, они не могут вам причинить вреда и отнять у вас счастье. Более того, вы можете взять от них те качества, которые вас когда-то привлекали, и воспитать их в себе. Ведь пока вы стараетесь избегать своих обидчиков, пытаетесь их забыть, они причиняют вам боль при каждом воспоминании или напоминании о них. Вы тратите силы на то, чтобы убежать, вместо того чтобы просто не реагировать и развиваться, становиться лучше и сильнее.
Если вам что-то не нравится, просто измените свое отношение. Перестаньте бояться, прятаться, бегать. Начните не реагировать на неприятные вещи, но видеть их, а время уделять лишь тому, что вас радует. Ведь мир зависит от вашего видения его
Он может быть красивым и счастливым, если вы будете акцентировать внимание именно на этом. А может быть серым и скучным, если будете уделять время именно депрессивному состоянию
Мир нужно видеть таким, каков он есть.
Что такое социальная перцепция
Термин «социальная перцепция» был введен в употребление профессором Гарвардского университета Дж. Брунером, основной деятельностью которого была психология познания.
Адекватное восприятие себя и окружающих людей во многом определяет успешное развитие человека как существа социального.
По мнению Дж. Брунера качество общения между людьми прямиком зависит от восприятия оппонентами друг друга. Первое впечатление о человеке всегда играет важную роль в формировании межличностных отношений.
Как правило, возникает при оценивании внешнего вида. В случае, если первая беседа прошла более-менее удачно, формируется образ положительного во всем человека. Зачастую это фальшь-образ.
По результатам первых впечатлений о человеке может сформироваться серьезное отношение к нему и даже представление о его характере, личностных качествах и деятельности.
В ходе дальнейшего общения с человеком неизбежно наступает анализ действий, поступков и поведения нового знакомого. В завершении целостное представление о человеке, которое может быть как положительным и оправдать надежды, так и отрицательным и полностью разочаровать.
Психологическая несовместимость может помешать общению
Социальная перцепция проявляется в следующих аспектах:
- познание собственного «Я»;
- познание окружающих (собеседников, партнеров);
- освоение в группе людей/коллективе;
- формирование благоприятного микроклимата.
Социальная перцепция исследует поведение людей одного общества (коллектива) на разных интеллектуальных ступенях.
Представляет собой исследование, наблюдения, восприятие не только окружающих людей, но и самого себя во время общения. Немаловажную роль в общении играет психологическая совместимость. В ее изучении социальная перцепция изучается по двум аспектам:
- социальные и психологические особенности отдельных субъектов и объектов восприятия;
- проведение анализа механизмов межличностного общения.
Для того, чтобы эффективнее познать самого себя и познать других людей в процессе общения, были разработаны специальные механизмы социальной перцепции, которые позволяют спрогнозировать поступки собеседников.