Тип личности и неадекватное демонстративное поведение
Какому же типу личности свойственно неадекватное демонстративное поведение? Многие специалисты утверждают, что демонстративное и вызывающее поведение характерно истероидному типу личности. Такие люди свято верят в свою уникальность, аутентичность и неповторимость. Они, демонстрируя окружающим не только положительные, но и отрицательные качества, любуются собственной неповторимостью и желают, чтобы другие люди каждую секунду думали только о них и восхищались только ими.
Чтобы привлечь внимание окружающих, истероиды используют совершенно разные средства. Некоторые покупают красивую и дорогую брендовую одежду, раздают всем подряд вычурные визитные карточки и учатся «стрелять глазками»
Другие же красят волосы во все цвета радуги, делают татуировки, прокалывают брови, загорают топлесс, задают мимо проходящим людям провокационные вопросы («Не найдется ли у вас лишнего презерватива?», «Когда у вас последний раз был секс?» и т.д.).
Любой совершаемый истероидом поступок рассматривается им же не сквозь призму содержания, а лишь как очередная возможность привлечь к себе внимание других людей. Истероид старается постоянно производить впечатление на людей для того чтобы потом насладиться своими собственными впечатлениями от того, как именно люди отреагировали на его очередное действие или поступок
Человека, которому свойственно демонстративное поведение, можно сравнить с актером на авансцене. Всех людей в зале он рассматривает только как зрителей. Если же зрителей поблизости нет, то истероид становится не только актером, но и собственным зрителем. Он, проявляя эмоциональную живость, нарочитый артистизм, склонность к фантазерству, притворству и лживости, пытается как можно быстрее отыскать хоть парочку зрителей, которым можно было бы продемонстрировать свою незаурядность и уникальность. Очень часто истероиды пытаются приукрасить самих себя, чтобы возвыситься в глазах окружающих их людей.
Для истероида совсем не имеет значения тот факт, какие именно люди его окружают в тот или иной момент. Чем больше людей он впечатлит своим демонстративным поведением, тем больше у него появится поводов для упивания собственным величием.
Хотя люди с неадекватным демонстративным поведением и хотят, чтобы окружающие думали о них хорошо, а не плохо, но они не стремятся совершать только хорошие и приятные поступки
Для истероидов очень важно, чтобы их поступки (и хорошие, и плохие) привлекли внимание других людей. Они могут попросить домочадцев ответить на адресованный им важный звонок, а потом в самый неподходящий момент крикнуть практически в трубку: «скажи этому звонящему, что меня нет дома!»
Истероида можно по праву назвать очень целеустремленным и активным человеком
Его цель – внимание окружающих, которое истероиду приходится постоянно привлекать и завоевывать. Чтобы сделать это, очень часто истероид наедине с самим собой репетирует речь, учит наизусть стихи, отказывает себе в маленьких удовольствиях и экономит на еде, чтобы приобрести очередное брендовое платье или костюм и т.д
Миф о поствакцинации
Бытует мнение, что аутизм у ребенка развивается после вакцинации детей раннего возраста. Однако такая теория не имеет абсолютно никакой доказательной базы. Было проведено множество научных исследований, и ни одно из них не выявило связи между вакцинацией и возникновением заболевания.
Может случиться так, что время, когда проводилась вакцинация ребенка, просто совпало с тем моментом, когда родители заметили первые признаки аутизма. Но не более. Заблуждение в этом вопросе привела к резкому снижению уровня вакцинации населения, и как следствие к вспышкам инфекционных заболеваний, в частности, кори.
Поведение всегда имеет причину
Поведение, которое человек демонстрирует неоднократно, всегда служит какой-то цели или выполняет для него какую-то функцию (O’Neill, et al, 1997)
Обратите внимание на слово «неоднократно», потому что поведение человека может быть самым разнообразным, но если поведение повторяется, значит, оно выполняет какую-то функцию
«Функция» поведения отвечает на вопрос: «почему это поведение происходит». Хотя может быть трудно понять, почему человек что-то делает (например, если это проблемное поведение, такое как нанесение себе повреждений или агрессия), но за ним всегда стоит какая-то функция (O’Neill, et al, 1997).
Важно отметить, что поведение может выполнять более одной функции (Miltenberger, 2008)
Например, ребенок мог научиться причинять себе вред, чтобы покинуть класс и избежать заданий, и причинять себе вред на игровой площадке, чтобы привлечь внимание взрослых. В данном случае одно и то же поведение (самоповреждения) выполняет две разные функции в зависимости от ситуации, в которой находится ребенок
Диагностика Расстройства поведения у детей:
При диагностике информацию важно получать из нескольких источников. Поскольку поведенческие проблемы могут возникать только в одной среде – дома или в школе
Дифференциальный диагноз требует отличать расстройство поведения у детей от таких диагнозов:
Расстройство адаптации
Симптомы при данном диагнозе появляются сразу после пережитого ребенком стресса, такого как тяжелая утрата (смерть родственника, например), развод родителей, усыновление/удочерение, жестокое обращение или нанесение тяжелых увечий. Симптомы при этом длятся менее полугода после окончания стрессовой ситуации или ее последствий.
Гиперактивность
Гиперактивность часто путают с расстройством поведения у ребенка. Гиперактивные дети не проявляют открытого неповиновения, намеренного антисоциального поведения, агрессии по отношению к окружающим людям и предметам.
Нормальность
Небольшие отклонения от принятых в обществе норм – показатели нормального развития ребенка. Просто у воспитателей и родителей могут быть завышенные ожидания по отношению к малышу.
Субкультурное отклонение
Некоторые дети и подростки считаются антисоциальными, но не сильно проявляют агрессию, поведение не слишком вызывающе. В субкультурах (например, группках молодых людей, где одобряют курение или ношение оружия) адаптированы хорошо.
Аутистические расстройства
Часто данные расстройства проходят с проявлением деструктивного поведения и вспышек гнева.
Оценка
Специалисты детально выясняют тяжесть и частоту вызывающих, агрессивных и антисоциальных поступков приблизительно за 30 последних дней. Также выясняют у родителей о внимании и активности ребенка, а также о его импульсивности. Хотя импульсивность может указывать также на гиперактивность или обычные проблемы с поведением при нормальности ребенка. Собирают данные об эмоциональных симптомах, в особенности таких как печаль и несчастное состояние. Часто печаль может быть обусловлена обстоятельствами, что часто повторяются – такими как недостаточная оценка ребенка матерью, например. Потому до причин можно добраться при интервьюировании ребенка с глазу на глаз.
Следует учитывать чуткость мамы и папы по отношению к настроениям и потребностям ребенка, учитывают ли они их, и насколько учитывают. Также фиксируют эмоциональный настрой родителей и их отношение к ребенку. Также важна оценка от учителей: способен ли ребенок концентрировать ребенок, насколько он усидчив, какие отношения с одноклассниками и другими детьми и пр.
Две общих функции поведения
В общем смысле поведение выполняет две функции: оно или позволяет человеку что-то получить, или позволяет убежать или избежать чего-то (Cooper et al, 2007).
Если поведение позволяет человеку что-то получить, то оно называется положительное подкрепление. Если же поведение позволяет человеку чего-то избежать или приводит к тому, что нечто убирается, то это называется отрицательное подкрепление.
Однако заявление о том, что причина поведения в том, что оно позволяет что-то получить или чего-то избежать, не слишком-то информативно.
Для точного и более информативного понимания функций поведения, нужно быть более конкретными. Для этого нужно разделить и положительное, и отрицательное подкрепление на два более специфических вида.
Ссылки
Cooper, J., Heron, T., & Heward, W. (2007). Applied Behaviour Analysis. New Jersey: Pearson Education.
Miltenberger, R. (2008). Behaviour Modification. Belmont, CA. Wadsworth Publishing.
O’Neill, R., Horner, R., Albin, R., Sprague, J., Storey, K., & Newton, J. (1997). Functional Assessment and Programme Development for Problem Behaviour: A Practical Handbook. Pacific Grove, CA. Brooks/Cole Publishing Company.
Tarbox, J., Wilke, A., Najdowski, A., Findel-Pyles, R., Balasanyan, S., Caveney, A., Chilingaryan, V., King, D. et al (2009).Comparing Indirect, Descriptive, and Experimental Functional Assessments of Challenging Behavior in Children with Autism Journal of Developmental and Physical Disabilities, 21, 493-514. DOI: 10.1007/s10882-009-9154-8
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ?
«Гиперактивность» — это неусидчивость, невнимательность и импульсивность, частые ночные пробуждения, встречается чаще всего в детском возрасте и влияет на общую атмосферу в Вашей семье и на социальное будущее Вашего ребенка. Этот синдром — «сборная солянка» самых различных болезней, их причину необходимо выяснить.
Раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде (например, осложнения во время беременности, родовая травма, гипоксия в родах), а также генетические и социально-психологические факторы (семейные конфликты, дефекты в воспитании, острые и хронические стрессы, снижающие устойчивость нервной системы к внешним и внутренним воздействиям).
«Дети-катастрофы», «трудные дети» — так называют детей с СДВГ. Действительно, они доставляют столько хлопот родителям, постоянно попадают в какие-то неприятные ситуации, так как у них часто не развито чувство самосохранения и контроль за поведением. В школе они не могут усвоить учебный материал, находиться за партой в течение всего урока. При этом такие дети чаще всего не обнаруживают задержку психического развития или выраженных неврологических нарушений, хотя повышенная возбудимость может проявляться и при различных ранних поражениях нервной системы (травмы головы, нейроинфекции и т.д.). Такие дети требуют индивидуального подхода в учебном процессе, поэтому важны рекомендации педагога. Не стоит считать таких детей агрессивными и опасными для других детей. С возрастом в процессе социального взаимодействия явления гиперактивности становятся менее выражены. Иногда такие люди становятся лидерами, обладают повышенной работоспособностью.
При СДВГ может помочь невролог, психоневролог, психиатр, медицинский психолог (клинический психолог), а еще лучше – все вместе, ведь тогда у врачей будет возможность обсудить схему комплексного лечения, что будет наиболее эффективным.
Так, нужно обязательно выяснить, каково состояние физического здоровья, не являются ли особенности поведения ребенка следствием органических нарушений в головном мозгу ультразвуковые исследования (УЗИ), ЭЭГ (электроэнцефалография), МРТ (магнитно-резонансная томография), консультация невролога.
Важно оценить состояние сердечно-сосудистой системы (проконсультироваться у терапевта, кардиолога), определить уровень гормонов и получить консультацию эндокринолога.
Лечение – комплексное — биологическое, психологическое и социальное. Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на уменьшение двигательного беспокойства, улучшение функций познания окружающего мира, нормализацию сна.
Диагностика и лечение
Поставить диагноз может только квалифицированный врач. Даже в том случае, если у человека наблюдаются пять и более симптомов из выше перечисленных, еще рано говорить о его психологическом расстройстве.
Если же симптомы ярко выраженные, имеет длительный и постоянный характер, а у человека наблюдаются трудности в социальной адаптации или проблемы с законом, то стоит бить тревогу и обратиться к врачу.
Нужно отметить, что лечение очень сложное и длительное, так как не существует специальных медикаментов, которые лечат именно пограничное расстройство личности. Поэтому терапия направлена на купирование определенных симптомов (депрессии, нервозности, агрессии).
В зависимости от симптомов возможно понадобится консультация невролога, нарколога, гинеколога, уролога.
Так как пограничное расстройство почти всегда сопровождается депрессивным состоянием, то назначается курс антидепрессантов. Они призваны помочь в восстановлении психического здоровья пациента. Чаще всего назначаются лекарства группы СИОЗС, как наиболее безопасные и современные.
Кроме того, назначаются антипсихотические препараты (снижают стремление к получению новых ощущений, которые могут нанести вред здоровью), стабилизаторы настроения, противотревожные препараты (анксиолитики).
Не обойтись без многочасовых сеансов психотерапии. Только психотерапия дает положительные и видимые результаты, помогает разобраться в корне проблемы, найти причины ее возникновения и обрести душевное равновесие пациенту.
Очень важно, чтобы у пациента возникло чувство доверия к психотерапевту. Чтобы он мог максимально открыть свои душевные переживания и чувства
Грамотный врач направит пациента в нужную сторону, поможет ему найти собственное «Я», проведет терапию «переноса» в те ситуации в жизни человека, которые могли спровоцировать возникновение и развитие заболевания. К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Поэтому выбор психотерапевта имеет определяющую роль в лечении.
К последствиям пограничного расстройства личности можно отнести уже раннее названые: алкоголизм, наркоманию, ожирение, проблемы с желудочно-кишечным трактом.
К более глобальным: социальная изоляция, одиночество (следствие невозможности построения длительных отношений), проблемы с законом, судимость, суицид.
Пограничные расстройства не повод для отчаяния. Во время ремиссии такие люди заводят друзей, строят семьи, живут полной жизнью. Нужно просто правильно выбрать лечащего врача или клинику для лечения в период обострения.
Патогенез (что происходит?) во время Расстройства поведения у детей:
Присущие ребенку механизмы
1. Конституциональные характеристики
В числе предполагаемых – дисбаланс нейротрансмитеров, избыток гормонов (особенно тестостерона) и метаболические изменения, такие как низкий холестерин. Сюда входит невозможность успокоиться после фрустрации – аномальная форма возбуждения. У некоторых детей с расстройством поведения более низкая частота сердечных сокращений и сниженный уровень возбуждения в целом.
Всё же младенцев, темперамент которых классифицирован как «трудный», впоследствии чаще направляют к врачу из-за проблем, связанных с агрессией. У детей с расстройствами неврологического развития, такими как церебральный паралич и эпилепсия, чаще бывают проблемы, связанные с неповиновением и раздражительностью, но риску тяжелого антисоциального поведения они подвержены не больше, чем другие дети.
2. Психологические процессы
Агрессивные дети в частых ситуациях принимают нейтральные слова и действия окружающих за враждебные. Они соответствующего реагируют, из-за чего ребенка в компаниях всё больше сторонятся. Это влечет за собой лишь усугубление негативного восприятия действий окружающих. Социальные навыки находятся на крайне низком уровне. До сих пор мало изучены эмоциональные процессы у детей с расстройством поведения. Но известно, что у них часто низкая самооценка, потому такие дети зачастую печальны.
Другие признаки СА у взрослых
Для аспергеров характерна поразительная увлеченность своим любимым делом. Они уходят в него с головой, днем и ночью, изучая предмет своего восхищения. При благоприятном раскладе они становятся великолепными мастерами своего дела и достигают огромных успехов.
Мария увлекалась языками: в совершенстве владела немецким и английским, бегло разговаривала на французском и итальянском. Когда она решила освоить еще и хинди, преподаватель отнесся к ней скептически. Члены группы уже изучили всю грамматику и учились читать, тогда как ее знания равнялись нулю. Но уже через пару недель она с большим отрывом обогнала своих одногруппников, потому что проводила все дни и ночи за изучением языка.
Если аспи занимаются любимым делом, то отдаются ему полностью. Как правило, их интересы весьма специфичны и узко направлены.
Аспергеры проявляют удивительную внимательность к мелочам. Они дотошны и педантичны. Каждая их вещь находится строго на своем месте. Но эта черта не тотальна – встречаются среди них и те, кто уделяет мало внимания незначительным деталям.
Нередко высокая тревожность людей с СА вызывает у них развитие ОКР – обсессивно-компульсивного расстройства. Оно проявляется в многократном повторении действий, не имеющих значения. Повторяющиеся движения тела, как правило, стук пальцев, подергивание плечами, раскачивание, зацикливание на предмете, к примеру, зубочистках, патологический счет – пересчитывание шагов.
Люди-аспи – невероятные консерваторы. Им сложно отойти от привычного распорядка дня. Они тщательно планируют свой день. Просыпаясь утром и собираясь на работу, они прокладывают себе маршрут, по которому будут следовать
Они обязаны продумать несколько вариантов на разные случаи, обращают внимание на то, какие эмоции им предстоит испытать в дороге. Каждое предстоящее событие они обдумывают до мелочей
И решают, стоит ли оно тех усилий, которые придется приложить для его реализации.
Затруднения исполнительного функционирования – это проблемы в осуществлении планирования, организационных навыков и т.д. Например, человеку с синдромом Аспергера бывает сложно объединить отдельные детали в единое целое. У них страдает концентрация внимания и бывает сложно направить мысли в нужном направлении.
В физическом плане аспергеры мало отличаются от обычных людей. Но им свойственна некоторая неуклюжесть в движениях. Из-за этого таким людям становится сложно овладеть определенными видами спорта или письмом, их осанка и походка имеют особенный склад.
В общении со страдающими синдромом вас может насторожить характер речи. Она монотонна и медлительна, хотя отличается богатым словарным запасом. Их речь поставлена правильно, переполнена терминами, научными понятиями, но ее образность непостижима для аспергеров. Они не понимают смысла пословиц, поговорок, иронии и юмора, не способны к обобщениям, не могут применить одно правило к нескольким ситуациям.
Поскольку в большинстве случаев больные не способны понять чувства и эмоции другого человека, весь их разговор направлен на себя. Точнее, это монолог, в котором аспи рассказывает о своих увлечениях и т.д. Когда их учат тому, что в разговоре вы должны интересоваться жизнью своего собеседника, они способны обескуражить своими вопросами. «Каково это – быть алкоголиком?», спрашивают они человека с зависимостью от спиртного. Или же: «Какую сумму вы храните на счету в банке?». Для них не существует негласных правил общения.
Их мышление находится на высоком уровне, они решают сложные, конкретно структурированные задачи. Однако оно лишено гибкости и способности креативно мыслить.
Как возникает девиантное поведение
У любых поступков есть свои истоки. И причин на то, чтобы поступать вразрез с ожиданиями общества, тоже несколько. Рассмотрим их все в таблице ниже.
Причины девиантного поведения |
||
---|---|---|
Характер | Сущность | Пример |
Биологическая причина | Причина отклонения — биологические особенности организма: безвредные врождённые черты или заболевания | Люди, которые страдают психическими заболеваниями, могут вести себя странно или быть опасными. Но это происходит не по их желанию, а из-за специфических особенностей организма. |
Социологическая причина | Концепция аномии. Причина отклонения — распад социальных ценностей и норм | Во время Великой французской революции страну объял хаос. Франция стала нестабильной, и некоторое время в ней открыто цвела преступность |
Теория стигматизации. Причина отклонения — оценка общества | Поначалу люди никак не реагируют на то, что человек иногда употребляет алкоголь. А когда становится хуже, они ставят на него клеймо пьяницы и общаются с ним иначе, чем с другими | |
Психологическая причина | Причина отклонения — личные качества, черты характера и воспитание человека | Человек становится частью преступного мира, потому что вырос в маргинальной семье и видел лишь примеры жестокости и неуважения к закону. |
Чтобы хорошо сдать экзамены в будущем, советуем сразу разобраться в теме девиантного поведения и его психологии. Эта статья выдалась объёмной, и если вам кажется, что усвоить получилось не всё, подумайте о дополнительных уроках.
На курсах по обществознанию для детей и подростков в Skysmart мы поможем изучить эти и любую другую сложную тему. А главное — ничего не придётся зубрить: мы объясним все термины на примерах из жизни. Ждём на бесплатном вводном занятии!
Рекомендации по здоровью дошкольников
Рекомендации родителям по воспитанию указывают на то, что нужно уже с раннего детства прививать ребенку желание быть сильным и здоровым. Необходимо культивировать основы здорового образа жизни. Ребенок должен усвоить, что сила и здоровье неразрывно связаны, он должен научиться беречь свое здоровье, относиться к нему серьезно. В этом вопросе рекомендации детям и родителям просты: пусть малыш ваш знает, что здоровье как физическое, так и психическое – это бесценный дар и богатство, которое нужно укреплять
Родители должны обращать особое внимание в дошкольном возрасте на следующее:
- Психическое здоровье (в семье должна быть благоприятная обстановка, полностью исключены стрессовые ситуации).
- Обязательно установите режим дошкольника. В школьном возрасте ему трудно будет привыкать к режиму, если до этого он жил без какого либо распорядка.
- В дошкольном возрасте нельзя долго находиться в статической позе из-за слабо развитых мышц. Малыш должен постоянно быть активным, в движении. Иначе диагноз «гиподинамия» неизбежен.
- Приучите ребенка с раннего возраста, что гигиена – это главная основа здоровья. Он всегда должен соблюдать ее правила.
Главным преимуществом дошкольников является возраст. Именно в этот период можно легко обучиться тому, что труднее освоить в более позднем возрасте. Например, если до шести лет человек не научился разговаривать, то с каждым годом шансы на это уменьшаются. Чем взрослее ребенок, тем сложнее его будет обучить каким-то элементарным навыкам. Используйте дошкольный период активнее, в эти годы малыш впитывает все, как губка. Вкладывайте в него как можно больше инструментов, которыми он в будущем сможет воспользоваться для дальнейшего обучения в школе.
Что такое инфантильное расстройство личности?
Международная классификация болезней по МКБ – 10 определяет это понятие как личностное поведенческое нарушение наряду с такими расстройствами как нарцисстическое, психопатическое и агрессивное.
Стоит ли считать комплекс нарушений представленного типа расстройством – спорный вопрос. К примеру, в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» (DSM-5) инфантилизм отсутствует.
Дело в том, что нет конкретных симптомов, которые бы четко указывали именно на этот вид расстройства личности. Вопрос инфантильного расстройства пока до конца не изучен.
Что скрывается под понятием инфантилизма? Этим словом обозначают понятие незрелости. Применяют его не только в психологии, но и в физиологической медицине. Например, инфантилизм физического развития – это отставание в развитии, когда физические показатели не соответствуют возрасту.
По сути, инфантильными расстройством личности принято называть состояние, при котором наблюдаются проблемы в связи с взаимодействием с другими людьми в социуме. При данной патологии психического развития нормы поведения человека не соответствуют общепринятым в социуме.
Готовьте подростка к трудностям
Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.
Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.
<<Форма курс 5-11>>
Что такое буллинг и как его распознать
Буллинг — это преднамеренное, длительное систематически повторяющееся насилие (психологическое или физическое) группы по отношению к ее отдельным членам. Эта серьезная проблема, сильно травмирующая психику детей и влияющая на всю их последующую жизнь. Российское общество, к сожалению, часто не осознает масштаба этой проблемы, и не понимает, что она системна, рассказывает руководитель издательства и маркета «Есть смысл» Юлия Петропавловская.
Юлия Петропавловская
руководитель издательства и маркета «Есть смысл»
Недавно в одном СМИ был опубликован рассказ нашего сборника. И комментарии под ним, обесценивающие травму героини, заставили меня поежиться даже сильнее, чем сам рассказ. Я еще раз поняла: объяснять, как устроена травля и почему жертве практически невозможно защитить себя, придется еще долго. И нашу книгу мы задумали именно как повод для взрослых (родителей, учителей) задуматься, перестать недооценивать серьезность проблемы. Книга позволяет провести художественное исследование этой проблемы, показать, как буллинг влияет на обидчиков и их жертв и, возможно, указать, как проблема могла бы быть решена.
Наиболее распространен буллинг среди младших подростков — 11-13 лет
Это тот возраст, когда детям важно объединяться в группы — так они чувствуют свою значимость, нужность, ощущают, что приняты обществом, что они в безопасности. Но группа всегда образуется вокруг чего-то общего — например, цели, интересов, занятий
А подросткам, которые пришли в одну и ту же школу, потому что она рядом с их домами, непонятно, вокруг чего можно объединиться. К тому же у них еще не развиты навыки общения. И тогда (если взрослый не помогает выстроить коммуникацию и найти общую конструктивную цель) группа начинает сплачиваться вокруг травли одного или нескольких ее участников.
Всего существует четыре типа буллинга:
- вербальный (унизительные комментарии, оскорбления, неприличные жесты);
- социальный (исключение из группы, игнорирование, бойкот, распускание слухов);
- физический (насилие, порча вещей);
- кибербуллинг (травля в интернете).
Педагогу важно помнить основные признаки четырех типов травли. Все их легко заметить
Например, педагог услышит, если в классе кого-то обзывают, придумывают ему обидные прозвища, с кем-то отказываются сидеть вместе.
Родители могут заметить буллинг, если они поддерживают доверительные отношения со своим ребенком, рассказывает Мария Афонина, практикующий клинический психолог, главный эксперт программы «Травли NET» благотворительной организации «Журавлик». Ребенка лучше регулярно спрашивать о том, как проходит его день, с кем он дружит в классе, кого побаивается, кто считается «главным», есть ли разделение на маленькие группки и какие они, насколько комфортно в коллективе в целом. В таких разговорах, скорее всего, станет понятно, все ли в порядке в школе, или же что-то идет не так.
Важно также внимательно относиться к любым изменениям настроения и поведения ребенка и уточнять у него причину этих изменений. Может, подросток регулярно приходит из школы подавленный и задумчивый или нервный и раздраженный? Отказывается идти в школу или старается избегать внешкольных мероприятий? Не зовет в гости одноклассников и сам не ходит к ним? Может, у него пропадают вещи или его нет в школьном чате? Все это признаки, которые могут настораживать и указывать на буллинг