Эмпатия

Принципы активного слушания

Самым важным правилом, которое стоит усвоить, должно являться установление визуального контакта. Минимальный визуальный контакт, который должен быть установлен между собеседниками, это повернутые друг к другу лица. Повернутое в другую сторону лицо может быть расценено как нежелание слушать рассказчика, что скорее всего негативно отразится на беседе. Желательной также является установка зрительного контакта. Это отнюдь не означает, что во время разговора придется устроить подобие игры в «гляделки». Вам необязательно все время смотреть собеседнику в глаза, достаточно сделать это хотя бы несколько раз во время разговора.

Несмотря на то, что активное слушание подразумевает хотя бы минимальное поддержание разговора разнообразными жестами и фразами, иногда бывает необходимо просто помолчать. Такие паузы могут помочь рассказчику собраться с мыслями. Поэтому, особенно если вы уже произнесли какую-то реплику, а ваш собеседник не спешит отвечать сразу, не торопите его и не повторяйтесь, пока он не попросит, иначе вы рискуете сбить его с мысли.

Если вы не до конца уверены в том, что испытывает рассказчик, попробуйте расспросить его, чтобы это понять. В том случае, если вы имеете какие-либо предположения, стоит их озвучить. Рассказчик поймет, что вы заинтересованы в нем и его чувствах, и постарается самостоятельно их вам объяснить, если вы оказались неправы.

10 признаков, что вы эмпат

Быть эмпатом может любой из нас. Для этого нет ограничений в возрасте или половой принадлежности. Однако существуют главные признаки, по которым можно определить эмпата.

01Высокая чувствительность

Эмпаты обладают невероятным даром чувствовать чужие эмоции, настроения и характеры. Даже попадая в совершенно незнакомую компанию, эмпату под силу сразу же прочувствовать людей и атмосферу, царящую между ними. Эмпат будет долго наблюдать и слушать, а уже потом, накопив необходимую информацию, начнет действовать. Вот только от этой самой чувствительности эмпаты нередко страдают и хуже остальных переносят стресс.

02Советчики

К эмпатам часто обращаются за советом. Такие люди способны глубоко сопереживать и действительно оказать помощь человеку даже одним советом или сочувствующим кивком головы. Эмпатам доверяют, к ним тянутся и их искренне любят.

Эмпат никогда не будет поучать собеседника или переубеждать в своих взглядах. Вместо этого он внимательно выслушает, подбодрит, приобнимет и выразит свое сочувствие.

03Острое ощущение несправедливости

Эмпатов могут вогнать в стресс даже события, происходящие далеко за пределами их окружения. Трагедии в мире и прочие происшествия переживаются эмпатами как личные. Поэтому они стараются отгородиться от жестокости мира и всех событий, которые могут им навредить в эмоциональном плане.

04Усталость от обилия общения

Эмпаты не большие любители шумных компаний и многолюдных мест. Торговые центры, кинотеатры, спортивные стадионы – все это не для эмпатов. Сверхчувствительные к чужим эмоциям, эмпаты быстро устают от их обилия и могут легко впасть в уныние.

05Воспринимают чужие переживания близко к сердцу

Людские страдания, переживания и душевные муки постоянно пропускаются эмпатами через себя. Они не в силах отогнать от себя тяжкие мысли и перестать беспокоиться о других. Неумение отделять свои эмоции от чужих – вот главная неприятность для психического состояния эмпатов.

06Чуткие ко лжи

Бесполезно лгать эмпатам и пытаться ими манипулировать. Они сразу почувствуют подвох и прекратят общение с лжецами. Эмпаты – отличные знатоки человеческой души, и пытаться сделать что-то за их спиной – затея не самая хорошая.

07Умение строить доверительные отношения

Эмпатов любят и к ним тянутся. Даже с незнакомым человеком эмпат может легко начать разговор и превратиться в молчаливого слушателя. Их умению слушать можно позавидовать. Благодаря своему природному дару эмпатам приходится выслушивать чужие проблемы, от которых в прямом смысле слова начинает болеть голова.

08Безотказность

Эмпаты – прекрасные друзья. Проблемы окружающих для них важнее своих собственных. Даже зная, что на решение чужой проблемы уйдет масса сил и времени, эмпат никогда не откажет.

09Любят животных

Животные чувствуют человеческую искренность и доброту, поэтому тянутся к эмпатам. Они, в свою очередь, оказывают им необходимую помощь, нередко становясь волонтерами. Кроме того, эмпаты обожают природу и не могут жить без единения с ней. Постоянные прогулки на свежем воздухе, вдали от людей – вот где эмпаты подпитываются жизненной энергией.

10Чувствительность к чужой физической боли

Учеными доказано, что эмпаты могут не просто эмоционально прочувствовать физическую боль постороннего, но и испытать ее на себе. Такой дар вызывает массу неприятностей, ведь изрядно мешает человеку в повседневной жизни.

Изображение с сайта shutterstock.com

Методы эмпатического слушания

Методы во многом совпадают с методами активного слушания. А именно:

Знаки внимания. Просто слушать собеседника в эффективной беседе недостаточно — это может выглядеть несколько аморфно. Место этого мы активным демонстрируем свое участие в диалоге: кивки головой, междометия типа «угу» и «ага», «вспышки» глазами.

Подбадривания собеседника словами типа «не может быть» важно, но без других методов недостаточно. Люди не любят формальности в общении

Им важен эмоциональный контакт. Зрительный контакт, мимика, мягкость тона позволяют наладить контакт. К знакам внимания можно отнести и другие приемы.

Парафраз или пересказ. Краткое изложение слов или чувств собеседника. Парафраз чувств в нашем случае в большинстве своем будет более «тематическим». Этот прием дает понять, как мы видим ситуацию, дает визави обратную связь. Вместе с этим парафраз позволяет перефразировать, амортизировать негатив собеседника.

Например, собеседник говорит:

«Ты предатель»

«Ты ожидал поддержки с моей стороны, но я не встал на твою сторону»

Парафраз полезен в том случае, если собеседник явно не способен адекватно и конструктивно сформулировать свои мысли. Нас могут обвинять в чем только можно. Хотя причина лишь в небольшом раздражении или негодовании. Например, когда один из супругов заявляет — «я тебя ненавижу». Это могут быть эмоции и перефразирование позволит направить диалог в конструктивное и более позитивное русло.

Повтор или эхо. Мы просто повторяем слова собеседника. С одно стороны этим мы демонстрируем то, что слышим его. Повтор слов в вопросительной интонации будет мягким запросом на уточнение информации. Например:

«Я не злюсь на тебя»

«Ты не злишься на меня?»

Метод эхо несмотря на свою простоту, имеет высокую эффективность. Психологи провели эксперимент — подговаривали официантов в ресторанах при приеме заказов повторять слова клиентов. После подсчитывали количество чаевых и сравнивали с результатом контрольной группы официантов, которые не повторяли слова клиентов. Простой повтор слов увеличивал лояльность и размер чаевых.

Уточнение. Нет ничего дурного в том, чтобы прямо просить уточнение смысла в случаях, когда это необходимо. Например:

«Что ты имеешь в виду?» или «Ты недоволен тем, что…?»

Если мы будем спешить с ответом на вопросы собеседника или с реакцией на его слова, то рискуем ошибиться. Даже если контекст может казаться очевидным, не стоит делать преждевременных выводов. Простой уточняющий вопрос поможет избежать недопонимания.

Сообщение о восприятии. Этот прием означает, что мы озвучиваем чувства собеседника. Мы демонстрируем, что понимаем своего визави. Это можно назвать парафраз чувств. Например:

«Я понимаю, что это не справедливо по отношению к тебе, на твоем месте я бы чувствовал то же самое»

Также верным ходом будет демонстрация того, что наши эмоции синхронны. Для этого озвучиваем то, что наши эмоции и чувства совпадают с внутренним состоянием визави. Например:

«Я искренне рад, что у тебя все получилось»

Если мы будем говорить собеседнику «я тебя понимаю», то с большей вероятностью он просто закроется. Действительно, мы можем понять собеседника? Или это дежурная фраза? Собеседник находится под действием эмоций и тут мы со своим «я тебя понимаю». Какая тут может быть реакция? А озвучивание восприятия эмоций собеседника или своих собственных создаст позитивный контакт.

Молчание или пауза. Этот метод особенно ценен в любом общении. Пока говорим мы, собеседник вынужден молчать. Часто может показаться, что любая пауза в диалоге затягивается непозволительно долго. Но это лишь иллюзия и все идет как надо. Пусть у визави будет пара лишних секунд, чтобы что-то сказать.

Поддержание эмоций. Верный способ отдалить от себя другого человека — это продемонстрировать непонимание его чувств. Сопереживание внутреннему верный ход.

Например, ваш оппонент сообщает о том, что испытывает угнетение. Слова типа «да ты не переживай» не всегда работают. Эмпатическое слушание подразумевает, что мы добиваемся эмоционального сближения, то вместо этого зададим вопрос о его внутреннем состоянии.

Активное слушание. Его виды и приемы

Техника активного слушания условно разделяется на 2 вида: мужской и женский.

Мужской вид активного слушания больше относится к навыкам делового общения. Здесь важна правильная подача информации, ее понимание и анализ. Поэтому в активном слушании мужского вида чаще всего звучат уточняющие вопросы: «где», «сколько», «когда», «для чего», «каким образом».

Женский вид активного слушания ориентирован на чувства и эмоции. Здесь не столько важна точность информации, сколько отношение к ней или собеседнику. Это позволяет встать на место визави, почувствовать его настроение, переживания.

Во время общения следует обратить внимание на слова собеседника, постараться понять его. Это позволит правильно подобрать соответствующие приемы активного слушания

К ним относятся поощрение, повторение, отражение, обобщение. Они помогут лучше понять рассказчика, будут способствовать симпатии между собеседниками.

Упражнения активного слушания

Прежде, чем начинать осваивать технику активного слушания, стоит постичь основные принципы активного восприятия:

  • Отказаться от привычки перебивать собеседника;
  • Поддерживать устойчивый зрительный контакт;
  • Отвечать на вопрос, если он предполагает ответ, и не стараться искать ответы на риторические вопросы;
  • Показывать обратную связь: поддерживать, кивать головой, поощрять к продолжению короткими фразами;
  • Не препятствовать выплескиванию неблагоприятных чувств (чтобы не принимать негатив на себя, нужно на время абстрагироваться от отрицательной энергии и продолжить общение после выплеска токсичных эмоций).

После принятия и освоения принципов АС можно начинать тренировки умения активно воспринимать информацию.

Упражнение в парах

Первое упражнение делается в паре, где один человек выступает в роли выступающего, другой – в роли слушающего. В течение 5 минут говорящий рассказывает о нескольких личных проблемах с акцентами на собственные затруднения. Партнер в это время использует все методы и технику активного восприятия. Через минуту после окончания этой части упражнения говорящий анализирует действия слушателя: что помогало, а что мешало рассказывать о себе. Очередные 5 минут докладчик рассказывает о своих успехах и достижениях, а слушатель старается эффективно использовать техники АС с учетом предыдущих ошибок. В течение последующих пяти минут слушающий пересказывает, что он понял и запомнил из монолога, а говорящий реагирует на рассказ только положительными или отрицательными кивками головы. Причем при отрицательной реакции сообщающего слушатель поправляет себя. После окончания первого этапа упражнения партнеры делают повторение тренинга, только меняются ролями. В конце занятия подводят итоги и анализируют, какая роль труднее: слушателя или выступающего.

Тренировка навыка активного слушания

Упражнение «Испорченный телефон»

Для выполнения этого задания нужны 5 человек: докладчик и 4 слушателя. В комнате остается докладчик и первый слушатель. Докладчик читает текст с описанием некого события, партнер его внимательно слушает и старается запомнить подробности сообщения. После однократного прочтения текста вызывается второй слушатель, и ему пересказывается услышанный текст первым слушателем. Действия повторяются, пока свою версию текста ни услышит последний участник. Затем все собираются вместе и сравнивают рассказ 4-го слушателя с оригиналом.

Упражнение показывает, что люди запоминают информацию выборочно, согласно своему мировосприятию и жизненному опыту.

Упражнение на внимательное восприятие

Тренер делит группу на тройки. Каждому участнику дается небольшой реферат. В течение 3 минут все партнеры одновременно читают свои тексты вслух и пытаются услышать сообщения остальных соперников. Задача каждого участника максимально услышать и запомнить информацию, исходящую от других людей. Как правило, несколько раз такое упражнение получается практически безрезультатным, но со временем люди учатся вычленять суть среди разрозненного потока информации.

Таким образом, метод активного слушания важен не только для профессионалов, но и для каждого человека. Активное восприятие информации происходит очень часто, практически в любом диалоге присутствуют элементы АС.

Приемы

В эмпатическом слушании применяются различные методы, позволяющие установить контакт с собеседником:

Обычно в эмпатическом слушании выделяются три этапа:

Хороший слушатель:

  • поддерживает визуальный контакт — смотрит в глаза, это дает возможность не только отследить изменения в состоянии, но и вызвать расположение собеседника, показав, что его слушают;
  • использует язык тела — партнеры по общению находятся друг напротив друга, жесты используются открытые, показывающие интерес;
  • применяет определенный тон и скорость речи, позволяющие передать теплоту, заботу, а также гармонировать с тоном собеседника;
  • позволяет собеседнику выбрать предмет разговора.

В общении используются и вербальные и невербальные средства, что позволяет достичь полного контакта.

Эмпатическое слушание уместно не всегда. Иногда человек не готов раскрыть свои чувства, ему нужен просто совет или информация. В этом случае применяются другие методы.

О практических приемах активного слушания в этом видео:

  • Поделки по теме америка в доу

      

  • Особенности развития американского федерализма в xix веке кратко

      

  • Выплаты на школьную форму для многодетных семей 2021 нижний новгород

      

  • Сущность контроля и оценки качества обучения в высшей школе

      

  • Криминологическая характеристика и предупреждение пенитенциарной преступности кратко

Как еще развивать эмпатию

Вот несколько упражнений, который помогут.

1. В некоторых компаниях практикуют такое: вы идёте в отдел, в котором, как вам кажется, ничего не делают. Их работа банальная, распечатал бумажечку, положил, и всё. Приглашаете коллегу из этого отдела рассказать, чем он занимается, и слушаете – с тем, чтобы разобраться в его работе, наладить, возможно, отношения, выстроить некий мостик

Это и про корпоративную культуру, а вам как руководителю это очень важно. Ещё один хороший способ – внимательно послушать людей, которые вам совсем не интересны. Можно доклад какой-то послушать и подумать, что спикер имел в виду. 

Можно доклад какой-то послушать и подумать, что спикер имел в виду. 

2.Больше общаться с людьми, которые не входят в ваш первый круг знакомств. Если вы будете просто слушать и ничего не отвечать, что-то пойдёт не так. Задать вопросы, уточнить у человека, что он имел в виду, для чего он это сказал. Больше пытаться общаться.

У меня на консультации был клиент, который решил менять работу и столкнулся с тем, что на собеседовании не знал, как отвечать на вопросы и как себя позиционировать. Оказалось, что он много лет проработал в команде с одними и теми же людьми, и с ними он научился общаться. А как с другими людьми, которые взаимодействуют другим языком, он не представлял и выпадал из коммуникации. 

3.Наблюдать за людьми. Как они выглядят, как смотрят, как выглядит их лицо в момент разговора. Когда вы едете в метро или идёте по улице, смотрите на людей, что с ним сейчас происходит

Неважно, истинно они чувствуют то, что вы о них подумали, или нет; важно начать нарабатывать навык оценки: я смотрю на другого человека и пытаюсь понять, что он чувствует, что с ним сейчас происходит. Оценка невербалики помогает развивать когнитивную эмпатию. . А ещё можно смотреть фильм без звука и разбираться, о чём диалог героев в контексте чувств

Так мы наш мозг приучаем считывать информацию с человека и понимать её. 

А ещё можно смотреть фильм без звука и разбираться, о чём диалог героев в контексте чувств. Так мы наш мозг приучаем считывать информацию с человека и понимать её. 

4.Научиться распознавать собственные чувства. Задавать себе вопрос: что я сейчас чувствую? 

Мои клиенты ненавидят это задание, но оно очень эффективно: когда есть проблема с чувствами, поставить себе напоминалку 3-4 раза в день с вопросом, который будет выпрыгивать к вам на экран: «Что ты сейчас чувствуешь?» И 3-4 раза в день отвечать себе на этот вопрос. Отвечать не «психолог меня бесит с этим заданием», а действительно подумать, побыть в этом: почему меня психолог бесит, почему именно это задание вызывает у меня такие негативные эмоции? 

В вопросе «как я себя чувствую» можно прибегать к метафорам: как герой фильма или мультика, как ветер, дождь и т.д. И задать вопрос себе: как ветер – это как?

5.Конечно, один из способов развить эмпатию – это пройти обучение основам психологии или что-то почитать по  теме.

На этом всё. Буду рада вашей обратной связи. Поделитесь, что ещё вам интересно в контексте эмпатии, её развития и применения

Берегите себя!

Преимущества эмпатического слушания

Вот некоторые из основных причин практиковать эмпатическое слушание в своей карьере.

  • Построение рабочих отношений. Если вы продемонстрировали, что умеете слушать сочувственно, другие могут быть более склонны делиться с вами своим опытом. Это может помочь укрепить доверие и более позитивное взаимодействие на рабочем месте.

  • Помочь вам действовать тактично: как только вы привыкнете считаться с чувствами других, вы с большей вероятностью будете вести себя добрее и сострадательнее в своей повседневной жизни. Например, если коллега обиделся на тон электронного письма коллеги, вы можете подумать о том, чтобы сделать формулировку своих собственных электронных писем более оптимистичной и ободряющей.

  • Повышение производительности: когда коллеги доверяют и понимают друг друга, они обычно лучше работают в команде. Когда конфликт сведен к минимуму, они могут проводить больше дня за работой, что приводит к увеличению производительности.

  • Решение проблем: проблемы на рабочем месте часто требуют, чтобы товарищи по команде работали вместе, чтобы найти решения. Если у вас есть история доверия и открытого обмена информацией с вашими коллегами, вы все можете чувствовать себя более комфортно, предлагая новые подходы к рабочим вопросам. Например, если ваш коллега только что сказал вам, что, по его мнению, другой коллега не уважает их предложения о новых подходах к продажам, вы можете найти способы подтвердить их вклад на встрече, чтобы другие были более внимательны. В результате новая кампания может быть более всеобъемлющей и успешной.

Развитие чувства сопереживания

Эмпатия – это не дар свыше и не сверхъестественная сила. В той или иной степени, к ней способны все психически здоровые люди. Несмотря на то, что склонность к сопереживанию зачастую является врождённой, умение понимать чужие чувства можно развить.

Существует множество простых групповых упражнений, помогающих научиться сопереживанию:

  1. Угадай чувство. Людям раздаются карточки, где прописаны названия чувств. Участники по очереди изображают выпавшее им чувство при помощи мимики, а остальные члены группы пытаются угадать, что человек старается отобразить.
  2. Зеркало и обезьяна. Члены группы разбиваются попарно. Один участник в паре становится «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна» мимически демонстрирует различные чувства, а «зеркало» их копирует. После члены пары меняются ролями.
  3. Телефон. Все участники получают карточки, в которых указан воображаемый собеседник: начальство, вторая половинка, родитель, ребенок или иной человек. Члены группы по очереди имитируют разговор, а другие люди пробуют угадать, с кем ведется «беседа».

Также распространены упражнение на копирование голоса, жестов, речевых особенностей другого человека. Выполняя подобные упражнения в группе, совместно с другими людьми, человек осваивает навык сопереживания, учится создавать эмпатические связи и настраиваться на одну эмоциональную волну с окружающими.

Базовые техники взаимодействия

Сердцевина консультирования —
взаимодействие между
клиентом и консультантом,
основанное на философии
«клиент-центрированной» терапии.

Р. Кочюнас

В этой статье я сознательно убираю все эмоции и
попытаюсь представить сухой реестр базовых
психотехник общения консультанта с клиентом. В практике психологического
консультирования отчетливо выделяются два
основных аспекта: собственно воздействие,
требующее специфических навыков и умений, и отношения
помощи
, на фоне которых это воздействие
происходит (Роджерс и др.).
Для несведущего стороннего наблюдателя
консультативная беседа мало чем отличается от
обычного разговора двух людей о жизни и смерти,
любви и соперничестве, страданиях и непонимании,
конфликтных ситуациях. Однако не стоит
обманываться: ткань этой беседы тщательно
проработана и соткана из целой системы вполне
определенных приемов, или микротехник,
консультирования.
Эти приемы веками вырабатывались в
гуманистически ориентированной педагогической
практике, управленческой деятельности и
обыденном общении. Владеть базовыми приемами
построения отношений необходимо каждому
специалисту.
Предлагаемые техники могут стать практическим
руководством для тех, кто стремится овладеть
базовыми навыками общения в консультировании и
групповой работе.

Активное слушание как инструмент прокачки эмпатии

Активное, или эмпатическое, слушание помогает строить диалог и быть с человеком в контексте того, что с ним происходит

Для этого очень важно задавать собеседнику вопросы. . Одна из проблем обратной связи: мы часто даём обратную связь, но не даём человеку сказать нам что-то в ответ

Мы не спрашиваем, что с ним происходит, как происходит, почему эта задача была сделана так, почему были допущены такие ошибки. Ошибка обратной связи не даёт совершаться тому самому активному слушанию. При активном слушании вы задаёте вопросы, участвуете с человеком в диалоге, пытаетесь понять, чем он руководствовался в той или иной ситуации. 

Одна из проблем обратной связи: мы часто даём обратную связь, но не даём человеку сказать нам что-то в ответ. Мы не спрашиваем, что с ним происходит, как происходит, почему эта задача была сделана так, почему были допущены такие ошибки. Ошибка обратной связи не даёт совершаться тому самому активному слушанию. При активном слушании вы задаёте вопросы, участвуете с человеком в диалоге, пытаетесь понять, чем он руководствовался в той или иной ситуации. 

Очень важный элемент активного слушания – это открытое положение к человеку. Стоит убрать всё лишнее и присутствовать с человеком в диалоге, который сейчас происходит.

Обычная история – на one to one с сотрудником прийти с ноутбуком, с телефоном, с кружкой кофе или с энергетиком, всё обставить вокруг себя на столе и при этом ещё что-то печатать, не глядя на него. «Ну, что ты там накосячил? В чём была проблема-то?» И в этом, конечно, нет активного слушания, потому что мы абсолютно дистанцируемся. Мы огородились всем, чем могли, и даже не поворачиваемся к человеку, который сидит где-то там.

Когда я это говорю, постоянно слышу в ответ: «Ну и что такого? Ну, я отвлёкся, но мне же написали! Я ж тимлид, мне нужно быть в процессе». Да нет, ребята

На one to one, когда вы берёте обратную связь у сотрудника, что и как идёт по проекту, и при этом вы отсутствуете, потому что отвечаете на почту техдиру, вы выпадаете из этих отношений и действительно можете упускать что-то важное.  

Следующий момент – это слушать, чтобы слышать то, что говорит человек, не искажать своими домыслами и своим предыдущим опытом взаимодействия с ним. Не вспоминать ему всё от Рождества Христова. Вот он сегодня ошибся, а ещё когда он только пришёл, ошибся, а ещё вот на прошлой работе, я знаю, он допускал такую же ошибку. И сейчас я с ним взаимодействую и знаю, что он опять допустит эту ошибку, потому что он ленивый, тунеядец, и т.д. 

Нет! Когда мы находимся в активном слушании, мы присутствуем, как говорят психологи, здесь и сейчас. Мы воспринимаем, что говорит нам человек, пытаемся услышать его нынешнюю мотивацию, нынешнюю историю. 

Тут мне могут возразить, сказать: «Ну а если он правда ленивый? Я знаю, что он ленивый, он в прошлый раз совершил такую же ошибку, и это связано с тем, что он вот такой». Ок! Он может быть ленивым. А вы можете посмотреть на это глубже и задать ему вопросы: а почему он ленится делать эту задачу? Что с ним здесь происходит? Возможно, задача ему неинтересна. Или он не знает, как её решать. Возможно, для решения ему нужно взаимодействие с сотрудником команды, с которым у него скрытый или открытый конфликт. Возможно, у него выгорание, которое вы не усмотрели; когда человек находится на стадии выгорания, он действительно может откладывать задачи, самоустраняться от них, потому что он устал и больше не может. Чтобы это выяснить, ему нужно задать вопросы, отбросив ваш прошлый негативный опыт, и побыть с ним здесь и сейчас. Одним словом, нужно учиться слушать и воспринимать, что говорит человек.

Упражнения для развития навыка активного слушания

Для развития этого полезного навыка используется тренировка в паре. Один из участников играет роль слушающего, а второй – говорящего. Затем меняются местами. В среднем продолжительность упражнений занимает 30-45 минут. В течение этого времени реализовываются следующие этапы:

  1. На протяжении первых 5 минут один из собеседников рассказывает о личных трудностях, указывая вероятные причины их возникновения. Партнер взаимодействует с ним, используя приемы активного слушания.
  2. Пару минут после первого этапа отводится на высказывания говорящего по поводу того, что конкретно в поведении слушающего помогало или мешало открываться в беседе.
  3. После этого 5 минут говорящий человек продолжает делиться своими мыслями. Теперь о том, какие черты характера помогают ему справляться с упомянутыми трудностями. Задача его партнера заключается в том, чтобы продолжать использовать активное слушание с учетом ошибок, выявленных на втором этапе.
  4. Следующие 5 минут слушатель подытоживает, что удалось понять из предыдущих двух рассказов говорящего партнера. Тот лишь подает кивком знаки, сигнализирующие о согласии с ним или наоборот. При выявлении неправильных интерпретаций бывший слушатель исправляет их таким образом, чтобы собеседник с ним согласился.

ПРИНЯТИЕ

Человек, обратившийся за помощью, как правило,
пребывает в состоянии растерянности,
безысходности, тупика горьких мыслей и
переживаний. Выйти из этого тяжелого состояния
он сможет лишь в том случае, если почувствует, что
его не осуждают, не смотрят на него свысока, а
принимают таким, какой он есть.
Это один из самых простых, но сильных парадоксов
жизни, — человек чувствует, что другой искренне
принимает его, и начинает думать о том, что стоит
измениться. Появляется желание расти, стать
другим. Не случайно гуманистические психологи
считают принятие «условием психологического
исцеления человека» (К. Роджерс), той «почвой,
на которой вырастают и крепнут побеги
человеческих возможностей» (Т. Гордон).
Язык принятия помогает клиенту стать открытым,
разделить свои чувства и проблемы с
консультантом. Секрет успешных
психологов-консультантов в том, что они умеют
внушить людям, которые к ним приходят за помощью,
что искренне их принимают и верят, что им под силу
справиться с жизненными трудностями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: