Примеры деятельности как способа существования человека

Что такое личностный смысл

Фото автора KoolShooters: Pexels

Личностный смысл – это субъективная значимость, которой человек наделяет объекты и явления реальности. Проще говоря, каждый человек старается понять, что для него лично означает то или иное событие, тот или иной человек.

Даже свои поступки он наделяет смыслом, тем самым придавая значимость одному, и обесценивая что-то другое. Это личностное отражение действительности, которое определяет для человека смысл его существования.

Личностные смыслы имеют ряд особенностей:

определяют жизненные цели человека;

  • побуждают его к деятельности, то есть мотивируют;
  • на них строится духовная и ценностная сфера личности;
  • несут в себе оценочную функцию;
  • определяют целостность личности и являются частью образа собственного «Я».

Тема личностного смыла рассматривается разными науками: философией, социологией, литературой, эстетикой, этикой, лингвистикой. И конечно же, психологией. Этими вопросами занимались такие прославленные деятели психологии, как А. Адлер, В. Франкл, Х. Хекхаузен, Ю. Гендлин, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Дж. Ройс, И. Ялом, Д. Келли и многие другие.

Найдено научных статей по теме — 15

Функции личностно-смысловой сферы

Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович

В статье представлена функциональная составляющая личностно-смысловой сферы, отражающая многообразие механизмов, факторов формирования и развития аксиологической системы социальной ориентации.

Структура личностно-смысловой сферы

Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович

В статье с учетом механизма формирования личностно-смысловой сферы определены ее структурно-содержательные компоненты.

Исторический и личностный смысл познания

Макеева Е.А.

Статья посвящена анализу соотношения исторического и индивидуального в реализации осмысления, преобразования и ценностного отношения к окружающей действительности.

Модель структурных компонентов личностных смыслов

Барьяхтар О.Ф.

В статье предложена модель структурных компонентов личностных смыслов с учетом пространственной организации жизни человека.

Смысловой аспект личностного адаптационного конфликта

Осипчук И. В.

Статья посвящена исследованию нарушений адаптационных механизмов личности и возникновению личностного адаптационного конфликта.

Конфликтный смысл жизни как фактор личностного кризиса

Карпинский Константин Викторович

В статье теоретически обоснована и эмпирически доказана гипотеза о том, что внутриличностный конфликт ценностей-источников смысла жизни обусловливает переживание личностью смысложизненного кризиса.

Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл

Посохова С. Т.

Оптимизм рассматривается в работе как установка личности на принятие окружающего мира и активную трансформацию негативного в позитивное. Приводятся результаты пилотажного изучения личностного смысла оптимизма.

Психологические противоречия становления личностного смысла

Александрова Н. А.

Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают качественные изменения личности, способствуют переходу к новому состоянию общества.

Соотношение личностных и общественных (общезначимых) смыслов

Кравец А. С.

В статье вводится разграничение понятий личностного и общественного смыслов; раскрывается диалектическая взаимосвязь личностных и общественных смыслов общественных индивидов.

Смыслы и социальные ресурсы реализации личностного потенциала

Панкова Светлана Николаевна, Архипова Елена Борисовна, Лесина Людмила Александровна

Актуальность. Личностный потенциал заключает в себе способность преодолевать личные трудности, а его качество является важным фактором и показателем развития социальных систем в современных условиях.

Личностное смыслосозидание как проблема образовательного процесса

Батракова Светлана Николаевна

В статье обсуждается актуальная проблема воспитания смыслообразования и смылотворчества учащихся в образовательном процессе. Для ее решения привлекаются труды философов, психологов и педагогов, отечественных и зарубежных.

Основные теории внутриличностных конфликтов

Теория Зигмунда Фрейда

Внутриличностные конфликты серьезно начали изучать в конце девятнадцатого столетия. О том, что существование любого человека связано с постоянным нервным напряжением и преодолением противоречий между сексуальными желаниями и социальными нормами, биологическими влечениями и культурными ценностями, бессознательным и сознательным уровнями, впервые заговорил известный психоаналитик и психолог Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что суть внутриличностного конфликта заключается именно в этих противоречиях.

Теория Карла Роджерса

Представители же гуманистической психологической школы придерживались совершенно другой теории. Если верить словам психотерапевта Карла Роджерса, то базовым компонентом структуры любой личности является представление этой самой личности о самой себе и сформированным в результате взаимодействия с окружающим миром образом собственного «Я». Данная теория получила название «Я-концепция». На основе данной концепции и происходит саморегуляция поведенческих паттернов индивида.

Карл Роджерс утверждал, что очень часто представление человека об идеальном «Я» не совпадает с «Я-концепцией». Этот диссонанс, который можно назвать внутриличностным конфликтом, может привести не только к потере внутреннего спокойствия и равновесия, но и к тяжелым психическим заболеваниям.

Теория Абрахама Маслоу

Особой популярностью пользовалась теория внутриличностного конфликта, разработанная американским психологом и основателем гуманистической психологии Абрахамом Маслоу. Он создал Пирамиду иерархически организованных потребностей индивида, которая образует мотивационную структуру любой личности.

На первом месте в Пирамиде потребностей находятся физиологические потребности, на втором – потребность в безопасности, на третьем – потребность в любви, на четвертом – потребность в уважении, на пятом – потребность в самоактуализации.

Потребность в самоактуализации, которая является самой высшей потребностью, состоит из таких элементов, как реализация талантов и реализация способностей личности. Чтобы реализовать эту потребность, индивид постоянно стремится к тому, чтобы быть тем, кем он реально может стать. Но далеко не всегда человеку это удается.

Хотя самоактуализация в виде способности присуща многим людям, но только некоторые личности способны её реализовать на все сто процентов. Маслоу утверждал, что в основе внутриличностного конфликта лежит разрыв между стремлением индивида к самоактуализации и теми реальными результатами, которых он смог достичь.

Теория Виктора Франкла

В современном мире многие люди отдают предпочтение теории внутриличностного конфликта, разработанной австрийским психиатром, психологом и основателем логотерапии Виктором Франклом.

Согласно данной концепции, поиск смысла собственной жизни и борьба за существование являются основной движущей силой жизни любого индивида. Но только единицам удается отыскать и реализовать свой смысл жизни.

Если же у человека этот смысл отсутствует, то он погружается в состояние экзистенциального вакуума, из-за которого каждый день для этого индивида является пустым, бесцельным и скучным. В жизни испытывающего эти чувства человека отсутствует не только смысл существования, но и те ценности, которые образуют этот смысл. Экзистенциальный вакуум, согласно теории Франкла, лежит в основе внутриличностного конфликта.

Теория Алексея Леонтьева

Советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев утверждал, что внутриличностный конфликт является частью структуры любой личности. Если человек имеет какую-то цель в жизни и ведущий поведенческий мотив, то это не значит, что он будет жить только этой целью или мотивом.

Мотивационную сферу индивида следует рассматривать сквозь призму динамики, а не статики. Поэтому внутриличностные конфликты – это нормальное для любого индивида явление.

Софисты против Сократа

Философия Сократа пыталась объяснить суть понятия «поступок»: что такое это? Мотивирующая составляющая его действия – противоположна позиции софистов, которые учат выяснять свои скрытые мотивы, придавая им статус осознанных. Согласно Протагору, который был современником Сократа, смысл жизни человека, как индивида – это ясное и успешное выражение с конечным удовлетворением личных желаний и потребностей.

Софисты считали, что каждое действие эгоистического мотива необходимо оправдывать в глазах сродников и других людей, так как они являются частью общества. Поэтому окружение нужно убедить, используя софистские технологии построения речи, в том, что ему это необходимо. То есть юноша, принявший софистские взгляды, учился не только познавать себя, но и поставив определённую цель, достигать её и доказывать свою правоту при любых обстоятельствах.

Составляющие успеха при самореализации

Психолог С. Мадди провел обширные исследования и построил на их основе теорию личности, которая имеет задатки к реализации собственного потенциала. Среди характеристик полноценно функционирующего индивида он привел следующие:

  1. Наличие творческого потенциала.
  2. Ощущение самостоятельного контролирования жизни.
  3. Обладание свободой воли и действия во всех жизненных ситуациях.
  4. Спонтанное принятие решений в различной обстановке.
  5. Высокий уровень возможностей к адаптации, повышенная подвижность.

Данные характеристики сами по себе еще не дают гарантии самореализации. По мнению многих психологов, важны не столько врожденные качества, сколько приобретенные. Особую роль в становлении на путь реализации потенциала индивида играют уверенность в себе, целеустремленность, решительность, здоровый азарт, любовь к труду и осознание поставленной цели. Кроме того, подобная личность должна уметь оперативно выбирать, изменять и дополнять стратегии, адаптироваться к изменяющимся условиям и менять тактику при необходимости, но при этом оставаться в трезвом уме и спокойном рассудке.

Одни смотрят на проблему самореализации с точки зрения гуманистической психологии, другие же опираются на религиозные догматы о наличие у каждого человека души. Какую опору и основу для начала движения по пути реализации собственного потенциала выбрать — вопрос строго индивидуальный. Тем не менее известно, что независимо от точки опоры, успешное применение знаний и навыков в избранных личностью сферах для самореализации является неизменной составляющей обретения счастья в жизни.

Теории мотивации

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 января 2021 года

Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Изучение этих потребностей повлекло за собой появление трех главных направлений:

Содержательные теории мотивации

изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек.Главные теории данного направления: теория иерархии потребностей Маслоу; теория Альдерфера; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации

акцент делается на объяснении процесса выбора поведения, способного привести к желаемым результатам. Процессуальные теории объясняют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Основными в этом направлении считаются: теория Врума, теория Адамса, теория Портера-Лоулера, теория Лока и концепция партисипативного управления.

Теории в основе которых лежит специфическая картина человека.

Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника, берут за основу определённый образец работника, его потребности и мотивы. К этим теориям относятся: теория Мак Грегора и теория Оучи.

Какой бывает темперамент

Темперамент  —  одно из ключевых понятий психофизиологии. Оно отражает динамические особенности психической деятельности индивида:

  • темп;
  • скорость;
  • ритм;
  • интенсивность;
  • энергичность;
  • эмоциональность.

Темперамент обусловлен силой нервной системы и является врожденной особенностью. Проявляется темперамент уже в первые годы жизни в игровой деятельности.

свойство темперамента характеристики
тревожность выражается в скорости, качестве, глубине, содержании и интенсивности эмоциональных процессов
впечатлительность проявляется в склонности к действиям по первому побуждению, спонтанным действиям под влиянием внезапных эмоций
эмоциональность характеризуется степенью воздействия на человека раздражителей разной природы, силой реакции в ответ на них и длительностью удержания раздражителей в памяти
импульсивность склонность человека к беспокойству при любых обстоятельствах, даже тех, которые не располагают к нему.

Ориентируясь на психофизиологический анализ (по Небылицину), выделяют 3 основных компонента темперамент индивида:

общую активность  —  тенденция личности к самовыражению, овладению и преобразованию внешней действительности. Степень активности может варьировать от вялости, инертности до высокого уровня энергии, решительных действий;

динамику психических состояний  —  этот компонент актуализируется посредством моторики. К числу динамических качеств двигательного компонента относятся скорость, резкость, амплитуда, сила, ритм мышечных движений. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики легко наблюдать, поэтому данные показатели чаще других используются для оценки темперамента;

эмоциональность  —  комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и угасания чувств, аффектов, настроений. Основные характеристики эмоциональности  —  чувствительность, импульсивность, эмоциональная нестабильность (лабильность).

Существует несколько теорий темперамента. Самые известные их них:

  • гуморальная теория И. Канта;
  • П. Лесгафта, основанная на особенностях системы кровообращения;
  • Е. Кречмера, В. Шелдона, основанные на на типах морфологического строения тела человека.
  • силу;
  • уравновешенность;
  • подвижность процессов торможения и возбуждения.

Комбинации этих характеристик образуют 4 возможных типа нервной деятельности, которые совпадают с античным трактованием темпераментов:

  • холерический — характеризуется высоким уровнем нервно-психической активности и энергии действия, резкими движениями, силой, импульсивностью, выразительными эмоциональными переживаниями. При условии, что человек не получил адекватного воспитания, в поведении холерика может закрепиться несдержанность, горячность, недостаточно высокий уровень самоконтроля в эмоционально напряженных ситуациях;
  • сангвинический —  ему присущ высокий уровень нервно-психической активности, разнообразие и богатство мимики, движений, высокая чувствительность эмоциональность. Переживания сангвиников поверхностные, а высокая степень подвижности в напряженных ситуациях мешает им сосредоточиться, приводит к поспешности;
  • меланхолический —  этот  тип темперамента связывают с низкой нервно-психической активностью. У меланхолика сдержанные движения и речь сочетается с высоким уровнем эмоциональной реактивности, склонностью к глубоким и стойким чувствам на фоне их слабых внешних проявлений. Нехватка адекватного воспитания может стать причиной того, что человек с меланхолическим темпераментом станет замкнутым и отчужденным, склонным к тяжелым, неадекватным реальной ситуации переживаниям;
  • флегматический —  для этого типа темперамента характерно проявление низкого уровня активности, неумение быстро переключаться, спокойные, замедленные движения и мимика, речь. Особенность флегматика  —  способность переживать ровные, глубокие эмоции, сохранять стабильное настроение. Неадекватное воспитание приводит к формированию у человека с флегматичным темпераментом вялости, эмоциональной бедности, склонности к выполнению только привычных действий.

Примеры экологичной и вредной самореализации

Самореализоваться не всегда просто, зачастую людей поджидают трудности там, где они ждут их меньше всего. Из-за этого случается экологичная и вредная самореализация.

Примеры экологичной самореализации Примеры вредной самореализации
Будущая рок-звезда Лусинэ Геворкян в студенческие годы почувствовала тягу к музыке, собрала рок-группу, начала выступать. Выступает по сей день, бережно относится к своему голосу, продвигает идеи вокальной безопасности Майли Сайрус стала кумиром миллионов, приняв участие в главной роли в телевизионном проекте «Ханна Монтана». Но позже девушка начала вести образ жизни, далекий от идеального, утратила свой природный голос
Стивен Кинг с детства увлекался чтением книг и комиксов, смог стать знаменитым на весь мир писателем, из под пера которого вышли более 60 романов Русский поэт Сергей Есенин, хоть и обладал талантом к стихотворчеству, связал свою жизнь с вредными привычками, которые в дальнейшем его погубили
Певица Адель, благодаря своим достижениям и работе над голосом, имеет множество наград и регалий, была занесена несколько раз в книгу рекордов Гиннеса Солистка группы «Тату» Юлия Волкова, которая от природы обладала нежным и тонким голосом, сорвала его во время многочисленных выступлений, исполняя песни с визжащей манере

Личностные особенности индивида, позволяющие повысить степень убедительности социально-психологического воздействия.

Кроме социально-психологического влияния, на тенденцию индивида к конформности оказывают воздействие такие факторы, как возраст, пол, профессия. Известно, например, что в подростковом, юношеском возрасте тенденция к конформности самая высокая, затем снижается, и после 25 лет остаётся у каждого человека на своём индивидуальном уровне. Считается, что у женщин конформизм выше, чем у мужчин, но если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Чем более профессия индивида связана с коллективными формами деятельности, отмечают исследователи, тем больше тенденция к конформности. Например, высокий уровень конформности наблюдается у участников оркестра (70%), у военных выше, чем у инженеров. Кроме того, можно выделить и некоторые другие психологические особенности индивида, которые позволяют повысить степень убедительности социально-психологического воздействия на него, в следствие чего повышается тенденция индивида к конформности. К таким психологическим особенностям можно отнести тревожность, низкую самооценку, безволие индивида.

Внутренняя работа личности.

«На каждом повороте жизненного пути ему (человеку) нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе». Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии» Конечно, человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но неправильно считать человека полностью продуктом своей биографии. С одной стороны, личность формируется в процессе жизни, биографии, с другой стороны, она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя. «Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть … его достояние» .

Вопрос для самопроверки:

Согласно А.Н.Леонтьеву, может ли личность «сбросить с себя груз биографии»?

а) да

б) нет

Ответ: а) да. Неправильно считать человека полностью продуктом своей биографии. С одной стороны, личность формируется в процессе жизни, биографии, с другой стороны, она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя

Глава 1. Становление конфликтологии

Конфликтология – относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Проблема соотношения противоречия, борьбы и конфликта в трудах мыслителей древнего

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

Самореализация – это возможность или лишняя забота

Самореализация должна служить во благо, а не загонять человека в пучины тревожности и плохого настроения.

Не стоит зацикливаться на одной лишь самореализации, бесконечно сравнивать себя с окружающими, превращаться в достигатора. Это прямой путь к стрессам и неврозам.

Важно помнить, что предназначение у каждого свое, и далеко не всегда оно связано с деньгами. Если деятельность не монетизируется, это не означает, что она не важна

Люди могут найти свое предназначение в водительстве, в том, чтобы помогать животным, радовать окружающих.

Самореализация не подразумевает того, что человек должен полностью оказаться от жизни и сосредоточиться только лишь на зарабатывании денег.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Справиться с собственными противоречиями порой намного сложнее, чем с внешними столкновениями интересов, но вполне возможно. Это серьезная работа, но прежде чем ее начать, позаботьтесь о своем состоянии. Наличие конфликта вызывает напряжение. Чтобы уменьшить его интенсивность, начните заниматься спортом или любой физической активностью: прогулками, путешествиями, также помогут занятия творчеством, новое хобби. Благодаря этому вы войдете в ресурсное состояние, которое придаст вам сил.

Разрешение внутриличностного конфликта включает в себя несколько этапов:

Проанализируйте формы его проявления и последствия

Есть ли они в вашей жизни?
Признайте наличие у себя личностных противоречий – самое трудное, но и самое важное.
Определите, в какие моменты и почему вы испытываете неприятные эмоции. Найдите «очаг», в котором локализуется конфликт.
Посмотрите на эту ситуацию

Оцените ее и себя, свои реакции. Не пытайтесь рационализировать или искать оправдания.
Попытайтесь раскрутить клубок своих переживаний, найти истинную причину конфликта. Подумайте, как вы можете устранить ее – изменить свое поведение или отношение к этой ситуации.
Четко осознайте, чего вы хотите на самом деле, расставьте приоритеты.
Примите решение касательно своего будущего. Наметьте те цели, которые приведут вас к гармонии.
Разделите цель на четкие задачи. Подумайте, какой шаг нужно сделать уже сегодня, чтобы приблизиться к цели. Избавьтесь от страхов, которые вас останавливают. Действуйте.

Это серьезная работа по самоанализу. Порой проделать ее самостоятельно бывает трудно, что вполне нормально. Школа практической психологии «Центр ИнтерАктив» проводит курс по гештальт-терапии. Главная ее цель – обретение внутренней гармонии и целостности. Вы сможете не только овладеть базовыми техниками психологической помощи для себя и окружающих. Но и научитесь объективно оценивать ситуацию, себя в ней, избавитесь от навязанных установок, преодолеете внутреннее сопротивление, страхи. Вы справитесь с истинной причиной конфликта, обретете понимание себя, что поможет избежать новых проблем.

Вывод:

Иногда всем нам нужен толчок для саморазвития, получив его, не трудно достигнуть поистине высоких показателей. Даже те люди, кто уже достиг полной реализации в жизни, не должны останавливаться на месте. Всегда есть к чему стремиться, в каком направлении двигаться дальше, становиться ещё лучше!

А если вы запутались в себе, не знаете, как правильно расставить цели на пути успеха, то на тренингах личностного роста вам обязательно помогут распутать клубок своих возможностей и направить его в нужное русло. Порой именно хорошей мотивации и ценного стимула нам так не хватает на дороге к поставленным целям. Удачи!

Тематика: Личностный рост

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: