Формирующий эксперимент: особенности и область применения

Проект «Аверсия»

Этот страшный проект проводился с 1970 по 1989 года в армии ЮАР под «предводительством» полковника Обри Левина. Это была секретная программа, направленная на то, чтобы очистить ряды южно-африканской армии от лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. «Участниками» эксперимента, согласно официальным данным, стали около 1000 человек, хотя точное число жертв неизвестно. Для достижения «благой» цели учёные использовали множество средств: от наркотиков и электрошоковой терапии до кастрации химическими препаратами и операций по перемене пола.

Проект «Аверсия» потерпел неудачу: изменить сексуальную ориентацию военнослужащих оказалось невозможно. А сам «подход» не был основан ни на каких научных данных о гомосексуальности и транссексуальности. Многие жертвы этого проекта так и не смогли реабилитироваться. Некоторые покончили с жизнью самоубийством.

Конечно, этот проект касался только лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Но если говорить о тех, кто отличается от остальных вообще, то мы часто можем видеть, что общество не желает принимать людей «не похожих» на остальных. Даже малейшее проявление индивидуальности может стать причиной насмешек, неприязни, непонимания и даже агрессии со стороны большинства «нормальных». Каждый человек это индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями и психическими свойствами.

Внутренний мир каждого человека это целая вселенная. Мы не имеем права говорить людям, как им нужно жить, говорить, одеваться и т.д. Мы не должны пытаться их изменить, если их «неправильность», конечно, не наносит вреда жизни и здоровью окружающих. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, невзирая на их половую, религиозную, политическую и даже сексуальную принадлежность. У каждого есть право быть самим собой.

8

Способы организации эксперимента

В зависимости от способа организации выделяют лабораторный эксперимент, естественный и полевой эксперимент:

  • Лабораторный эксперимент. Он проводится в специальных условиях. Исследователь воздействует на объект изучения планово и целенаправленно с целью изменения его состояния. Достоинством является строгий контроль над всеми условиями эксперимента и применение специальной аппаратуры. Недостаток заключается в сложности переноса полученных данных на реальные условия. Причиной мотивационных искажений может стать осведомленность испытуемого об участии в эксперименте;
  • Естественный эксперимент. В отличие от предыдущего проводится в реальных условиях. Изучение объекта проходит в контексте повседневной жизни, что позволяет полученные данные легко переносить в реальность. Мотивационных искажений здесь нет, потому что испытуемый не всегда проинформирован о своем участии в эксперименте. Непредвиденные помехи, искажения, невозможность контролировать все условия относятся к его недостаткам;
  • Полевой эксперимент. В его основе лежит схема естественного эксперимента. Привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений, несмотря на то, что испытуемые проинформированы о своем участии в эксперименте. Возможно использование портативной аппаратуры для более точной регистрации получаемых данных.

Когда обратиться к врачу?

Страх не всегда оказывается полезен, и в ряде случаев рекомендуется обратиться за помощью к специалисту. Причинами обращения за медицинской помощью могут быть:

  • Панические атаки, в особенности — возникающие без видимой причины.
  • Невозможность заниматься работой или бытом и другой повседневной деятельностью из-за страха и фобий.
  • Постоянное пребывание в состоянии страха без видимой причины.
  • Сильное ухудшение физического состояния из-за испытываемого страха.
  • Появление страха на фоне других соматических (например — при бронхиальной астме) или психических (шизофрения) заболеваний.
  • Нарушения сна.

При фобиях, страхах конкретных вещей или обстоятельств, следует обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Также на консультацию к специалисту этого профиля рекомендуется обратиться при беспочвенных, но контролируемых страхах.

Перед визитом к доктору рекомендуется определенная подготовка и анализ своего состояния. Они позволят упростить процесс диагностики и выбора тактики лечения. Полезно заранее подготовить следующие данные:

  • Все симптомы, которые сопровождают чувство страха, даже если они кажутся не связанными с пережитыми эмоциями.
  • Триггеры — вещи, люди, факторы или внешние обстоятельства, провоцирующие ощущение страха и беспокойства.
  • Реакции и способы противодействия страхам и фобиям, в том числе — результаты их применения.
  • Ранее пережитые сильные эмоциональные потрясения или стрессовые периоды.
  • Перечень всех лекарств, пищевых добавок и витаминов, которые принимаются, а также их дозы.

«Пещера разбойников»

theguardian.com

Этот психологический эксперимент проводился в парке штата Оклахома с двумя группами, в каждой из которых было по 11 двенадцатилетних мальчиков. Его цель — доказать, что межгрупповое соперничество приводит к конфликтам и агрессии, а совместная деятельность — к разрушению стереотипов и снижению межгрупповых разногласий.

youtube.com

Исследователь Музафер Шериф провел 3 фазы экспериментов. В первой фазе мальчики не знали о существовании другой группы и сформировали групповую идентичность: выбрали лидера, установили нормы поведения, распределили роли. Во второй — они сплотились против «соперника». И, наконец, в третьей — две группы объединились для решения общей проблемы, после чего внегрупповая враждебность почти исчезла.

Хоторнские исследования (1924-1932)

Группа исследователей в небольшом городе Хоторн изучала влияние объективных факторов, таких как освещение, оплата, перерывы, на производительность труда на телефонном заводе Western Electrics. Было проведено несколько этапов эксперимента, на каждом их которых были получены различные результаты

Так был открыт Хоторнский эффект: повышенное внимание, интерес к эксперименту, а также новизна приводят к более высоким результатам испытуемых. Он получил как положительные отзывы от психологов, так как благодаря этому эксперименты появились новые отрасли (психология труда и управления), так и критику

Об этом пишет психолог Надежда Козочкина в своей работе «Хоторнский эксперимент: что влияет на эффективность труда» .

Феномен Б. В. Зейгарник: запоминание завершённых и незавершённых действий

Советский психолог, основательница советской патопсихологии Блюма Вульфовна Зейгарник (1901-1988) под руководством Курта Левина проводила эксперименты в Берлинском университете со 164 людьми в возрасте от 13 до 65 лет. Эксперимент проводился индивидуально с каждым участником. Каждому предлагалась серия несложных задач с инструкцией по выполнению. В их число входили: лепка животного из пластилина, нанизывание бусинки, прокалывание дырочек в картоне. Но половину из них целенаправленно не позволяли завершить. Получилось, что завершённые и незавершённые задачи чередовались случайным образом. После этого участники заполняли отчёт о проделанной экспериментальной работе, где указывали о своих переживаниях, перечисляли выполненные задачи и оценивали их. Интересным стал тот момент, что именно незавершённые задачи лучше запомнились, так как к ним хотелось вернуться, чтобы завершить. Об этом эксперименте также указано в «Таблице психологических эффектов» Анны Александровны Бибиковой .

Так, было доказано, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые. Это получило название «эффект Зейгарник» и нашло своё применение в гештальтпсихологии, где появился термин «незакрытый гештальт». Об этом пишет Чернова А. В. в работе «Основные факторы запоминания информации и научения» .

Возможности и ограничения

Естественный эксперимент в психологии имеет ряд возможностей и ограничений. Возможности:

  1. Получение информации о внутренних, внешних условиях активности испытуемого.
  2. Возможность увидеть скрытые качества личности, свойства, их развитие.
  3. Получение информации о мотивах, методах, поведении личности.

Ограничения:

  1. Проведение многих опытов ограничивается нарушением прав человека.
  2. Психика не является постоянной.
  3. Психическое состояние может проявляться спонтанными всплесками эмоций.
  4. Психика является уникальной и не поддается статистике.

Психика является слишком сложным объектом для изучения. Поэтому результаты одного и того же опыта, проведенного с разными людьми, могут отличаться

Стэнфордский тюремный эксперимент: эффект силы

Prisonexp.com

В этом психологическом эксперименте, который был проведен в 1971 году и подвергался резкой критике, исследователи обнажили демонические глубины человеческого сердца. Он показал восприимчивость и покорность людей, когда их поступки поддерживает идеология, общество и государство.

Психолог Филипп Зимбардо поделил своих участников на две группы: «заключенных» и «охранников». Условная искусственная тюрьма была устроена на базе кафедры психологии Стэнфорда. Сначала заключенных арестовали, обыскали и проверили на «вши». Затем выдали спецодежду: специально плохо подобранные миткалевые халаты без нижнего белья и резиновые шлепанцы. Вместо имен были номера. Охранники же получили деревянные дубинки и униформу военного образца, а также зеркальные солнцезащитные очки, за которыми не было видно глаз.

Однако эксперимент быстро вышел из-под контроля: несмотря на то, что охранникам запретили использовать физическую силу, большинство из них применяли к заключенным садистские методы и оскорбления. У некоторых наблюдалось сильное эмоциональное расстройство. На второй день эксперимента вспыхнул бунт, который тут же жестко подавили с помощью огнетушителей. Через время охранники полностью вжились в роль, постоянно подстрекая и оскорбляя других, в то время как заключенные стали более послушными и покорными.

Этот эксперимент — одно из научных доказательств, подтверждающих демонические наклонности людей. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, он был завершен уже через 6 дней из-за роста насилия.

Эксперимент Фестингера и Карлсмита

 1Gai.Ru

Должно быть, кто-то начал подозревать, что люди довольно хорошо умеют игнорировать свои собственные чувства, убеждения, желания и лгать себе (избегая за это наказания).

Так, в 1959 году Леон Фестингер и Джеймс Карлсмит : они хотели увидеть, насколько человек может игнорировать диссонанс между внутренними установками и публичными действиями. Участников (71 человек) поделили на группы, а после обеспечили скучными заданиями. После их выполнения к каждому участнику подходил экспериментатор и за вознаграждение предлагал убедить представителя другой группы в том, что задания интересные и увлекательные. Одной группе предлагался 1$ за обман, другой — 20$, а третья была контрольной и в обмане не участвовала. В результате некоторые участники отказывались от поручения даже за деньги, в то время как большинство приняли предложение.

В ходе эксперимента у участников однодолларовой и двадцатидолларовой групп развился диссонанс, в результате которого возникло несоответствие между монотонностью заданий и показным энтузиазмом. Однако если испытуемые последней группы могли оправдать возникшую ситуацию тем, что им хотя бы заплатили приличную сумму за обман, и тем самым попытаться снизить состояние психологического дискомфорта, то участникам однодолларовой группы пришлось изменить свое восприятие ситуации и свои мысли по этому поводу, чтобы избежать возникновения диссонанса.

Способность человека поддерживать когнитивный диссонанс подтверждена многими хорошо спланированными экспериментами. Она связана с желанием присоединиться к группе и приспособиться к ней, а также иметь собственные ценности и убеждения, поддерживаемые другими. Возможно, зная эти тенденции, мы сможем научиться не слишком сильно верить в нашу собственную ложь.

Принципы и основа экспериментальной психологии

Экспериментальная психология — это общее обозначение для любых типов научно-психологических исследований, проводимых с помощью экспериментальных методов. Она заключается не в каком-то особом виде психологии, а в общем методологическом подходе, охватившем разные сферы психологической науки.

Экспериментальная методика в рамках психологии может быть сведена преимущественно к лабораторным исследованиям (реже, к естественным опытам). В процессе исследований в лабораторных условиях производится предварительное планирование, организация максимально корректных экспериментов, которые относятся к разным сферам психологической науки, в том числе почти ко всем направлениям прикладной психологии.

Большую роль для успеха в развитии экспериментальной психологии играет разработка эффективных экспериментальных методов исследования проблем и вопросов, которые имеют отношение к психофизиологии восприятия, ощущений, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления и др.

В современной науке экспериментальные подходы стали активным образом использоваться в социальной психологии и в ходе исследования психологической стороны эмоций и мотивации.

В основу методологии экспериментальной психологии легли несколько принципов. В первую очередь, это общенаучные методологические принципы:

  • детерминизм (человеческое поведение человека и психические явления представляют собой следствие определенных причин и имеют принципиальное объяснение),
  • объективность (объект познания должен быть независим от познающего субъекта, при этом он должен быть принципиально познаваем посредством действия),
  • фальсифицируемость (наличие методологической возможности опровергать теорию, которая претендует на научность через постановку эксперимента).

В состав специфичных для психологии принципов включены следующие:

  • Единство психического и физического (с помощью нервной системы обеспечивается проявление и протекание психических процессов, но сведение психических явлений к физиологическим не представляется возможным);
  • Единство деятельности и сознания (сознание деятельно, а деятельность сознательна, при этом экспериментальным психологом исследуется поведение, образованное через тесное взаимодействие личности и ситуации);
  • Принцип развития (генетический принцип, принцип историзма), в соответствии с которым психика субъекта представляет собой результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип, который гласит, что любые психические явления необходимо рассматривать в качестве целостных процессов, а воздействие всегда осуществляется в целом на психику, а не на ее отдельную часть.

История применения методов исследования в психологии

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики. Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Хоторнский эксперимент

Исследования, которые проводились по этому вопросу, не смогли объяснить причины этого снижения. Т.к. руководство фабрики было заинтересовано в том, чтобы поднять производительность, учёным была дана полная свобода действий. Их целью было выявить зависимость между физическими условиями работы и эффективностью работников.

После долгих исследований учёные пришли к выводу, что на производительность труда влияют социальные условия и, главным образом, возникновение интереса работников к процессу работы, как следствие их осведомлённости о своём участии в эксперименте.

Один лишь факт того, что работники выделяются в отдельную группу и к ним проявляется особое внимание со стороны учёных и руководителей уже влияет на эффективность работников. Кстати говоря, в процессе Хоторнского эксперимента был выявлен эффект Хоторна, а сам эксперимент повысил авторитет психологических исследований как научных методов

Зная о результатах Хоторнского эксперимента, а также об эффекте, мы можем применить эти знания на практике, а именно: оказать положительное воздействие на свою деятельность и деятельность других людей. Родители могут улучшить развитие своих детей, педагоги могут повысить успеваемость учащихся, работодатели – эффективность своих работников и производительность труда.

Для этого можно попробовать объявить о том, что будет проходить некий эксперимент, а люди, которым вы это объявляете – его важная составляющая. С этой же целью можно применить внедрение каких-либо инноваций. Но об этом вы можете более подробно узнать отсюда.

А узнать подробности Хоторнского эксперимента вы можете здесь.

Эффект Хоторна

Эффект Хоторна (англ

Hawthorne effect)
заключается в том, что условия новизны и интереса к
эксперименту, повышенное внимание к самому исследованию
приводят к весьма положительным результатам, что
является искажением и уходом от реального положения
вещей

Согласно действию эффекта Хоторна
участники исследования, взволнованные своей
причастностью к нему, «слишком добросовестны», поэтому
действуют иначе, чем обычно.

В наибольшей степени этот артефакт
проявляется в социально-психологических исследованиях.
Эффект был установлен группой исследователей во главе с
Эльтон Мейо во время Хоторнского
эксперимента(1927-1932).

В частности, было доказано, что само
участие в эксперименте влияет на рабочих таким образом,
что они ведут себя именно так, как этого от них ожидают
экспериментаторы. Исследуемые лица рассматривают свое
участие в исследовании как проявление внимания к себе.

Чтобы избежать эффекта Хоторна,
экспериментатору нужно вести себя спокойно, принимать
меры, чтобы участники не узнали гипотезу, которая
проверяется.

Условия естественного эксперимента

Ключевые условия и особенности экспериментального исследования включают манипуляции и контроль. Манипуляция в этом контексте означает, что экспериментатор может контролировать субъекты исследования, а также какие они ощущают на себе воздействия. Можно манипулировать, по меньшей мере, одной переменной. Контрольные испытания могут отвечать только на некоторые типы эпидемиологических вопросов, и они не полезны при исследовании вопросов, для которых случайное задание либо неосуществимо, либо неэтично.

В качестве примера предположим, что следователь заинтересован во влиянии плохого жилья на здоровье. Поскольку практическое или этическое случайное распределение людей по переменным жилищным условиям нецелесообразно, этот предмет трудно изучать с использованием экспериментального подхода. Однако, если была изменена жилищная политика, такая как лотерея для субсидируемых ипотечных кредитов, которая позволила бы некоторым людям переехать в более желательное жилье, оставив других подобных людей в их прежнем некачественном жилье, возможно, можно будет использовать это изменение политики для изучения влияния изменения жилищных условий на здоровье.

В другом примере хорошо известен природный эксперимент в Хелене (Монтана, США), согласно которому курение было запрещено во всех общественных местах на шестимесячный период. Впоследствии исследователи сообщили о 60-процентном падении сердечных приступов в районе исследования за время действия запрета.

Возможности и ограничения

Естественный эксперимент в психологии имеет ряд возможностей и ограничений. Возможности:

  1. Получение информации о внутренних, внешних условиях активности испытуемого.
  2. Возможность увидеть скрытые качества личности, свойства, их развитие.
  3. Получение информации о мотивах, методах, поведении личности.

Ограничения:

  1. Проведение многих опытов ограничивается нарушением прав человека.
  2. Психика не является постоянной.
  3. Психическое состояние может проявляться спонтанными всплесками эмоций.
  4. Психика является уникальной и не поддается статистике.

Психика является слишком сложным объектом для изучения. Поэтому результаты одного и того же опыта, проведенного с разными людьми, могут отличаться

Цели исследования

Специалисты различают поисковый, пилотажный, подтверждающий эксперименты в зависимости от цели исследования:

  • Поисковый эксперимент. Как правило, он направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями и проводится на начальном этапе исследования. Поисковый эксперимент позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочную переменные, а также определить способы их контроля;
  • Пилотажный эксперимент или пробный, первый в серии. Он проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке. Данный вид эксперимента дает возможность устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, а также конкретизировать цель и уточнить методику проведения эксперимента;
  • Подтверждающий эксперимент. Данный вид направлен на уточнение количественных отношений между переменными и на установление вида функциональной связи. Он проводится на заключительном этапе исследования.

Основные методы психологических исследований

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов. Ниже представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке. Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Что такое эксперимент?

Эксперимент в психологии – это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Исследователем в процессе эксперимента может выступать и ученый-специалист, и простой обыватель.

Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:

  • Возможность изменения какой-либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей;
  • Возможность выбрать точку отсчёта;
  • Возможность неоднократного проведения;
  • Возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.

Сам же эксперимент может быть нескольких видов: лабораторный, естественный, пилотажный, явный, скрытый и т.д.

Самые известные психологические эксперименты

Эксперимент в социальной сети

Исследование проводилось в социальной сети aNobii.com, предназначенной для обмена впечатлениями о прочитанных книгах. Студенты Туринского университета вместе с Л. М. Айелло объединились в исследовательскую группу с целью изучения сайта и завели аккаунт под ником Lajello. Около 2-х раз в месяц они производили просмотр страниц пользователей.

Однако вскоре настройки сети поменялись, открыв видимость посетителей аккаунтов пользователей. Заметив интерес Lajello к их страницам, студенты стали заходить к нему и писать сообщения. Так возникла идея провести эксперимент с участием автобота. Сможет ли он заменить настоящего пользователя и приобрести популярность в сети?

Не прошло и 1,5 лет, как аккаунт Lajello достиг пика популярности, набрав 66 тысяч просмотров и 2435 сообщений. Но эксперимент продолжился, пользователи сети стали получать от него рекомендации. Книги подбирались либо самими участниками группы, либо случайным образом с помощью бота. Больше половины книголюбов следовали советам программы, не способной на чувства и эмоции.

Влияние власти

Эксперимент 2003 года проводился с участием нескольких групп студентов, состоящих из 3-х человек. Двум участникам предстояло сделать небольшую работу, а третьему досталась роль руководителя. Он проводил оценку и назначал зарплату. Во время работы студентам приносили печенье, 5 штук. Каждый съедал по одному. Оставшееся печенье «шеф» проглатывал с показной наглостью, подчеркивая свой привилегированный статус.

Люди, наделенные хоть небольшой властью, практически всегда начинают пользоваться своим положением. Они позволяют себе не только съедать лишнее печенье, но и допускают флирт, безапелляционное высказывание своего мнения и другие проявления превосходства над подчиненными.

Теги

формирования личности формирования личности своей личности.Структура личности формируется Личность общето личность эторазвития личности Развитие личности развития личности формирование личности уровня развития своейего развитие ифакторы развития личности Развитие личностиФакторы развития личностиНаправление развития Физическое развитие Социальное развитие силы развития личности Развитие личностиФакторы формирования личностипроисходит формирование основныхна формирование личностина формирование личностипроцессе формирования личности.на формирование личностипроцессу формирования такогоявляется формирование человека Факторы формированияприродные факторы какОсновные факторы развития

организмаэтапыпонятиямивопросподходсчитать

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад

Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

Эксперимент, как метод исследования в психологии

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

Естественный экспериментЛабораторный эксперимент

Что такое патопсихология и чем она занимается?

Давайте разберемся, что именно является предметом изучения патопсихологии. В первую очередь, эта наука изучает те болезненные изменения психической деятельности, которые происходят при патологиях мозга, соматических заболеваниях или стрессовых нагрузках на психику.

Патопсихологи исследуют нарушения мышления, поведения, умственной деятельности, выявляют особенности работы психических функций. Свои выводы специалисты делают на основе принятых в психологии норм, стараясь объяснить не только отклонения в психике, но и их тенденции.

Понятно, что заболевания бывают разные по своей симптоматике, интенсивности и длительности. Кратковременные недуги могут и не сказаться на психическом состоянии человека. Если же болезнь перешла в хроническую форму, то есть большая вероятность, что психика непременно отреагирует и изменится.

Патопсихология не относится к медицинской науке (хотя и тесно связана с ней), а является практической отраслью клинической психологии. То есть, исследования проводят психологи-практики, которые могут не иметь медицинского образования.

Дисциплина начала развиваться в 1930-м году, а в годы Второй мировой войны и послевоенное время стала особенно популярной, поскольку эффективно справлялась с восстановлением психики у людей, переживших военную травму. Примерно к середине 80-х были окончательно сформированы задачи патопсихологии, которые актуальны и сейчас.

Парадокс Лапьера

Психолог, профессор социологии Ричард Лапьер (1899 – 1986) провёл эксперимент в 1934 году, в котором установил социально-психологический феномен несоответствия между реальным поведением человека и высказанными им установками, намерениями и ценностями, которые он признаёт как присущие ему. Это явление получило название парадокс Лапьера.

Эксперимент состоял из двух отдельных этапов:

  1. Исследование реального поведения. (Лапьер следил за общением молодой китайской пары друзей с людьми, обслуживающими их в различных заведениях, на протяжении совместного длительного путешествия в 16 тысяч километров по США.)
  2. Исследование символического поведения. (Спустя полгода Лапьер разослал опросники по тем местам, где отдыхали путешественники, и в несколько других заведений в тех же регионах и получил в большинстве случаев отрицательные ответы на посещение гостей представителей китайской национальности.)

Стоит учитывать тот факт, что в 30-е годы в США негативно относились к выходцам из Азии. Было удивительно, что в одном отеле ему с друзьями был сразу предложен номер, а при просьбе спустя пару месяцев заказать номер для солидного джентльмена из Азии было отказано. Лапьер объяснил этот факт тем, что его друзья были привлекательными людьми и вызывали ответную симпатию и, как следствие, позитивное отношение.

Проанализировав реальные ситуации и результаты опросников, исследователь показал несоответствие между негативной установкой к выходцам из Азии и реальным поведением, основанным на позитивном отношении. Несмотря на то, что Лапьер не выступал против опросников, он утверждал, что они дают информацию о социальных установках, поэтому и результат получается совершенно символического плана. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: