Интеракция — это в психологии… понятие, суть и виды интеракции

Какие условия необходимы для осуществления продуктивной совместной деятельности?

Важнейшей характерной чертой является способность индивида «принимать» роль другого человека и чувствовать то, каким образом его воспринимает партнер по общению. Интеракция — взаимодействие субъектов, осуществление которого становится невозможным без создания необходимых условий, в том числе:

  • согласования позиций партнеров (пристройка «на равных», «свысока», «снизу» и пр.);
  • единого понимания ситуации, в которой осуществляется совместная деятельность;
  • адекватного стиля взаимодействия (конкуренция, кооперация, конфликт).

Взаимодействие людей обобщенно подразделяют на два типа: направленное на кооперацию и сотрудничество (партнеры заинтересованы в общении и активно помогают друг другу для достижения общих и индивидуальных целей) и основанное на конкуренции и соперничестве (индивиды препятствуют друг другу, мешают и оказывают противодействие в достижении личных целей). Часто противоборство выливается в конфликт — столкновение разнонаправленных позиций и интересов субъектов общения.

Сущность интеракции

Определение 1

Интеракция в психологии – это концепция межличностной коммуникации с помощью вербальных и невербальных средств.

Для совместной деятельности люди объединяются путем согласования своих позиций, как мировоззренческих, так и практических. Интерактивная сторона общения заключается в обмене идеями, знаниями, действиями.

Рисунок 1. Интерактивный метод. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Интеракция общения представляет собой условный термин, который обозначает характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, с их непосредственной деятельностью.

В социальной психологии проблема взаимодействия имеет давнюю традицию и, на первый взгляд, кажется, что между общением и взаимодействием существует явное сходство. Ряд авторов общение и взаимодействие просто отождествляют, интерпретируя их как коммуникацию. Другие авторы рассматривают оба понятия как отношение формы какого-то процесса и его содержания. Межличностные отношения, особенности субъектов и их поведение, ведущее к согласию или к противоречиям в общении, подвергаются анализу.

Понятие интеракция родом из социологии и его рассмотрение начинать надо с микроуровня, которым является семья.

Семья – это базовая модель взаимодействия людей. Переходя на другие социальные уровни, человек переносит с собой отработанные модели взаимоотношений, корректируя их под новые обстоятельства.

Интеракция в психологии подразумевает реализацию совместных действий участников общения или их взаимное влияние.

Рассматривая общение людей в интерактивном ключе, можно выделить три процесса:

  1. возникновение интеракции в общей деятельности, объединенной общими задачами и целями;
  2. влияние одного индивида на другого через внушение и убеждение;
  3. взаимовлияние сторон.

Таким образом, получается, что интеракция является совокупностью реакций участников общения друг на друга. Другими словами – это умение примерить чужую роль на себя.

Суть классификации интеракции заключается в четком разграничении людей по принципу воздействия и результативности.

Социальная совместная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Если эффективная деятельность предполагает значимость партнера с продуктивным обменом информацией и опытом, то во втором случае каждый индивид не желает понять другого и концентрируется только на своих желаниях. Понятно, что такое взаимодействие приводит к конфликтной ситуации.

Чтобы социальная интеракция была реализована, необходимы сигналы, устанавливающие межличностный контакт – это вербальные и невербальные средства. Вербальная – это речевая интеракция, а невербальная предполагает систему сигналов и жестов.

Замечание 1

Сущность интеракции заключается в том, что она составляет основу общения в реальном мире, и успех такого общения невозможен без установления контакта с другим человеком.

Типы взаимодействия

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

Основы интерактивного общения

Природа человека устроена таким образом, что общению отводится главная роль в жизни. При этом человек неизбежно зависим от мнения всех, с кем общается. Сотрудничество в процессе интерактивного общения накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей.

Общению играет едва ли не главную роль для человека

Для всех участников одинаково характерны:

  • общая цель;
  • общие мотивы для совместной деятельности;
  • единое пространство и время для выполнения совместных действий;
  • своевременная координация действий каждого участника;
  • знание каждого участника правил межличностного взаимодействия;
  • передача информации от одного к другому. 

Однако, одинаковые правила и принципы, создающие основу интерактивного общения, вовсе не означают одинаковое поведение каждого участника при совместной деятельности.

Интеракция – инструмент для проявления личности

 В общении, как мы с тобой выяснили, предполагает взаимное влияние. В любом процессе, очень часто, присутствуют участники, которые находятся на разных уровнях по силе этого влияния, и тогда наблюдаются элементы манипуляции. Это элемент скрытого управления. К этим элементам относятся наведение транса, внушение и другие манипулирующие техники.


Фото автора Alexander Suhorucov: Pexels

При этом участник с более сильной позицией в направлении манипуляции, не всегда является стороной физически сильной. Примером может служить взаимодействие ребенок- родитель. Подобные ситуации рассматриваются в особой группе психологического анализа как интеракция с элементами манипуляции.

Теперь, когда ты имеешь представление об основных стратегиях интеракции, ты с легкостью можешь распознавать их в своей повседневной жизни. Выбор стратегии зависит от многих факторов, и может осуществляться неосознанно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человека, внешние социальные факторы. В любом случае, всегда следует помнить, что процессы интеракции уникальный инструмент, который проявляет нас как личность.

Виды взаимодействий

Существует весьма строгая классификация интеракции. Суть ее заключается в четком разграничении взаимодействия людей по принципу результативности и воздействия. Так совместная социальная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Первая предполагает высокую значимость партнера (друга, коллеги, собеседника и др.) как личности. Здесь происходит продуктивный обмен информацией и опытом, взаимовыгодное сотрудничество. В случае с видом интеракции неэффективной каждый индивид зациклен исключительно на своих желаниях и потребностях без попытки прочувствовать и понять другого. В результате такое взаимодействие ведет к конфликту или конкуренции.

Для реализации социальной интеракции необходимы определенные сигналы, которые установят межличностный контакт. К ним относятся вербальные и невербальные средства. С этой позиции выделяют:

  1. Вербальную (речевую) интеракцию. Силу речевого воздействия может определить тембр голоса, экспрессивность речи, высказывание своего мнения или отношения к ситуации.
  2. Невербальную интеракцию. Она обусловлена проксемикой (системой общения с помощью сигналов, жестов) и включает следующие механизмы:
  • позу партнера (она может говорить о его закрытости-открытости для общения, расслабленности-напряженности);
  • подстройку и синхронность собеседника в жестах и мимике;
  • положение в пространстве (использование минимальной зоны или, напротив, захват территории за счет раскладывания вещей, предметов, документов на общем поле деятельности).

Поведенческие стили

Вырабатываются в результате возникновения конфликта. Их виды:

  • Уклонение. Исход конфликтной ситуации для человека не имеет значения либо нет сил, возможностей решать проблему. Он начинает всячески игнорировать общение, у него отсутствует желание отстаивать интересы, доказывать правоту, сотрудничать для достижения общей цели.
  • Противоборство, конкуренция. Активная борьба участников, отстаивание позиций, мнений, интересов. Применяются доступные способы для решения проблемы с пользой в свою сторону. Используется давление или принуждение. Участники стремятся к победе любыми методами и способами.
  • Уступчивость, приспособление. Действия участников направлены на создание и сохранение тандема, идиллии в отношениях. Наблюдается сглаживание разногласий путем ущемления собственных интересов. Эта модель поведения используется, если важна не ситуация, а сохранение отношений.
  • Сотрудничество. Участники находят альтернативные варианты, удобные пути решения. Происходит удовлетворение потребностей и интересов партнеров не в ущерб собственным стремлениям. Для этой модели поведения присущ компромисс, когда любая проблема решается путем обсуждения и принятия совместного решения.

Поведенческий стиль вырабатывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Зависит от субъективных и объективных обстоятельств.

Интеракция — это взаимовлияние и взаимодействие субъектов общения. Рассмотрение термина в контексте социальной психологии

В процесс общения всегда включается три основных элемента: интеракция, коммуникация и перцепция. Что такое интеракция? Это взаимовлияние индивидов или их групп друг на друга в взаимодействия. Термин «интеракция» произошел от английского слова «interaction», которое, в свою очередь, возникло от двух латинских морфем — «inter» и «activus». Они переводятся как «деятельный».

Этот термин используется социальными психологами, в том числе Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломовым, Б. Г. Ананьевым и др., для описания обмена действиями в процессе общения. Они говорят, что интеракция — это согласование совместных планов, построение единой стратегии, а также последующий анализ деятельностного вклада всех участников взаимодействия. В процессе общения происходит обмен опытом, знаниями и идеями. Партнеры достигают взаимопонимания и осуществляют попытки развить и организовать совместную деятельность. В этом наилучшим образом и проявляется социальная интеракция.

Перцептивный компонент

Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.

На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.

Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.

Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.

Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.

Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время. Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях

Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.

Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.

Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.

Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.

В психологии

В психологии интеракция — это концепция, акцентирующая внимание на взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств. Анализу подвержено то, как выстраиваются межличностные отношения, какие особенности субъекта и линии поведения ведут к согласию или противоречиям в общении. В отличие от многих других, понятие интеракции пришло в психологию из социологии, а не наоборот

И рассмотрение его, как и в смежной дисциплине, следует начинать с микроуровня — семьи. Именно она является базовой моделью взаимодействия людей, где происходит становление личности ребенка. Данный процесс происходит сквозь призму поведенческих реакций в ответ на деятельность, обмен жестами, мимикой и словами подрастающего индивида, через восприятие его другими членами семьи. Затем человек переходит на другие социальные уровни (друзья, рабочий коллектив, общество в целом), неся с собой уже отработанные модели взаимоотношений, корректируя их и подстраивая под новые обстоятельства

В отличие от многих других, понятие интеракции пришло в психологию из социологии, а не наоборот. И рассмотрение его, как и в смежной дисциплине, следует начинать с микроуровня — семьи. Именно она является базовой моделью взаимодействия людей, где происходит становление личности ребенка. Данный процесс происходит сквозь призму поведенческих реакций в ответ на деятельность, обмен жестами, мимикой и словами подрастающего индивида, через восприятие его другими членами семьи. Затем человек переходит на другие социальные уровни (друзья, рабочий коллектив, общество в целом), неся с собой уже отработанные модели взаимоотношений, корректируя их и подстраивая под новые обстоятельства.

Интеракция в психологии

Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.

В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.

Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.

Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.

Вариант интерактивного общения

Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:

  • наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
  • предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
  • механизм регулирования отношений.

Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.

Разделение структуры общения на уровни

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.


Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Что влияет на результат интерактивного общения

Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

Слаженное взаимодействие

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

  • у человека высокая потребность во взаимодействии;
  • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
  • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
  • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат

Интерактивное общение: виды

В современном обществе, в котором прогрессируют различные технологии, интерактивное общение имеет больше способов реализации, чем несколько десятилетий назад.

Технологии дают нам больше способов интерактивного общения

Основными видами интерактивного общения являются:

  1. Трудовая деятельность коллектива. Решение поставленных задач в трудовом коллективе — самый распространенный вид интерактивного общения. Совместная деятельность для достижения желаемого результата характерна для любого коллектива. Помимо реальных бесед, обсуждений на помощь приходят компьютерные технологии: «Skype для бизнеса» — общение в реальном режиме времени нескольких собеседников (переписка, беседа в режиме «конференция») с возможностью обмена файлами.
  2. Обучение. Любое занятие в школе, колледже, университете – это вид интерактивного общения. Широко используется дистанционное обучение с помощью специальных программ («Skype»), во время которого преподаватель и ученик, используя интерактивные наушники, могут находиться на дальнем расстоянии друг от друга, но это не помешает нормальному протеканию учебного процесса.
  3. Организация свободного времени и проведение досуга. Взаимодействие организаторов и исполнителей любого мероприятия также является формой интерактивного общения.

Телевидение и радио сегодня для проведения многих передач используют интерактивные методы. Обратная связь со зрителями или слушателями в прямом эфире позволяет создать интересные программы.

Рубрикатор

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.

Межличностной интеракцией можно назвать взаимодействие на уровне двух или нескольких единиц межличностного общения (например, отец, хвалящий сына за хорошую учебу). Существуют два основных уровня социологического исследования. Межличностная интеракция — это основной фокус исследования на микроуровне, состоящем из наименьших единиц межличностного общения.

Социальная группа — это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

относительно высокой степенью единства и сплоченности;

четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры и дается такое определение: социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей (Н. Смелзер).

Социальная организация всегда соответствует следующим критериям:

наличие сознательно поставленной обшей цели, на достижение которой направлена деятельность организации;

наличие статусно-ролевой иерархии — распределения индивидов по вертикали социальных статусов и ролей;

наличие институционализированных норм и требований, которым должны соответствовать индивиды, входящие в организацию;

наличие функциональной специализации.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Интеракция и коммуникация

Общение как интеракция содержит в себе воспитательную, регулирующую, оценивающую функции и позволяет людям организовывать свою совместную деятельность с достижением поставленных целей. Коммуникация тесно связана с интеракцией, является одной из ее составляющих наравне с перцепцией (восприятием) и опирается на те же механизмы (вербальные, невербальные) в процессе общения. Отличия коммуникации от интеракции:

  1. Коммуникатором может являться не только человек, но и средства СМИ, любая знаковая система (дорожные знаки) книги.
  2. Цель коммуникации – передача информации, без возможного получения обратной связи (чувства, мнения других могут не учитываться)

процессы и способ, которым социальные факторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу.

Смотреть значение Интеракция
в других словарях

Интеракция
— — понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой институтами власти, опосредованное использованием символов, норм, стереотипов и их персональной……..Политический словарь

Интеракция В Политике
— — понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой с институтами власти, опосредованно использованием норм, символов, стереотипов и их персональной……..Политический словарь

Интеракция
— (англ. interaction) — взаимодействие.Психологическая энциклопедия

Облегчающая Интеракция
— Эффект, возникающий вследствие суммации воздействия двух последовательно представляемых идентичных стимула.Психологическая энциклопедия

Символическая Интеракция
— (symbolic interaction) Термин «С. и.» связывают с определенным социологическим и социально-психол. подходом к изучению жизни челов. группы и взаимодействия между людьми. В американской……..Психологическая энциклопедия

Интеракция
— — англ. interaction; нем. Interaktion. Динамическое взаимодействие и соотношение между двумя или более переменными, когда величина одной переменной влияет на величину других переменных.Социологический словарь

Интеракция Лицом К Лицу
— — социальное взаимодействие между людьми в ситуации непосредственного соприсутствия и взаимного влияния.Социологический словарь

Интеракция Символическая
— См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ. Социологический словарь

Интеракция Социальная
— — англ. interaction, social; нем. Interaktion, soziale. 1. Процесс, при к-ром индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая……..Социологический словарь

Интеракция Табу
— — англ. interaction, taboo; нем. Interaktionstabu. Запрет сексуальных отношений между членами кровно-родственной группы.Социологический словарь

Интеракция, Ритуал Интеракции И Порядок Интеракции
— (interaction, interaction ritual and interaction order) — процессы и способ, которым социальные акторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу. Если образцы……..Социологический словарь

Классная Интеракция
— (classroom interaction) — описание действий различных участников школьного класса. Интерес к характеру отношений в классе получил развитие в связи с ростом изучения……..Социологический словарь

Социальная Интеракция
— (social interaction) — см. Интеракция; Ритуал интеракции и порядок интеракции. Социологический словарь

Стратегическая Интеракция
— (strategic interaction) — интеракция, встречающаяся в ситуациях, когда приобретение одной стороны оборачивается потерей для другой, и наоборот. Принятие решения в стратегических……..Социологический словарь

ИНТЕРАКЦИЯ
— ИНТЕРАКЦИЯ (от лат. inter — между, посреди и actio — действие, деятельность), взаимодействия организмов в биоценозе.Экологический словарь

Интеракция и психология

Прежде чем стать частью социологии, интеракция появилась как отдельное понятие психологии. Главной направленностью изучения в данном случае выступают отношения внутри ограниченной социальной группы, в первую очередь семьи.

В психологии интеракция — это исследование совместной деятельности родителя и ребенка, итог которой – становление личности. Она может формироваться только через проекцию понимания восприятия себя другими и анализ поведения, являющегося ответом на действия.

Концепция интеракции была разработана Д.Мидом, который вывел понятие «символический интеракционизм» как выходящее из течения бихевиоризма явление

По его теории при общении наибольшую важность имеет отслеживание и правильная интерпретация символов

Процесс взаимодействия субъектов одной социальной группы описывается формулой интеракции. Это визуальное отображение предполагаемой позиции каждого участника общения по отношении к другому. Единица интеракции – транзакция, которая выражает взаимодействие партнеров с точки зрения задания позиции для каждого участника.

Формы интеракции и её влияние на человека

Интеракция предполагает, что люди, в группе постоянно взаимодействуют между собой. Свои отношения они могут строить по разным причинам и принципам. Социальная психология делала неоднократные попытки создания дробной структуры для описания взаимоотношений, попытки выделения форм интеракций.

Наиболее популярная схема создана Робертом Байлзом – американским психологом, который объединил совместные действия членов группы в 12 категорий, распределив их по трем осям:

  1. дружелюбие и враждебное отношение к другим участникам группы;
  2. доминирование и подчинение;
  3. совместная работа и нежелание брать на себя какие-либо полномочия.

Данную схему подвергли критике, аргументом для которой стало то, что внимание акцентировалось только на формальных критериях интеракции, что не учитывало содержание групповой деятельности. Среди других классификаций также была представлена классификация по 4-м областям, где две оси представляли эмоциональную сферу, а другие две оси – постановку проблем и способы их решений

Среди других классификаций также была представлена классификация по 4-м областям, где две оси представляли эмоциональную сферу, а другие две оси – постановку проблем и способы их решений.

Общение между людьми – это всегда взаимовлияние, происходящее не на равных позициях, как правило, в любой группе есть доминирующие личности, что значит, в группу психологического анализа попадает интеракция, имеющая элементы манипуляции.

Такое скрытое управление идет против воли человека – к таким манипулятивным действиям относится суггестия или внушение, а также введение в транс. Вовлечь партнера в игру можно на чувстве вины или страха. Лесть тоже является манипулятивной техникой.

В середине XX века в социальной психологии сформировалось интеракционистское направление. По мнению представителей этого направления поведение человека ориентируется на социум и является результатом взаимодействия людей. Ребенок, взаимодействуя с взрослыми людьми в процессе своего развития, приобретает человеческие формы поведения. Для малыша, не умеющего ещё говорить и ходить, сложные виды деятельности пока недоступны, только повзрослев, он следует нормам и стереотипам поведения, которые сформировались в процессе интеракции.

Частью поведения человека становятся простые и привычные действия, усвоенные с детства – утренний подъем, санитарно-гигиенические процедуры, завтрак – так принято в социуме, так человек и делает.

Даже если для человека характерно что-то индивидуальное, только ему присущее, то и в этом случае источником будут известные и усвоенные им нормы поведения.

Проявляется сущность интеракции в зависимости индивида от социальных отношений.

В основе формирования и развития общества и социальных групп лежит взаимодействие людей. С самых древних времен группы рождались из потребностей в совместной деятельности для достижения общих целей. Группа дает защиту и уверенность, возможность решать сложные задачи. Даже самые маленькие группы будут существовать до тех пор, пока существуют интерактивные процессы, т.е. существует потребность во взаимодействии, общее дело. Как только интерактивные процессы исчезают, распадаются браки, бывшие одноклассники чувствуют себя чужими, затухает крепкая юношеская дружба.

Замечание 2

Главным фактором, влияющим на успех интеракции, является психологическая совместимость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: