Что такое симбиотические отношения: хорошо это или плохо?

Симбиоз аменсализма.

Аменсалиме — это отношения между двумя живыми существами, в которых одной стороне причинен вред, а другой стороне не причинен ни вред, ни выгода (ничто не затрагивает).

В отличие от симбиоза комменсализма.

Примеры симбиоза аменсализма:

Брокколи с цветной капустой

Взаимосвязь между брокколи и цветной капустой остатки брокколи могут предотвратить появление грибков Verticillium, вызывающих увядание некоторых овощных культур, например цветной капусты и самой брокколи.

В этом случае проигрывает цветная капуста, а брокколи никакого эффекта не дает.

Сосны с другими растениями

Взаимодействие сосны с окружающей средой, эта сосна, как известно, вырабатывает аллелопатические соединения, которые могут мешать выживанию окружающих растений.

Это приводит к тому, что вокруг сосен встречаются другие деревья, кроме травы.

Растения, чувствительные к аллелохимическим соединениям, могут влиять на процесс прорастания, роста и развития.

Сорняки с рисовыми растениями

Сорняки — это вредные растения, которые могут снизить урожай культурных культур, если с ними не бороться эффективно. Сорняки конкурируют с растениями в потреблении питательных веществ, воды, пространства и света.

На рисовых культурах сорняки часто представляют собой серьезную проблему, потому что они могут мешать и влиять на урожайность сельскохозяйственных культур.

В этом симбиозе растения риса несут потери, а сорняки не страдают и не приносят пользы.

Примеры и описание симбиоза в живой природе

По этой причине, биологи различают три основных вида симбиоза:

  • нейтрализм;
  • антибиоз;
  • симбиоз;

Первый относится к безразличным взаимоотношениям и никак не влияет на обычное состояние организмов, населяющих одну среду обитания. Встречается подобный вид намного реже двух остальных. Что касается антибиоза и симбиоза, то они представляют собой незаменимую составляющую естественного отбора и влияют на дивергенцию видов. Поговорим о каждой разновидности взаимосвязи более подробнее.

Симбиоз – что это?

Примеры комменсализма, кооперации и других форм симбиоза в животном мире не являются редкостью. Рассмотрим самые яркие примеры подобной взаимосвязи в природе :

Подобный пример симбиоза в природе замечается и у мангустов и кабанов-бородавочников .

  • Птица ржанка и крокодил. Крохотное создание очищает зубы крокодила, и достаёт оттуда остатки еды;
  • Известно, что зебры часто разделяют свой обед со страусами, которые являются самыми главными охранниками саван, способными заметить приближение опасности за несколько километров;
  • Акула и рыба-прилипала. Последний представитель водной фауны придерживается комменсализма и плавает вместе с зубастым хищником с целью поиска пропитания;

Примеры симбиоза в растительном мире

Симбиоз растений считается невероятно распространённым. Необязательно быть опытным биологом, чтобы заметить подобную связь. В большинстве случаев, она представлена формами комменсализма и кооперации. Реже симбиоз необязательный. В качестве примеров можно рассмотреть следующие связи:

Примеры симбиоза между животными и растениями

Существует масса известных примеров симбиоза между растительным и животным миром . Среди них:

  • растение мирмекодия и муравьи. Крошечные насекомые массово заселяют утолщенные стебли представителя тропической флоры от других опасных насекомых, и делают себе хорошее убежище;
  • актиния и рыба клоун. Подводный обитатель интенсивно чистит растение от остатков пищи и получает от такого взаимодействия новые порции питательного корма;
  • ленивец и водоросли, растущие в его шерсти. Именно они делают окрас шерсти зеленоватым;
  • грибы и муравьи Атта;
  • человек и бактерии, которые образуют кишечную флору;

Как уже говорилось выше, симбиоз – это неотъемлемая составляющая естественного отбора, которая является очень важным элементом эволюции и существования живых организмов на планете Земля.

симбиоз это, симбиоз Симбио́з (греч. συμ-βίωσις — «совместная жизнь» от συμ- — совместно + βίος — жизнь) — форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу из другого.

В природе встречается широкий спектр примеров взаимовыгодного симбиоза (мутуализм). От желудочных и кишечных бактерий, без которых было бы невозможно пищеварение, до растений (примером служат орхидеи, чью пыльцу может распространять только один , определённый вид насекомых). Такие отношения успешны всегда, когда они увеличивают шансы обоих партнёров на выживание. Осуществляемые в ходе симбиоза действия или производимые вещества являются для партнёров существенными и незаменимыми. обобщённом понимании такой симбиоз — промежуточное звено между взаимодействием и слиянием.

Разновидность симбиоза — эндосимбиоз (см. Симбиогенез), когда один из партнёров живёт внутри клетки другого.

Наука о симбиозе — симбиология. Основы учения о взаимопомощи (в т. ч. симбиозе) во второй половине XIX века заложили независимо друг от друга российские естествоиспытатели П. А. Кропоткин и К. Ф. Кесслер, а также немецкий ученый Генрих Антон де Бари, предложивший термины «симбиоз» и «мутуализм».

  • 1 Мутуализм
  • 2 Комменсализм
  • 3 Симбиоз и эволюция
  • 4 Примеры симбиозов
    • 4.1 Насекомые/растения
    • 4.2 Грибы/водоросли
    • 4.3 Животные/водоросли
    • 4.4 Грибы/растения
    • 4.5 Насекомые/насекомые
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Что порождает людей выстраивать симбиотические отношения?

Рассмотрим причины, по которым люди создают созависимые отношения:

Гиперопекающие родители.

Человек рос в семье, в которой родители ограничивали его свободу выбора и действий. Ему не позволяли принимать решения, ведь взрослым казалось, что только они знают как лучше. Контроль, ограничения, чрезмерная опека приводит к тому, что вырастая, молодой человек способен выстраивать только подобные взаимоотношения. Он привык находиться в созависимости от кого-то и здоровых взаимодействий он попросту не умеет строить.

Инфантилизм родителей.


Фото автора Kampus Production: Pexels

Совершенно противоположная форма отношений. Заключается она в том, что родители, не желая нести ответственность, перекладывают ряд обязательств на  ребенка. Он с детства вынужден выполнять функции, которыми не должен заниматься.

Как правило, такая модель поведения чаще свойственна родителям, которые страдают от алкогольной или наркотической зависимости. В данной ситуации ребенок растет в семье, где родители зависят от него, а соответственно вырастая, отношения он строит также, опекая теперь уже своего партнёра.

И в том, и в другом случае пример отношений человек берет из детства, опираясь на взаимодействие с родителями. Поэтому в данном вопросе родители – ключевая фигура.

Как избавиться от привязанности?

Отношения в аспектах привязанности – не всегда хорошие отношения. Вот рекомендации психологов, с помощью которых можно избавиться от описанного нами чувства:

Стремитесь к тому, чтобы изменить представления об отношениях. Не смотрите на них шаблонно или через призму прошлого травмирующего опыта. Бьет – не значит любит. Милые бранятся – не значит тешатся. Это справедливо для всех прочих установок.
Осознайте, что любовь чаще выражается в здоровой и активной заинтересованности в том, чем и как живет партнер. Это развитие отношений и развитие партнеров в них.
Скажите себе, что все скрытые выгоды состояния, каким бы оно ни было, на самом деле не являются таковыми и доставляют больше проблем.
Осознайте собственную ценность и индивидуальность, поймите, что все их аспекты характерны и для партнера. Даже для потенциального

Уважая себя, что понятно, важно не забывать об уважении к другим людям.
Поймите, что привязанность редко предполагает взаимный обмен. Если вы больше отдаете, чем получаете, следует задуматься о прекращении отношений.
Примите то, что ни одного человека нельзя спасти без его согласия

Поэтому согласитесь с тем, что вам нужно спасаться.
Управляйте собственными мыслями. Не допускайте их стихийности.

Как вы считаете, можно ли самостоятельно избавиться от привязанности в ее негативной форме (какой-либо)?
Да, думаю, что это вполне возможно. 25%

Нет. Я считаю, что порой необходимым является вмешательство специалиста, то есть психолога. 50%

Не знаю. Возможно все, но мне кажется, что необходимо учитывать контекст того или иного случая. 25%
Проголосовало: 8

Важное про созависимые отношения. Что побуждает людей снова и снова в них оказываться?

Когда ребенок растет в семье, где постоянно происходят события, вызывающие много болезненных, тяжелых чувств у него. Например, повторяющееся домашнее насилие, папа регулярно напивается, родители постоянно скандалят и т.п.

То ему нужно как-то приспособиться к той тяжелой обстановке, в которой он растет, чтобы выжить. И в качестве такого приспособления – он научается ничего не чувствовать, т.е. подавлять свои чувства и переживания, используя для этого различные психологические защиты.

В результате такого подавления чувств – человек, когда становится взрослым, не может опираться на свои чувства. Из-за этого он не может понять, нормально ли то, что происходит в его отношениях или нет. Подходят ли ему такие отношения или не подходят.

И в результате он годами пребывает в токсичной среде и токсичных отношениях, даже не понимая этого. Он с детства привык подавлять свои чувства. И когда вырос – продолжил это делать в своих созависимых отношениях.

Когда у него возникает дискомфорт и болезненные чувства, которые сигнализируют ему, что нужно что-то менять в отношениях. Он пытается их подавить, каким-то образом избавиться от этих чувств, заглушить их. Вместо того, чтобы изменить свои отношения, решив ту проблему, которая вызвала эти чувства. Или вместо того, чтобы расстаться с партнером.

Когда мы растем в семье с созависимыми, нездоровыми отношениями, у нас формируются разные способы адаптации к этой среде, где мы пребываем. Которые помогают нам выжить.

Но к сожалению, это приводит к таким последствиям, что из-за этих же защитных способов адаптации, мы начинаем не замечать реальность, не замечать токсичность. И то, что помогало нам выжить в детстве, во взрослом возрасте приводит нас к повторению тех болезненных историй, что происходили в нашей семье в детстве.

Например, чтобы справиться с ситуаций повторяющегося насилия, девочка объясняет себе, что с ней ничего плохого не делают. Это защищает ее от боли и помогает ей выживать в той среде, которую она не может изменить.

Но когда она вырастает, она снова оказывается в насильственных отношениях и не уходит из них, потому что объясняет себе, что на самом деле ничего плохого не происходит в ее отношениях, и что то, что с ней делают – не является насилием.

Примерно так и работают наши защиты. И потому мы можем снова и снова выстраивать созависимые отношения в своей взрослой жизни.

Тайны симбиоза на примере орхидей

Несмотря на научный прогресс, загадок во взаимоотношениях между участниками симбиоза (симбионтами) остаётся предостаточно. Это можно видеть на примере орхидей, размножение которых практически невозможно при обычных обстоятельствах.

Процент всхожести семян этого прекрасного цветка в нормальных условиях крайне низок – выживает один экземпляр из тысячи. Спасение приходит, когда семечко после созревания попадает в особого рода грибницу – ризоктонию. Там оно разбухает, а эмбриональные клетки начинают делиться, образуя волосяные корешки.

Нити грибницы постепенно проникают в ткань семени, налаживая его снабжение питательными веществами. Со временем из семечка формируется луковица, которая в дальнейшем зеленеет и даёт побег. В укрепившиеся корни переселяются нити грибницы, там они превращаются в маленькие шарики и впоследствии перерабатываются клетками орхидеи.

Парадокс заключается в том, что эта грибница – опасный патоген, поражающий многие растения (в частности, картофель). Заражает она и семена орхидеи, но без этого семечко просто не прорастёт! Правда и то, что некоторые семена при этом погибают, зато выжившие приобретают иммунитет на всю оставшуюся жизнь.

Во взаимоотношениях орхидей и грибов и по сей день остаётся немало неясных моментов. Точно неизвестно, что понуждает нити ризоктинии проникать в корневую систему орхидеи, и какую выгоду извлекает из этого сама грибница.На первый взгляд даже может показаться, что орхидея паразитирует за счёт гриба, но, с другой стороны, некоторые виды орхидей освобождаются от «грибной зависимости», когда у них сформировываются органы, способные самостоятельно усваивать питательные вещества.

Адаптация

С точки зрения истории развития психоанализа адаптацию начали изучать довольно поздно. Основоположником рассмотрения адаптации с психоаналитических позиций стал Хартманн (Hartmann, 1939). Возможно, это связано с тем, что в клиническом психоанализе взрослых столь многое исходит от самого пациента – от его имеющих давнюю историю черт характера и доминирующих фантазий. Но в работе с младенцами и детьми адаптационный процесс поражает наблюдателя своей силой. Изначально развитие ребенка протекает в матрице материнско-младенческого диадического союза. Какую бы приспособленность к ребенку ни демонстрировала мать, и вне зависимости от того, насколько она чутка и эмпатична, мы твердо убеждены в том, что свежая и пластичная способность ребенка к адаптации и его потребность в ней (в стремлении получить удовлетворение) значительно сильнее, чем у его матери, чья личность со всеми ее характерными паттернами и защитами уже жестко и часто ригидно организована (Mahler, 1963)

Формирование ребенка связано с попытками подстроиться под стиль и образ действий матери, – неважно, представляет ли она здоровый или патологический объект для такой адаптации. Метапсихологически, фокус динамической точки зрения – конфликт между импульсом и защитой – в ранние месяцы жизни гораздо менее важен, чем он станет впоследствии, когда структуризация личности вызовет к жизни интра- и интерсистемные конфликты первостепенной важности

Напряжение, травматическая тревога, биологический голод, эго-аппарат и гомеостаз являются околобиологическими понятиями, которые соответствуют самым ранним месяцам жизни и являются предшественниками соответственно психической тревоги, сигнальной тревоги, оральных или других импульсов, эго-функций и внутренних механизмов регуляции (защит и черт характера). Адаптивный подход в большей степени соответствует ранним стадиям развития, поскольку, когда ребенок рождается, необходимость адаптации максимально велика. К счастью, ребенок готов к адаптации благодаря пластичности и несформированности своей личности, которая развивается под влиянием окружающей среды и необходимости приспособиться к ней. Адаптационные способности имеются у ребенка уже в раннем младенчестве.

Как избавиться от расстройства самостоятельно?

Помощь созависимому начинается с признания им самим того факта, что проблема его личной зависимости существует, и надо срочно ее решать. И начинать надо с устранения присутствующих страхов. У созависимой личности самые распространенные страхи:

  • Остаться в одиночестве. «Пока я забочусь и опекаю человека – он будет со мной».

  • Осуждение других людей. «Что скажут друзья/соседи на постоянные ссоры, неадекватное поведение под алкоголем, неприятный внешний вид?». Эти страхи толкают созависимого на самостоятельную покупку водки/наркотиков/лекарств, чтобы избежать скандала, на всевозможную ложь с целью скрыть от окружающих реальную ситуацию.

  • Переживание за жизнь зависимого родного. «Если я уйду, он попадет в тюрьму/больницу, что-нибудь совершит с собой, умрет».
  • Жить своей жизнью. «У меня нет времени ходить в театр, я должна всегда находиться рядом с мужем». Неспособность выбрать свой собственный жизненный путь подменяется заботой о чужой жизни.

Вот рекомендации психологов, которые помогут встать на дорогу избавления от созависимости, а зачастую и успешно справиться с недугом и начать жить по-новому.

  1. Избавьтесь от чувства вины. Утверждение, что вы виноваты в пристрастиях и поведении другого человека беспочвенны.

  2. Признайте зависимость родного человека, четко понимая, что ему нужна профессиональная помощь, а не поощрения привычки, опасной для его жизни.

  3. Не стоит верить фразе: «Я в любой момент могу бросить пить/играть/принимать наркотики». Так не бывает. Любая зависимость требует искреннего желания избавиться от нее и приложения колоссальных усилий, а также вмешательства опытного помогающего специалиста.

  4. Старайтесь реально смотреть на ситуацию и не оправдывать поведение зависимого, вспоминая, что раньше он вел себя хорошо.

  5. Не контролируйте каждое действие зависимого, это лишь активизирует в нем скрытность, он начнет врать вам и изворачиваться, стараясь не показывать реальное положение вещей.

Эти рекомендации помогут сделать первые шаги к избавлению от зависимости, но нужно понимать, что нездоровые отношения – это серьезная болезнь, и возникла она из-за особенностей психики и убеждений как с одной, так и с другой стороны. Преодолеть созависимость самостоятельно непросто, лучшим решением будет честно признать проблему и обратиться за помощью к специалисту.

Диагностика и лечение

Наличие созависимости в 90% случаев выявляется при лечении наркомана (алкоголика). Основной метод диагностики созависимых отношений – клинико-амнестический, также рекомендуется провести анализ психологического состояния. Диагностика патологии состоит из нескольких этапов:

  1. Беседа. Специалист собирает анамнез: состав семьи, длительность и тип зависимости, участие родных в реабилитации и т.п. Отличительная черта ответов: отрицание проблемы, переключение внимания со своей личности на больного, попытки вызвать у врача жалость.
  2. Опросник. Для постановки диагноза применяют стандартные методы, которые помогают выявить созависимость и сопутствующие отклонения: депрессию, агрессию и т.д. Тесты психолог подбирает индивидуально для каждого человека.
  3. Проективные методы. Чтобы обнаружить бессознательные эмоциональные элементы личности созависимого используются тесты-рисунки и тесты, интерпретирующие различные ситуации. На основе полученных данных специалист получает информацию о наличии у человека тревожности или деструктивных состояний.

В основе лечения созависимых отношений лежит психотерапия, которая помогает восстановить и изменить личность.

Главными задачами терапии являются повышение самооценки и эмоциональной чувствительности. Лечение ведется в нескольких направлениях:

  1. Индивидуальные беседы. Ведется работа над разрушительными установками и страхами. Специалист учит пациента выражать отрицательные эмоции, избавляться от тревожности, заботиться о себе. 
  2. Семейная терапия. Членам семьи, не страдающим от созависимости, врач рассказывает о механизмах, которые лежат в основе проблемы. Он дает советы о том, как поддержать зависимого и созависимого, как правильно организовать их общение. В некоторых случаях рекомендуется временно разлучить членов семьи
  3. Групповые занятия. На тренингах пациент учится осознавать свою значимость. Появляется чувство безопасности, укрепляется вера в собственные силы. Формируется образ успешной личности с собственной энергетикой.

Основной мерой профилактики созависимых отношений считается правильное воспитание детей. Ребенок должен расти с адекватной самооценкой, уметь проявлять эмоции и верить в свои силы. Если в семье появился пациент с аддикцией, то нужно сразу переговорить с врачом и узнать правила оказания первой помощи. В подобных ситуациях на первых план выходят не жалость и сострадание, а сила воли и готовность противостоять пагубному пристрастию.

Психологи дают несколько рекомендаций, как избавиться от созависимого поведения:

  • забыть про чувство вины (родные не виноваты в том, что больной пристрастился к наркотикам);
  • признать проблему близкого человека и понять, что ему требуется помощь профессионалов;
  • не верить обещаниям о том, что пациент самостоятельно бросит пить или принимать наркотики;
  • объективно оценивать ситуацию и не пытаться искать оправданий поведению больного;
  • не отслеживать каждый шаг зависимого (подобное поведение заставит его врать, чтобы не раскрывать истинного положения дел).

Подобные рекомендации являются первым шагом на пути к устранению созависимости. Но необходимо понимать, что подобные отношения – это тяжелое отклонение, которое развивается из-за особенностей психики каждой из сторон. Самостоятельно полностью вылечиться от созависимых отношений сложно, лучше признать наличие проблемы и воспользоваться помощью профессионалов.

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Литература:

1. Брыжахина Ж.Д. Организационные аспекты выявления и преодоления созависимости у родственников больных наркоманией: Автореферат диссертации/ – 2010.

2. Б. Уайнхолд, Д. Уайнхолд. Освобождение от созависимости/ – 2002.

3. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости/— 1997.

Симбиоз в социальной жизни

Симбиоз науки и религии

Интерес к теме, касающейся взаимодействия науки и религии, существовал всегда. В истории известно несколько примеров, когда совершались попытки, чтобы связать эти два понятия. Веру люди используют в ситуации, когда нет возможности объяснить что-то из-за отсутствия научных подтверждений. Люди, проводящие исследования в этой сфере, утверждают, что взаимный симбиоз невозможен, поскольку общего у религии и веры нет ничего, это системы знаний, которые не допускают внесения никаких изменений.

Проблема заключается и в принципиальном подходе к использованию этих сфер, так наука подразумевает проведение экспериментов, выдвижение гипотез и многое до сих пор остается непознанным. Что касается религии, то здесь, главное – вера. При этом стоит заметить, что не всегда выходит отделить знания религии и науки, например, многие религиозные направления часто используют логику и опыт.

Культурный симбиоз

Многочисленные страны могут похвастаться своей уникальной культурой: традициями, архитектурой, искусством, религией и так далее. Каждый народ может внести свою уникальную лепту в мировое развитие. Многие годы странам удавалось сохранять свою индивидуальность, но благодаря прогрессу возник симбиоз культур, который стал возможен благодаря тому, что люди могут легко путешествовать в разные уголки мира. Способствовали смешению национальных особенностей телевидение и интернет.

Если говорить о странах бывшего СССР, то после падения «железного занавеса», многие экзотические и необычные вещи, и традиции западных стран стали распространяться с большой скоростью. Сюда можно отнести незнакомые для славянских людей праздники, например, День святого Валентина, который стал очень популярным. Выясняя, что такое культурный симбиоз, стоит упомянуть и популярность разных национальных кухонь, например, широко распространены рестораны итальянской, китайской, индийской и другой кухни. Все это говорит о слиянии традиций разных стран.

Источники

  • http://dictionary-economics.ru/word/Симбиозhttp://womanadvice.ru/chto-takoe-simbioz-v-psihologii-i-kakie-vidy-simbioza-byvayuthttp://www.studfiles.ru/preview/4597078/page:14/http://fb.ru/article/204944/chto-takoe-simbioz-v-biologii-opredelenie-i-primeryi-simbiozahttp://www.life-nature.ru/articles/tags/?tag=%F1%E8%EC%E1%E8%EE%E7http://muzey-factov.ru/tag/symbiosishttp://worldofschool.ru/biologiya/stati/ekologiya/sreda/faktory/biot/formy-simbioza-kommensalizm-parazitizm-mutualizm

Как отличить привязанность от любви?

Любовь отличается от привязанности – это факт. Давайте разберемся, какие есть отличия. Категории типа «притяжение» или «родство душ» рассматривать не будем, потому что они могут быть характерными и для того и для другого.

Для любви характерно наличие доверия, физического влечения, общих интересов, желания делать приятно другому и не только. Скуке нет места: партнерам всегда хорошо рядом. Любви можно было бы посвятить целую самостоятельную статью, поэтому перейдем ближе к делу. Привязанность отличается следующим:

  • преобладание негативных чувств и эмоций в ряду случаев;
  • неспособность партнеров сохранять теплоту в отношении друг друга после разрыва союза;
  • вероятность патологической ревности;
  • возможность развития склонности к обладанию партнером, к манипулированию им;
  • болезненное и долгое течение;
  • вероятность развития зависимости;
  • беспокойство и так далее.

Так, понятно, что привязанность, если речь не касается ее здоровой формы – это чаще всего негативные чувства, эмоции и переживания. От них можно, а порой и нужно избавляться.

Есть и позитивные исключения. Пример – двусторонняя эмоциональная привязанность.

Как вы считаете, имеет ли место привязанность в теплых любовных отношениях?
Разумеется! Почему нет? Вещи разные, конечно, но я считаю, что любовь может сопровождаться привязанностью. 30.77%

Нет, я полагаю, что ей в любовных отношениях нет места. 46.15%

Не могу сказать. Вопрос для меня сложный. 23.08%
Проголосовало: 13

Другие примеры симбиотических отношений в природе

Одним из примеров мутуализма можно назвать «отношения» между акацией бычерогой и муравьями. За счет выдалбливания шипов акации муравьи сооружают себе укрытие. По мимо защиты акация снабжает муравьев пищей, первый – сладкий нектар, а второй – тельца Белта (находятся на кончиках листьев). Для муравьев этих двух компонентов более чем достаточно для выживания.

Взамен на защиту и пропитание муравьи благодаря своему агрессивному характеру защищают растение от нападений кузнечиков, гусениц, оленей и даже людей. Так же муравьи уничтожают любые ветви или части других растений, которые касаются акации, тем самым расчищают территорию вокруг растения.

Помимо животных, насекомых, птиц и растений симбиотические отношения встречаются и среди многоклеточными и микроорганизмами.

В человеческом организме существуют сотни видов различных бактерий. Эти бактерии уживаются между собой за счет симбиотических связей.

Например, кишечная палочка (E. col) – это нормальная бактерия, которая живет в кишечниках каждого человека. Питается палочка, пищей которую употребляет человек, также человек предоставляет палочке место жительства – свой кишечник. Взамен палочка вырабатывает витамин К и защищает кишечник от попадания вредных бактерий.

Примером паразитизма является связь хозяина и укрепившегося внутри его организма паразита. Паразитом называют те организмы, которые питаются и живут за счет хозяина, но взамен ничего не отдают и к тому же приводят к гибели хозяина.

Комменсализм — один из видов связи между разными видами живых организмов при которой выгоду получает только один из симбионтов, но второй при этом никак не затрагивается. Например, египетские цапли и травоядные млекопитающие, когда крупное животное передвигается через различную растительность, то насекомые садятся на него, а цапля в свою очередь питается ими. Комменсализм доказать очень тяжело, так как любая связь имеет либо пользу, либо вред для одного из видов.

Последний из известных видов связи – аменсализм. При этой связи один из видов ингибируется или погибает, а на другой вид эта связь никак не влияет. Обычно это борьба за ресурсы либо уничтожение выделением химических веществ. Например, пенициллиновая плесень выбрасывает пенициллин тем самым убивает различные виды бактерий.

Партнеры в созависимых отношениях

С некоторыми людьми невозможно создать здоровые отношения. Как бы вы не пытались работать над собой, от этого мало чего изменится в ваших отношениях, если вы столкнулись с так называемым – токсичным партнером.

Типы партнеров, с которыми возможны лишь зависимые отношения:

Человек без эмпатии, «любовный хищник» – это может быть патологический нарцисс, психопат, социопат, садист, манипулятор, пикапер, мизогин. На мой взгляд, нет большой разницы, какими именно чертами обладает этот человек. Тем более, что эти черты и расстройства часто существуют одновременно в одном человеке

Важно лишь то, что он не способен сопереживать другим людям. А потому здоровые отношения с таким партнером невозможны, как бы вы не старались.

Человек, имеющий серьезную зависимость – это алкоголик, наркоман, игроман, сексоголик

Пока человек сам не захочет избавиться от своей зависимости, вы ничего не можете с этим поделать. И не сможете выстроить с ним достаточно здоровых отношений.

Ярко выраженный контрзависимый – это человек, который панически боится привязаться к другому человеку и быть им отвергнутым, а также сильно боится потерять свою свободу. И потому он ведет себя в отношениях холодно и нестабильно, неосознанно играет с партнером в игру «ближе/дальше». Часто контрзависимые провоцируют своего партнера, чтоб он «зависел» от них, добивался, пытался удержать их. И если контрзависимый партнер не готов работать над собой и получать психотерапевтическую помощь, то здоровых отношений у вас с ним не выйдет.

Психологически незрелый партнер – это партнер, который постоянно ведет себя, как ребенок или как подросток. Такой человек бессознательно будет всегда ставить вас на роль своего родителя, т.е. создавать с вами созависимые отношения. И пока он не созреет, психологически и эмоционально «не вырастит» – здоровых, зрелых, равноправных отношений у вас с ним не получится.
Мужчина, женатый на другой женщине, т.е. несвободный партнер.

Человек, склонный к изменам. Иногда измены в паре случаются только из-за проблем в их отношениях. Но иногда дело в самом партнере – он просто не может не изменять своему любимому человеку. Вне зависимости от того, на сколько его устраивают его отношения, он все равно изменяет.А измена своему постоянному партнеру – это нарушение его личных границ, не могут быть здоровыми те отношения, в которых есть измены. Поэтому с человеком, который не может или не хочет быть верным своему партнеру, невозможно построить здоровые отношения.

Совместная жизнь

Характерным примером тесного симбиоза является сожительство гриба и водоросли, в результате которого образуется единый организм – лишайник. Гифы грибов оплетают клетки и нити водорослей, получая органические питательные компоненты, ассимилированные партнером. В свою очередь грибы поставляют водорослям воду и минеральные вещества, смягчают действие неблагоприятных факторов (защищают от пересыхания, экранируют УФ-излучение). Считается, что такой тип связей эволюционно возник как следствие паразитизма грибов на водорослях. Тем не менее взаимоотношения «сожителей» тонко сбалансированны и согласованны и в результате приносят взаимную пользу, что говорит об успехе такого способа сосуществования.

Эпифитные лишайники

Широко известен симбиоз между грибным мицелием и корнями высших растений – микориза. При взаимодействии гиф гриба и клеток корня всасывающая поверхность корневой системы многократно увеличивается, что способствует более интенсивному поступлению питательных веществ и воды из почвы и (как следствие) лучшему развитию растения-хозяина. В ответ гриб получает от растительного организма углеводы, витамины, фитогормоны и т. п. Кроме того, сами микоризообразующие грибы синтезируют многие биологически активные вещества, используемые растениями, переводят в растворимую форму трудноусвояемые почвенные соединения фосфора, защищают корни от заражения потенциальными патогенами, участвуют в обмене метаболитами между растениями.

В настоящее время микоризообразование выявлено практически для всех голосеменных и большинства покрытосеменных. Многие растения (орхидные, грушанковые, некоторые вересковые и древесные) без микоризы развиваются очень плохо либо не развиваются вообще, особенно на бедных почвах. У черники и брусники грибы-микоризообразователи находят даже в зародышах семян. В целом микориза не только помогает стратегии выживания отдельных растительных организмов, но и объединяет их в единое целостное сообщество.

Еще один классический пример тесных мутуалистических отношений в фитоценозе – симбиоз растений (например, бобовых и мимозовых – около 90 % изученных видов) с азотфиксирующими бактериями, способными усваивать атмосферный азот и переводить его в доступную для высших растений форму. Колонии бактерий поселяются на корневых волосках растения-хозяина, вызывая разрастание тканей корня с образованием утолщений – клубеньков. В результате такого «сожительства» бактериям достаются растительные ассимиляты, а к растениям поступает фиксированный азот (чаще всего в виде аспарагина).

Аналогичные симбиотические связи с корнями различных деревьев и кустарников образуют актиномицеты. Симбиоз с азотфиксирующими микроорганизмами дает возможность растениям-партнерам успешно расти в условиях азотного дефицита (например, на торфяниках или песчаных участках).

Срастание корней дает деревьям возможность обмениваться между собой влагой, минеральными и органическими веществами

Часто у близко растущих деревьев (одного вида или близкородственных) наблюдают срастание корней, что дает им возможность обмениваться между собой влагой, минеральными и органическими веществами. Такой своеобразный симбиоз делает их более устойчивыми к засухе, морозу, повреждению насекомыми и т. д.

При отмирании надземных частей у отдельных деревьев их сохранившаяся корневая система используется соседними, что улучшает рост и устойчивость всей группы в целом. После вырубок в таких случаях могут образовываться «живые» пни, у которых длительное время сохраняется камбиальный прирост.

Существенный минус корневого срастания – возможность более легкого распространения токсинов и возбудителей вирусных и грибных заболеваний. Однако для сближенных деревьев такое взаимоинфицирование в любом случае может происходить достаточно быстро.

Срастание корневых систем выявлено у деревьев разных возрастов, причем у представителей как голосеменных, так и покрытосеменных. Наиболее часто это явление отмечают для березы повислой, ясеня зеленого, дуба черешчатого, вяза обыкновенного, клена остролистного, различных хвойных – сосны, ели, лиственницы, пихты. Корневое срастание характерно также для плодовых (груши, яблони, сливы, рябины). Садоводы создают искусственные системы «многокорневых» деревьев за счет прививок корней для улучшения роста и повышения урожайности.

Второй шанс

Один из самых замечательных примеров симбиоза — митохондрии, маленькие органеллы, живущие в каждой клетке нашего тела (и любого другого ядерного организма на земле — от гриба до домашней кошки) и обеспечивающие нас молекулами АТФ, универсальным энергетическим запасом. Без этих органелл жизнь не была бы такой, какой мы ее знаем. При этом митохондрии довольно самостоятельны: у них есть свой геном, они способны делиться внутри клеток, да и внешне мало отличаются от обычной бактерии, за исключением того, что ряд критически важных генов в их собственном геноме отсутствует — они «перекочевали» в ядро клетки-хозяина.

Дело в том, что митохондрии и пластиды — органеллы, отвечающие за фотосинтез у растений, — это пример эндосимбиоза. Когда-то давно их предки были свободноживущими бактериями — протеобактериями, которые стали митохондриями, и цианобактериями, которые стали пластидами, — но их поглотили более крупные ядерные клетки и оставили в качестве рабочей силы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: