Периодизация по Г. К. Ушакову
Эта периодизация несколько отличается от предыдущей, она основана не столько на ведущей деятельности, сколько на развитии сенсомоторных функций и соответствующих областей мозга. Развитие сознания проходит такие этапы:
- Реакции ребенка в первые месяцы жизни на внешние раздражители: голод, холод, темноту и свет, изменение положения тела. Основная физиологически обусловленная реакция — плач. Вызывается инстинктивно, так как необходима для выживания.
- До 6 месяцев. Первичные ассоциации (например, движения глаз и фиксация предметов), дифференциация раздражителей (цвета, запаха, вкуса), на основе которых формируются первоначальные движения (хватательный рефлекс). Происходит овладение пространством: от ближайшего до расстояния вытянутой руки. Некоторые впечатления начинают связываться с внешними объектами, которые их вызывают. Подражание речи: «лепет». Это этап первичного сравнения и выделения себя из окружающей среды, который и характеризуется первыми «ростками» сознания.
- 10-13 месяцев. Переход в вертикальное положение. Этот процесс дает качественный скачок в развитии, так как существенно увеличиваются возможности для исследования среды. Происходит высвобождение руки для использования ею орудий труда, действий с предметами. Начало развития речи, освоение первых слов.
- 14-24 месяца. Интенсивное развитие речи. Освоение основных речевых конструкций и частицы «Я», что дает возможность придать мысли ребенка направленность.
- 3-5 лет. Первый возрастной кризис: «Я сам». Освоение пространственных и временных представлений, развитие целеполагания. Прогрессирующее выделение «Я» из окружающей среды и развитие волевой сферы. Закладывается самооценка.
- 5-7 лет. Развитие представлений о мире и собственного воображения ребенка. Умение ориентироваться в реальности, пространстве и времени, собственном теле. Формируются черты характера.
- 7-12 лет и далее. Интенсивное развитие всех психических функций, накопление объема знаний и опыта.
Далее в подростковом и юношеском возрасте происходит максимальное развитие сознания в онтогенезе, что характеризуется формированием способности к высшему абстрагированию, оперированием сложными понятиями и образами.
Теория деятельности, а н леонтьева психологический феномен. Внутренние и внешние действия
Теория деятельности Леонтьева — психологический феномен, освещающий два аспекта жизнедеятельности: объяснительный принцип и предмет исследований. Объяснительный принцип изучает связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной жизнью общества. В результате были выделены такие категории как: совместная и индивидуальная деятельность. А также были выделены целенаправленная, преобразующая, чувственно-предметная и духовная характеристики деятельности.
Теория Леонтьева характеризует внешнюю деятельность как материальную, а внутреннюю как оперирование образами и представлениями о предметах. Внутренняя деятельность имеет то же строение что и внешняя, отличие только в форме протекания. Внутренние действия производятся с образами предметов, в итоге получая мысленный результат.
В результате интериоризации внешней деятельности ее строение не меняется, но сильно трансформируется и сокращается для более быстрого ее осуществления во внутреннем плане. Это позволяет человеку значительно экономить свои усилия и быстрее выбирать нужные действия. Однако для успешного воспроизведения действия в уме, сначала его нужно освоить в материальном плане, получив реальный результат. Что очень хорошо наблюдается в процессе развития детей: сначала они учатся оперировать и производить необходимые действия с реальными предметами, постепенно обучаясь мысленно просчитывать свои действия и добиваться нужного результата значительно быстрее.
Понятие о деятельности в трудах а. Н. Леонтьева.
Алексей
Николаевич Леонтьев (1903-1979) в своих
трудах развивал общее понятие о
деятельности. Он разработал обще
психологическую теорию деятельности,
ставшую фундаментальной для отечественной
науки. Главным трудом, раскрывающим
суть деятельностного подхода, стала
работа Леонтьева -Деятельность. Сознание.
Личность». В своей теории деятельности
Леонтьев выдвигал следующие научные
идеи.
1.
Деятельность есть процесс, осуществляющий
жизнь субъекта, и его целью является
удовлетворение предметных потребностей
субъекта.
2.
Предметные потребности определяются
как внутренние состояния организма.
3.
Развитие деятельности приводит к
возникновению психического отражения
реальности в ходе эволюции, т. е.
деятельность порождает психическую
жизнь.
4.
Деятельность, помимо объективного
отражения реальности, переводит образ
в объективно-предметную форму, которая
может быть вещественной или идеальной
(т. е. нематериальной). Язык является
формой отражения образа в индивидуальном
сознании.
5.
Существует несколько стадий развития
психики в онтогенезе:
—
элементарная сенсорная психика;
—
перцептивная психика (т. е. формирование
образа);
—
стадия интеллекта (т. е. обеспечение
ориентации и адаптации организма в
среде).
6.
В каждом возрасте у человека существует
ведущая деятельность. (Это положение
послужило основой для созданной Д, Б,
Элькрниным периодизации психического
развития ребенка).
7.
(Зою совокупность человеческого опыта
можно разделить На три Вида: индивидуальный,
видовой и социальный, которые наличествуют
у каждого человека.
Идеи
А. И. Леонтьева оказали сильнейшее
влияние т развитие большинства отраслей
отечественной психологии -социальной,
детской, педагогической, инженерной,
патопсихологии, зоопсихологии, эргономики.
Более того, идеи его положили начало
развитию этих отраслей психологии в
СССР. Как и С, Л, Рубинштейн, Леонтьев
является одним из основателей отечественной
психологии.
88.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ
ПЕРИОД.
Наравне
с общим историческим кризисом в России
в середине 90-х гг. XX в. сложился и внутренний
научный кризис в развитии психологии.
1.
Отказ от марксистской ориентации в
научном познании, серьезная критика
отечественных теорий, разработанных в
советское время, в частности теории
деятельности и ее принципа о неразрывной
связи сознания и деятельности. Сегодня
эта теория, пересмотрев некоторые
положения, не отвечающие современной
реальности, пользуется авторитетом как
у нас в стране, так и на Западе.
2.
Анализ и корректировка тех теорий,
которые были созданы в советский период,
и адаптация этих теорий к современной
жизни и выдвигаемым ею требованиям.
3.
Распространение аутентичных концепций
советских психологов, претерпевших
гонения и запреты, налаживание связи с
мировой психологической общественностью,
потерянной в годы «железного занавеса-,
интеграция западных научных подходов
и концепций.
4.
Психологические разработки во многих
областях: исследования познавательных
процессов в общей психологии, создание
новых направлений и выработка отвечающих
современности идей в теории личности
и социальной психологии.
5.
Создание в 1995 г. Российского психологического
общества при президиуме РАН и начало
выхода журнала *Психологическое
обозрение’. 31 января 1996 г. в Москве
состоялась Первая всероссийская
конференция по психологии «Психология
сегодня».
6.
Сближение науки с практикой е учетом
современного развития общества, появление
новых отраслей практической психологии:
психологии менеджмента, рекламы, активное
использование психологических знаний
в области управления и развития
человеческих ресурсов в бизнесе.
7,
Развитие психологического консультирования
и психотерапии, психологической службы
в школе, где основная задача — работа с
индивидуальными трудностями человека.
Психология
из академической науки превращается в
практическую дисциплину, имеющую широкий
спектр применения и позволяющую
использовать свои знания и наработки
е большинстве сфер современной жизни
— политике, экономике, праве, медицине,
военном деле, образовании, менеджменте
и др.
Деятельность – самостоятельный предмет психологического исследования
Ключевым фактором в понимании человеческой деятельности является термин «субъект», разработанный в работах ближайших последователей Рубинштейна, таких как А.В. Брушлинский (1996) и К.А. Абулханова (1973, 1991). По мнению А. Абулхановой, «субъект деятельности» – это комплекс характеристик психологических условий деятельности:
- во-первых, по отношению к способностям, состояниям субъекта и его связи с поставленной задачей;
- во-вторых, по отношению к его стратегиям и тактикам;
- в-третьих, по отношению к объективной динамике деятельности (события и фрагменты деятельности) (Абулханова-Славская, 2007, с. 122).
Общеизвестно, что наука психология появилась для обеспечения выживания живых организмов и ее развитие связано с возрастающей сложностью окружающей среды.
Психика полностью проявляется в деятельности; человек развивается через деятельность. Не обращаясь к категории деятельности, не раскрывая сущности, невозможно объединить фундаментальные проблемы психологии. Парадигма деятельности легла в основу многих исследований:
- Л.С. Выготского (1982) по разработке методологических проблем в психологии;
- С.Л. Рубинштейна (1946) по анализу структуры деятельности и ее значения в исследованиях фундаментальных проблем психики;
- А.Н. Леонтьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии; Д.А. Григорьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии;
- А. Ошанина (1999) – в изучении объективного действия и формировании операционного образа;
- К.А. Абулхановой-Славской (1973) – в разработке проблем субъекта деятельности;
- Г.С. Никифорова (1988) – в изучении проблем самоконтроля в деятельности;
- О.А. Конопкина (1980) – в исследовании проблем регуляции деятельности.
Изучение деятельности позволяет навести мосты между различными школами и направлениями в психологии, способствует развитию содержательной психологической методологии.
Теория деятельности леонтьева примеры. Структура деятельности по А. П. Леонтьеву
Ученый считает, что любая деятельность состоит из нескольких уровней, т.е. имеет иерархическое строение. Одна деятельность от другой отличается предметами, т.е. мотивами.
Первый уровень представляет особая деятельность, её предметом (мотивом) может быть что-то вещественное и что-то идеальное. Процесс встречи потребности с предметом он называет опредмечиванием потребности, т.е. происходит рождение мотива.
Схематически это можно представить так: потребность –> предмет –> мотив.
Мотивы разбиваются на два класса – осознаваемые и неосознаваемые. Осознание мотивов является внутренней работой, а неосознаваемые мотивы в сознании проявляются в форме эмоций и личностных смыслов.
Успешная деятельность с точки зрения мотива вызывает положительные эмоции, неуспешная деятельность – эмоции отрицательные. Мотивы образуют иерархическую систему и не осознаются в полной мере, а проявляются в ситуациях конфликта мотивов.
В структуре деятельности второй уровень представлен действиями, которые направлены на реализацию цели. Ставя перед собой цель, человек становится активным и не просто реагирует на действие стимула, а активно организует свое поведение.
Как необходимый компонент действие включает акт создания – это постановка и удержание цели. Акт поведения одновременно есть действие, потому что в процессе деятельности человек совершает внешние движения.
Самым низким уровнем в деятельности является уровень психофизиологических функций – это физиологическое обеспечение психических процессов, т.е. способность к ощущениям, двигательная способность, фиксация следов прошлых воздействий и др.
Выделяется два вида деятельности – внешняя и внутренняя. К внешней деятельности относятся различные формы, выражающиеся в предметно-практической активности. В результате происходит взаимодействие субъекта и объекта, например, игра детей, уборка помещения, строительство здания, закручивание болтов и др.
Отличительной особенностью внутренней деятельности является то, что взаимодействие субъекта и объекта от прямого наблюдения скрыто, например, решение задачи, создание писателем произведения, работа актера над ролью, эмоции после просмотра фильма и др. Внутренние действия экономизируют усилия человека, дают возможность быстро выбрать действие нужное, чтобы избежать ошибок.
Особенность концепции Леонтьева заключается в том, что структура деятельности и структура сознания связаны друг с другом в рамках целостной системы.
Анализу структуры сознания предшествует обычно анализ структуры деятельности и это связано с генетическим подходом, но сознание генетически понимается как продукт деятельности.
Деятельность управляется сознанием и в то же время сама им управляет – это главный тезис теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Сознание, как и деятельность, имеет свое строение, свою внутреннюю целостность, свою логику.
Если представить жизнь человека как систему сменяющих друг друга, сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание их объединяет и обеспечивает варьирование, развитие, их иерархию.
Теория деятельности Леонтьева привлекает к себе большое внимание со стороны представителей культурной психологии и социокультурного подхода, а также может сыграть свою роль в этнопсихологии
Понимание деятельности в работах Сергея Л. Рубинштейна
Концепция психологической структуры деятельности Рубинштейна, хотя и выглядит почти идентичной по составу структуре деятельности, установленной Леонтьевым, совершенно иная.
Рубинштейн определяет деятельность как осуществляемую набором действий, которые могут быть разделены на частичные действия или операции, которые, в свою очередь, выполняются движениями. Если Леонтьев определяет действия по целям и операции по условиям, то Рубинштейн (1999) утверждает, что любое действие, направленное на цель, исходит из импульса, который является более или менее осознанным мотивом. В то время как Леонтьев определяет операцию как преобразование действия с учетом условий его реализации, Рубинштейн определяет операцию как действия или части, разделяющие деятельность. Они рассматриваются как частичные действия (Рубинштейн, 1999).
Если учесть, что «движения, особенно так называемые волевые движения, обычно используются для выражения действий, через которые происходит поведение», то психологическая структура деятельности сводится к двум составляющим: деятельности и действиям.
В системе деятельности есть четыре источника напряженности:
- внутри элементов деятельности, например, недостаток используемых инструментов;
- между элементами деятельности, например, вопросы удобства использования между пользователем (субъектом) и инструментом;
- между деятельностью в одно время и более поздней, более продвинутой формой (если новые инструменты автоматизируют операции деятельности, то человек может больше не нуждаться в этих операциях, например, поезда без водителя);
- между различными видами деятельности, например, непонимание между преподаванием учителя и обучением учащегося.
Надо сказать, что фактически в трудовой деятельности деятельность обычно разлагается либо на действия, либо на операции. Термин «операция» часто используется в рабочих листах. В ряде случаев, чаще всего в спорте, действие трансформируется в движение
Что еще более важно, термин «результат» включен Рубинштейном в его систему понятий, характеризующих деятельность, однако он работает не полностью так, как это было описано
Взаимосвязь между целью и условиями ставит задачу, которая должна быть выполнена действием. «Человеческое действие, направленное на достижение цели, по своей сути является решением задачи» (Рубинштейн, 1999). В связи с этим можно сказать, что мотивы деятельности имеют первостепенное значение при постановке задачи, и в процессе их определения необходимо учитывать, как внешние (объективные), так и внутренние (субъективные) условия деятельности. Поэтому можно увидеть существенное различие во взглядах Леонтьева и Рубинштейна на структуру деятельности.
Филогенез игры
Один из важных вопросов в филогенезе человеческого индивида – это игра. Она наряду с трудом, помогает ребенку развиваться, в соответствии с тем поведением и той деятельностью, что требует общество. Что такое филогенез игры?
В первобытное время важным рычагом в формировании сознательной деятельности стал труд, и для рожденного младенца, существа сознательного и ориентированного на выживание, не было места игре. Природа диктовала детям самостоятельность и необходимость совместного труда со взрослыми, где не было нужды для ролевой игры. Дети входили в жизнь общества и попросту овладевали орудиями труда и заодно – всеми отношениями со взрослыми.
С переходом к усложнению способов и форм труда (земледелие, скотоводство и т.д.), произошло разделение труда. Здесь уже детям приходилось упражняться с уменьшёнными «тренировочными» орудиями труда, что позволяет уже говорить об элементах игровой деятельности.
И вот уже с усложнением форм разделения труда и развития производства, становится невозможным быстрое введение детей в процесс труда. И теперь уже процесс овладения сложными, не по возрасту, орудиями откладывается на более поздний срок. В связи с этим и возникают первые игрушки (упрощённые и уменьшённые копии орудий труда), как средства развития ловкости, точных и метких движений, зрительной и двигательной координации. А следующим этапом в развитии игры стали символические игрушки, с помощью которых дети уже смогли создавать, играя, все жизненные сферы.
На примере филогенеза игры мы наблюдаем, в первую очередь, изменившуюся социальную составляющую этого процесса. Так, ребенок первобытного примитивного человека в игре, якобы тренируется к той деятельности, которая далее позволит ему выжить: охота, рыбалка, распознавание звериных следов. А вот игра уже ребенка « homo sapiens » демонстрирует направленность на будущую социальную активность и в игре демонстрирует все спектры социальных отношений.
Деятельностная теория в трудах Рубинштейна
Помимо Леонтьева, деятельностную теорию разрабатывал советский ученый С. Л. Рубинштейн. Они разрабатывали теорию независимо друг от друга, но в их работах много общего, так как они опирались на труды Л. С. Выготского и философию К. Маркса. Поэтому теория деятельности Леонтьева и Рубинштейна является одним из важнейших методологических положений в российской психологии.
С. Л. Рубинштейн сформулировал основной принцип деятельностной теории — «единство сознания и деятельности». Деятельность регулируется сознанием субъекта, в свою очередь сознание познается через систему субъективных отношений и через действия субъекта, способствующих его развитию.
Также ученый выявил общие характеристики деятельности: выделил субъект действия (человек), субъекты в совместных действиях (действия людей осуществляющих совместную деятельность), взаимодействие субъекта с объектом в деятельности (отражает предметный и содержательный характер жизнедеятельности), выявил влияние творческих действий на формирование и развитие психики людей.
Рубинштейн обращает внимание на такое понятие как навыки, которое он характеризует как автоматизированный способ выполнения действия. Благодаря навыкам, сознание человека освобождается от регулирования элементарных актов и может сосредоточится на выполнении более сложных задач
Навыки он приравнивает к операциям, с помощью которых осуществляется действие.
Теория Рубинштейна и Леонтьева объясняет структуру и содержание психологической деятельности, указывает на взаимосвязь жизнедеятельности с потребностями человека
А также приводит к важному пониманию: через исследование внешних действий и поведение можно исследовать внутреннее состояние психики
Основные подходы к изучению психики
Можно с уверенностью сказать, что психическая деятельность, как предмет изучения, вызывала и продолжает вызывать много споров в научных кругах. Главный вопрос, который на протяжении столетий волнует великие умы человечества: «Кому присуща психика?».
Ещё Р. Декарт выдвинул теорию о том, что психическая деятельность присуща лишь одному человеку, как высшей форме развития. Его теория получила название антропопсихизм и была очень популярна в своё время. Французские материалисты выдвинули идею о всеобщей одухотворённости природы — панпсихизм. Согласно их взглядам, все в этом мире имеет психику, будь то камни, песок или вода. Последователи биопсихизма полагали, что психическая деятельность — свойство исключительно живой природы, в том числе и растений. Дарвин считал, что она свойственна лишь организмам, у которых есть нервная система (нейропсихизм). К.Платонов, немного видоизменив подход Дарвина, полагал, что психика присуща организмам с трубчатой нервной системой и выраженным головным мозгом — мозгопсихизм.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Теория деятельности леонтьева шпаргалка. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.
В основу теории был положен диалектический принцип марксистской философии: «Бытие порождает сознание». Он утверждал первичность материи и вторичность сознания. Леонтьев на основе этого считал, что психика это особый вид деятельности.
Основные положения: — основной характеристикой человеческой деятельности является её предмет, т.е. начало взаимодействия с предметом, а потом с его образом. Предмет деятельности это то, на что направлена активность. В качестве предмета может выступать материальный предмет или идеальный предмет (мысли, чувства, переживания). – генетически исходной является предметная практическая деятельность человека. От неё возникают все другие виды психической деятельности, познавательной, интеллектуальной, мыслительной. Происходит это благодаря процессу интериоризации, при котором внешние практические действия становятся внутренними действиями, переходят во внутренний план сознания.
.Осн.положения:1.Осн.хар-ой деят-ти-предметность,т.е.ее взаимод-ие с предметом,а потом с его образом.Предмет деят-ти это то,на что направлена активность.В кач-ве предмета может быть материальный или идеальный предмет(мысли,чувства,прежив-я).2.Генетической исходной явл-ся предметная,практич-я деят-ть Ч.От нее возникают все др.виды психич.деят-ти(познават-я,интеллкт.,мыслит.).Происх-т это благодаря процессу интериоризации(форм-ие внутр. структур чел-ой психики посредством усвоения внешн.соц. деят-ти, присвоения жизнен. опыта, становления психич. ф-ий и R в целом),при кот.внешн.практич.действия стан-ся внутр.Переходят во внутр.план созн.3.Оба вида деят-ти(внешняя практическая и внутр. психич.) имеют одинак-у стуктуру-включ.3блока:I Потребностно-мотивационный(потребность→мотив→цель. II Операционно-исполнит-й(действия-операция орудия). III Результативный(материальный или адеальный).// Принципом теории деят-ти яв-ся принцип экстериоризации – это процесс освоения внешних практических действий, принцип интериоризации – это форм-ие внутр.х структур чел-ой психики, благодаря усвоению структур внешних. Эти процессы неразрывны, наблюдается постоянный переход одного в др. Любое практич. действие Ч. вып-ет в уме, моделирует, планирует, программирует – и реализует это на практике. Важным принципом яв-ся принцип активности – он касается субъекта деят-ти, т.к. именно он яв-ся активным началом. Активность детерминируется изнутри, отношениями к миру, а реализуется во вне, в процессах поведения. Источником всякой активности яв-ся потребность(это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий сущ-ия). Л. выд-т группы Ч. потребн-й: 1)витальные(жизненные) нужды и устремления – необход-ть в пище, воде, сне, телесных контактов, чувстве безопасности. Продолжение рода;2) соц.е интересы – необ-ть принадлежать к группе др. людей, вступать в эмоц. контакты, чувствовать ценность и значимость своего «я», обладать определенным положением(лидировать или подчиняться); 3)экзистенциальность (осмысление своей жизни) –экзистенциальные побуждения – чувствовать себя субъектом собственной жизни, творить и созидать, быть самоидентичным и все то , что я является смыслом жизни ч-ка. Еще важный принцип единство сосзнания и деят-ти. Сознание формируется в деят-ти и прежде всего в практической т.е. деят-ть и сознание это единый процесс.
Определение терминов
Прежде всего, необходимо разобраться в том, что такое сознание и что есть его онтогенез.
Онтогенезом называют индивидуальное развитие, протекающее по определенным законам и проходящее у каждого отдельно взятого индивида одни и те же этапы. Разделяют онтогенез и филогенез — общее развитие функции или явления у вида.
Совершенно очевидно, что сознание человека взрослого и новорожденного ребенка имеют существенные отличия. Сознание явно эволюционирует от зарождающегося к зрелому, в результате изучения этого процесса было выявлено влияние на него как индивидуальных, врожденных особенностей, так и воздействия окружающей среды и, в частности, социума.
Под сознанием в психологии принято понимать высшую форму психической активности, свойственную лишь человеку, которая заключается в обмене информацией с миром, отражении объективной действительности в психике человека. Определений сознания существует множество в психологии и философии. К примеру, Выготский считал, что сознание — это рефлексия субъектом (человеком) действительности, своей деятельности и самого себя.
А. Н. Леонтьев считал, что сознание отличается от других, менее высокоорганизованных форм деятельности тем, что выделяет собственное «Я» индивида из окружающего мира.
С. Л. Рубинштейн был первым, кто предположил единство сознания и деятельности: он считал, что это не два обращенных в разные стороны аспекта, но некоторое органическое целое, которое можно назвать не тождеством, но единством.
Сознание обладает такими свойствами, как ясность, объем, периодизация и непрерывность. Леонтьев считал присущими ему качествами самосознание, самоанализ и самоконтроль.