Развитие психологической устойчивости личности

Как развивалась гендерная психология

Историю становления гендерной психологии на пять этапов. Каждый из них связан с новаторскими идеями и теориями, которые шокировали современников и вызвали общественный резонанс. Некоторые из них удивляют и сегодня.

1. Период философов

Большую часть истории у людей не было необходимости придумывать теорию о биологическом происхождении мужских и женских качеств. По мнению современного историка Томаса Лакера, во многих европейских культурах до начала XVIII века существовала однополая модель человека, описанная древнеримским медиком Галеном. Женщины и мужчины рассматривались как две формы одного пола. Считалось, что репродуктивные системы у них одинаковые, просто женские гениталии находятся не снаружи, а внутри тела.

Многие античные философы объясняли разницу между мужчинами и женщинами не биологией, а с помощью религии. Например, Аристотель в своем трактате «Политика» утверждал, что женщина — инертная материя, не имеющая души, а мужчина — активная и творческая форма, высшая жизненная сила.

Взгляды Платона были во многом схожи с идеями современной гендерной психологии. В своем диалоге «Государство» он размышляет о том, что именно общество формирует модели поведения людей.

В диалоге «Пир» он рассказывает миф об андрогинах — существах, соединяющих в себе признаки мужчин и женщин. Андрогины обладали невероятной силой и посягали на власть богов, за что и были наказаны Зевсом: он разрезал их пополам молниями и рассеял по всему свету.

Источник

В эпоху Ренессанса многие философы тоже высказывали мысли о гендерном равенстве. Например, в книге «Утопия» Томас Мор описал идеальное государство, в котором нет разделения гендерных ролей: люди вне зависимости от пола имеют равные права и возможности во всех сферах жизни, включая религию, службу в армии, политику.

В начале XVIII века на смену однополой модели человека пришла двуполая.

Между биологическим полом и особенностями людей стали искать прочную связь. Врачи, писатели, философы в своих работах противопоставляли женщин и мужчин во всех физических и моральных аспектах.

Томас Лакер считает, что причиной появления двуполой модели было не только развитие науки, но и политика. В обществе появлялось всё больше образованных и амбициозных женщин. Власть мужчин оказалась под угрозой, срочно нужны были доказательства превосходства мужского над женским! Так была создана бинарная гендерная система, которая во многих культурах существует и сегодня.

Какие бывают виды жизненных ситуаций?

В процессе жизни человек сталкивается с разнообразными жизненными ситуациями. С чем-то человек в жизни справляется легко, а в каких-то случаях ему приходится обращаться за помощью к разным специалистам. Это может быть, например, кризисная ситуация перелома жизненного пути или повседневная ситуация, наполненная неприятностями и стрессами, или ситуация выбора, вызывающая дискомфорт. Прежде всего в психологии жизненные ситуации различаются по уровню трудности.

Привычные

Ситуации в обыденной жизни — нездоровье родных и близких; ссоры или размолвки в семье и с близкими; конфликты на работе; не очень удачные обращения с материальными средствами.

Трудные

Болезнь родных и близких. Острые разногласия в семье и с близкими. Расставание, смена места проживания. Осложнения на работе. Потеря части имущества, денег. Уменьшение притока материальных и денежных средств. Эти ситуации можно назвать трудными ситуациями повседневности. Такие ситуациями наполнена наша жизнь.

Кризисные

Смерть и пропажа родных и близких. Развод, расставание. Ситуация насилия или угрозы жизни. Утрата здоровья. Пожар, наводнение, терракт. Кража, потеря жилья, имущества, денег, работы.

Рисунок из уч.пособия: М.А. Одинцова «Психология жизнестойкости»

Психологические методы изучения личности

Для получения необходимой информации существую разные методы.

Среди психологических методов – метод самонаблюдения, который считали единственным методом познания психических явлений.

Человек сам наблюдает за собственными психическими процессами.

Со временем психологическая наука показала несостоятельность этого метода, а значит, он не может являться основным.

Распространенным объективным методом изучения психических процессов является метод наблюдения, дающий интересные сведения о человеке – манеру поведения, особенности общения, влияние на других, характер взаимоотношений. Это один из эмпирических методов психологического исследования.

Кроме научного метода наблюдения существует жизненное наблюдение.

Научное наблюдение подчиняется определенным правилам и требованиям. Его преимущество состоит в том, что информация о действиях индивидов дается независимо от их установок на одобряемое поведение.

Метод наблюдения имеет разновидности:

  • метод обобщения независимых характеристик;
  • психологический анализ продуктов деятельности;
  • метод описания значимых ситуаций.

Замечание 3

В психологии существует множество и других психологических методов, среди которых – метод опроса, метод тестирования, метод эксперимента, метод изучения документов, контент-анализ, биографический метод и многие другие.

Формы и методы исследования искусства

Для изучения искусства используют ряд научных методов, применяемых в других отраслях психологии:

  1. Интервьюирование. Этот способ применяют для сбора информации о восприятии творчества разными людьми, для последующего сравнения реакций. Также интервьюированию может подвергаться сам автор.
  2. Наблюдение. Бесстрастное наблюдение дает психологу возможность составить объективную картину возникновения эмоциональной связи между автором и зрителем.
  3. Анализ продуктов деятельности. Непосредственная оценка объектов творчества, попытка определения глубинного смысла, вложенного автором, оценивание его личностных особенностей, мотивов, желаний.
  4. Биографический. Используется для оценки отдельных деталей биографии творца с целью определения ключевых моментов развития личности. Главный минус этого метода — сложность в установлении достоверности фактов биографии.

Задача методов изучения искусства — исследовать процессы творчества, рассматривая их как способ выражения личностных черт, особенностей характера, эмоциональных проявлений.

Что с этим богатством делать?

Потратив на себя полчаса времени, и вытащив из глубин подсознания не совсем приятную картину, возникает вопрос: Что с этим добром теперь делать?

Теперь, когда собрана мозаика личности, можно и приступать к окончательному штриху. Можно пойти 2 путями: посложнее и проще. Сложный путь перекрестной работы с элементами матрицы описан в статье SWOT-анализ для бизнеса.

Прочтите, возможно, именно это Вам и подойдет.

Первый способ

(вкратце):

Прописывается план мероприятий исходя из пар сегментов матрицы СВОТ

S = O Сильные стороны опираются на возможности;

S = T  Как использовать личные преимущества для недопущения угроз;

W = O   Как с помощью возможностей нивелировать свои недостатки;

W = T Как не допустить угрозы и «подтянуть» слабые стороны.

Второй способ

Прописать план мероприятий. Считаю, что в работе над собой необходим план на бумаге, написанный собственноручно. Примеры можно почитать в статьях:

  • Как добиться цели;
  • Колесо баланса;
  • Как стать успешным в жизни

Дублирую матрицу СВОТ, где прописала, что с каждым элементом надо делать.

Внутренний мир

S  — Ваши сильные стороны (+) W – Ваши слабые стороны (-)

Опираемся

Корректируем

Внешняя среда

O  — Список возможностей  (+) T  — Список угроз (-)
Претворяем в жизнь

Анализируем

На сильные стороны своей личности опираемся, развиваем дальше.

Недостатки и слабые качества внутреннего «Я» — корректируем, исправляем минус на  плюс. Не усугубляем внутренним недовольством. По теме можно почитать про ограничивающие убеждения и про аффирмации.

Ищем в возможностях ответы и подсказки;

Внешние преимущества, которые дарует нам судьба, претворяем  жизнь.

Список же угроз анализируем, наблюдаем. Не даем критично развиваться. Как показывает практика, у того, кто пошел по пути SWOT стратегии, внешние  риски снижаются. Становятся неактуальными. Так как есть рост по 3 другим элементам.

Теперь пришла самая пора составить SWOT анализ личности самого себя.

 Краткое резюме:

  • Используйте любую возможность для самосовершенствования (подробно, с чего начать саморазвитие);
  • Задавайте самому себе и окружающим открытые вопросы про себя;
  • Прописывайте свой личный план развития;
  • Делайте первый шаг и следуйте по плану.

С верой в Ваш успех, Светлана Васенович

информацию

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Задачи и планы. Когда начинать работать?

Жизнь обусловлена не только внутренней сущностью (организм человека, душа, интеллект, интуиция), но и внешними факторами: ресурсами, отражающими возможности. Полная реализация того и другого наиболее эффективно формирует личность. Наполняя свое бытие деятельностью, мы стремимся обрести ценности, а также сохранить их.

Именно они наряду с призванием определяют истинные жизненные задачи. Так что является отправной точкой? Осознав свое предназначение, следует сформировать собственный список целей в жизни.

А также проверить, что данный перечень значит для смысла жизни и приступить к реализации.

https://youtube.com/watch?v=l7GLXUaBJMo

Исследование психологической устойчивости личности

Развитие психологической устойчивости личности всегда было предметом исследований психологов, так как является необходимым условием для успешного саморазвития и существования в окружающей действительности.

Гештальтпсихология (К.Левин, Ф.Хоппе)

Рассматривает устойчивость личности с точки зрения построения целей. Причём целеполагание может быть, как ситуативным, так и глобальным — определение основных жизненных позиций. Основная или идеальная цель жизни определяет устойчивость личности согласно этому учению.

Таким образом, человек, имеющий чёткую направленность и стремление в жизни, всегда уверенно идёт вперёд, не тратит силы и энергию на мелкие неприятности жизни.

Психология гуманистическая (Э.Берн, К.Роджерс)

Рассматривает психологическую устойчивость в рамках своей Я-концепции. В соответствии с этой теорией, существует реальное Я и идеальное Я. Человек движется и развивается в результате стремления к своему идеальному образу, приобретая новый опыт и знания.

Психологическая устойчивость во многом зависит от успешности личности в своём развитии, уверенности в своих силах. Кроме того, в процессе жизни формируется комплекс защитных механизмов и способов преодоления трудностей, что позволяет избавиться от внутреннего дискомфорта, защититься от внешних воздействий. Всё это обеспечивает человеку потребность в безопасности.

Отечественная психология (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов)

Изучала вопрос устойчивости личности с точки зрения деятельности нервной системы, физиологических особенностей каждого человека. Исследовали бессознательные и сознательные проявления нервной системы.

Психологи выделили также понятие — эмоциональная устойчивость, которая подразумевает способность психики человека сохранять высокую активность при различных неблагоприятных факторах. Особенно это свойство проявляется в экстремальных ситуациях.

Такие ситуации могут возникать как в быту, так и в профессиональной деятельности, особенно часто проявляются в медицине, военном деле, управлении организацией.

Для эмоционально устойчивой личности характерны следующие качества

  • развитый интеллект;
  • высокий уровень коммуникационных способностей;
  • профессиональные навыки, умения;
  • устойчивость к внешним изменениям;
  • умение усилием воли контролировать поведение, эмоции;
  • самоорганизация своей деятельности.

Особое внимание уделяется самоконтролю поведения, которое проявляется на нескольких уровнях — постановка цели и реализация, анализ действий и оценка. Определили схему поведения психологически устойчивой личности:

Определили схему поведения психологически устойчивой личности:

Постановка задачи — мотивация к действию — понимание возникших трудностей — негатив в отношении к ситуации — усиленный поиск решения — самостоятельное снижение эмоционального настроя — нормализация состояния.

Для неустойчивой личности алгоритм будет отличаться на завершающей стадии

Постановка задачи — мотивация к действию — понимание возникших трудностей — негатив в отношении к ситуации — хаотически ищется выход — увеличение осознаваемых сложностей — рост переживаний, негатива — снижение активности — уменьшение мотивации, защитная реакция.

Как видим, человек часто сам ухудшает ситуацию, накручивает своё негативное эмоциональное состояние, тормозит процесс принятия решения, поиска выхода

Важно уметь адекватно оценивать ситуацию в стрессовых условиях, стараться свести к минимуму эмоциональную окраску событий

Важным фактором, влияющим на психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма или пессимизма. Отношение к жизни и событиям напрямую зависят от общего представления о мире, уровня самооценки и позитивного восприятия своей личности.

Если человек считает, что он невезучий и жизнь сплошное страдание, то естественно, что его окружают бесконечные проблемы и трудности. Устойчивая позитивно настроенная личность готова к трудностям и воспринимает их, как вызов, стремится найти оптимальное решение.

Наиболее существенным свойством устойчивой личности является поисковая активность, человек готов к необходимости изменения намеченных планов, оперативно действует в целях решения возникшей ситуации. Приходим к заключению — основой психологической и эмоциональной устойчивости являются личностные характеристики, особенности человека. Как же определить, спрогнозировать наличие необходимых качеств у определённого человека?

Что такое успех?

Само понятие «успеха» можно воспринимать по-разному: для кого-то это карьера, работа мечты, высокое положение в обществе, или же развитие умственных способностей, личностный рост, благотворительность, спасение цивилизации, а для кого-то успех – это любовь и семейные ценности.

В любом случае, успех — это достижение желаемой цели, возможность заниматься тем делом, которое нравится, и жить так, как тебе нравится. Успешный человек — это тот, кто смог начать свой собственный проект и довести его до конца. Успешный человек всегда добивается своих целей, какими бы они ни были. Успешные люди понимают, что у них есть выбор в жизни и что они несут ответственность за любой результат своих усилий. Они никого и ничего не обвиняют в своих ошибках, напротив, они извлекают уроки из своих ошибок и двигаются дальше. Они не отказываются от своих целей, когда что-то идет не так. Они делают все, что в их силах, и превращают проблему в возможность, ведущую к своему личному успеху. Так какими же качествами должен обладать успешный человек?

Прочие точки зрения и мнения

Тибетская философия, как и буддизм, поддерживает точку зрения о необходимости освобождения человека от земных страданий. По их мнению, этого удастся достичь, познав мир и себя.

Эпикурейцы, напротив, превозносят радости жизни и предлагают получать их в неограниченном объеме. Их учение отрицает существование души после смерти тела, поэтому наслаждаться следует каждым днем. Вкусная еда, развлечения, дружба высоко ценятся эпикурейцами. А вот отрицательных эмоций, вроде чувства вины или грусти, они не признают.

Древние индейские цивилизации призывали человека оставаться частью природы и подчиняться естественному ходу жизни: растить новые поколения, обрабатывать поля и заниматься ремеслами. При этом не приветствовалось стремление ни к богатству, ни к бедности. Дети должны были унаследовать мир таким, каким его в свое время получили отцы.

Колесо жизненного баланса

Для понимания картины в целом, структурирования и улучшения качества жизни психологи предлагают визуализировать личные сферы деятельности с помощью такого понятия как «колесо баланса».

Подход заключается в следующем. Круг делят на сегменты-сферы, которые заполняют исходя из глубины «прокачки» выбранного направления.

Получившееся колесо не может быть идеально круглым – невозможно одинаково преуспеть во всех областях. Но оно должно выполнять свою непосредственную функцию – способность двигаться вперед, катиться.

Модель наглядно показывает, на какие сферы человеку нужно обратить особое внимание, чтобы сбалансировать свою жизнь, избежать возможных кризисов

Понятие «событие» в каузометрическом подходе

Дальнейшую конкретизацию содержания событий в психологии жизненного пути, основываясь на идеях С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.А. Логиновой, провели Е.И. Головаха и А.А. Кроник уже в указанной нами причинно-целевой концепции психологического времени . Под событием они понимают «… некоторое конкретное изменение, происходящее мгновенно или достаточно быстро» . Такие конкретные изменения они называют элементарными событиями или просто событиями. Если же речь идет о каком-либо длительном периоде жизни, то в этом случае элементарным событием является либо начало данного периода, либо его конец.

Преимущество такого понимания события в том, что происходит конкретизация событий как определенных вех, поворотных моментов жизни, а не как процесса. Т.е. здесь идет разделение процесса и итога — результата. Процесс может быть бесконечным, например событие «поиска смысла жизни». Человек может прожить всю свою жизнь, так и не поняв, в чем смысл его жизни. Событие же по содержанию — это именно некий совершившийся или ожидаемый факт, т.е. результат.

События в СКЖП — это субъективный образ реальных событий прошлого или же событий возможного будущего, существующих в идеальной форме. Любое событие жизни — это результат осмысления человеком своего места и пути в жизни. События, обладая мотивационно-ценностным потенциалом, влияют на поведение, поступки, деятельность и жизнепостроение. Внешняя активность человека представляет собой процесс экстериоризации образа событий будущего. В ходе экстериоризации событий происходит жизнепостроение и самоосуществление человека в различных его ипостасях как индивида, личности, субъекта и индивидуальности .

События жизненного пути человека можно рассматривать с точки зрения самого субъекта жизни и с точки зрения других людей, по отношению к событиям данного субъекта жизни.

При рассмотрении событий с точки зрения субъекта наблюдатель включен «изнутри» в события жизни в своем внутреннем мире и включен в них непосредственно во внешнем мире. С учетом того, что интерпретация содержания событий и определение к ним своего отношения осуществляется самим человеком, можно утверждать, что он и есть полноценный автор событий своей жизни. В объектном подходе события жизни человека наблюдаются со стороны. В данном случае событие есть некоторый объект обсуждения и интерпретации по субъективным и социальным критериям оценки другими, «чужими» по отношению к этим событиям. Мнение других людей о событиях жизни конкретного человека может повлиять на особенности оценки им события, если мнение этих людей значимо для него. В каждом событии жизни человека соучаствуют значимые для него другие люди .

Выделение любого события жизни требует его сравнения с другими событиями жизни, определения статуса его значимости среди определенного множества событий, а также учета мнения значимых других об этом событии. Таким образом, значимые события жизни в СКЖП — это соотнесенные друг с другом элементы одной природы, выделенные по субъективному критерию значимости субъектом жизни, а также по субъективному мнению других людей. Субъективное мнение посторонних наблюдателей (пусть и значимых других), как ни странно, принято называть — «объективным». Надо сказать, что любые субъективные мнения существуют «объективно», реально влияя на интерпретацию содержания событий.

Рефлексия как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний в данном случае имеет предметом самоанализа собственный жизненный путь. Поэтому такого рода рефлексию можно назвать биографической рефлексией. Под биографической рефлексией мы понимаем процесс анализа субъектом жизни содержания и оценки хода своего жизнеосуществления, в котором происходит объективация степени значимости событий, осознание жизненных обстоятельств и планов, a в результате — определение отношения к событиям .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: