Инстинктивное поведение человека с примерами и его характеристика

Социальная психология

Социальная психология — это отрасль этой науки, основная цель которой — понять, как на нас влияют другие люди, окружающие нас. В этом потоке каждый человек рассматривается не как изолированный элемент, а как часть группы, общества и определенной среды.

Социальная психология — одна из самых широких ветвей в этой науке, она отвечает за изучение таких разрозненных явлений, как любовь, убеждение, насилие, альтруизм, дружба и мотивация. Однако все их исследования имеют нечто общее: они сосредоточены на влиянии других людей на все эти явления.

Например, в исследованиях агрессии социальная психология пытается понять, как лучше всего избежать проявления насилия, используя такие элементы, как давление со стороны сверстников или социальные ценности.

Примеры инстинктов

Самым часто проявляющимся инстинктом является стремление к самосохранению. Его яркие примеры проявляются практически повсюду:

  1. Человек занимается собственным оздоровлением, когда заболевает.
  2. Он избегает тех мест и ситуаций, где может угрожать ему смерть.
  3. Защищается физически и словесно, когда на него нападают.
  4. Человек тепло одевается, когда чувствует, что замерзает.
  5. Человек раздевается настолько, чтобы его температура тела была комфортной.
  6. Он начинает искать еду, чтобы утолить чувство голода, и пить, чтобы устранить жажду.

Проще говоря, инстинкт самосохранения направлен на то, чтобы сохранить в целостности и жизнедеятельности организм человека.

Инстинкт размножения направлен на то, чтобы сохранить род. Для природы необходимо, чтобы человек сохранял свой вид

Для семьи важно, чтобы появлялись новые поколения, которые продолжат их род. Здесь проявляется инстинкт не только зачать ребенка, но и защитить его, воспитать, сделать самостоятельной личностью. Порой родительская любовь переходит границы, когда взрослые чрезмерно опекают своих детей, даже когда они уже сами стали взрослыми и самостоятельными, либо безответственно относятся к их развитию

Порой родительская любовь переходит границы, когда взрослые чрезмерно опекают своих детей, даже когда они уже сами стали взрослыми и самостоятельными, либо безответственно относятся к их развитию.

Желая стать частью социума, где будут даваться привилегии, можно кем-то манипулировать и даже жить за чужой счет, заставляет человека заботиться о том, чтобы быть привлекательным внешне и владеть полезными коммуникативными навыками. Человек может жертвовать собой и даже подчиняться, когда это нужно, если в итоге это позволит ему получить определенные блага от окружающих.

Материнский инстинкт выдумка

Нет у людей (и вообще у представителей нашего отряда) и материнского инстинкта. Конечно, еще во время вынашивания и после рождения детеныша тело каждой женской особи подвергается сильным изменениям. Постепенное повышение уровня гормонов, от хорионического гонадотропина на первых порах до пролактина под конец, может прямо или опосредованно влиять на гипофиз и гипоталамус, меняя поведение: животное становится более стрессоустойчивым, растет доверие к окружающим, обостряется желание создавать «гнездо» и заботиться о ком-либо. Тем не менее это не обязательная программа, так что перечисленные ощущения у беременных могут проявляться с разной силой или отсутствовать вовсе.

Ссылки

  1. «10 типов психологических теорий» в: VeryWell Mind. Получено: 12 октября 2019 г. с сайта VeryWell Mind: verywellmind.com.
  2. «Психологическая перспектива» в: Просто психология. Получено: 12 октября 2019 г. с сайта Simply Psychology: simplepsychology.com.
  3. «Список популярных теорий психологии» в: Дискуссия по психологии. Получено: 12 октября 2019 г. с сайта Psychology Discussion: Psychologydiscussion.net.
  4. «12 ветвей (или областей) психологии» в: Психология и разум. Получено: 12 октября 2019 г. с сайта Psychology and Mind: psicologiaymente.com.
  5. «Психология» в: Википедия. Получено: 12 октября 2019 г. из Википедии: en.wikipedia.org.

Механизм образования

Условные рефлексы возникают при одновременном действии условного раздражителя и безусловного рефлекса. При этом должны выполняться определенные условия:

— безусловный рефлекс биологически более сильный; — проявление условного раздражителя несколько опережает действие инстинкта; — условный раздражитель обязательно подкрепляется воздействием безусловного; — организм должен находиться в бодрствующем состоянии и быть здоровым; — соблюдается условие отсутствия посторонних раздражителей, производящих отвлекающее действие.

Центры условных рефлексов, находящиеся в коре головного мозга, устанавливают временную связь (замыкание) между собой. В таком случае раздражение воспринимается корковыми нейронами, которые находятся в составе дуги безусловного рефлекса.

Структура инстинктивного поведения

Учёный У. Крейг высказал однажды предположение, что поведение животного зависит не только от определённых раздражителей, но и от внутренних потребностей организма.

На этой основе он выделил 3 компонента инстинктивного поведения:

  • влечение, стремление к определённому действию,
  • поиск,
  • заключительное действие.

Инстинкт он классифицировал, как врождённую способность к определённым действиям, а инстинктивное поведение обозначил, как процесс, происходящий не только с использованием инстинктов, но и с адаптацией к конкретным условиям существования и с наличием жизненного опыта.

Например, способность ориентироваться в пространстве у животных (да и у человека тоже) заложена генетически, но стереотип определённых движений этого ориентирования формируется постепенно. Для этого необходимы уже соответствующие навыки.

Биопсихология

Биопсихология — одна из наиболее чисто научных областей изучения человеческого поведения. Он основан на идее, что все наши черты характера, идеи, способы поведения и чувства можно понять, изучая мозг, поскольку этот орган будет хранить всю необходимую информацию о них.

Биопсихология основана на нейробиологии — дисциплине, которая отвечает за наблюдение за структурами человеческого мозга и пытается выяснить, какую функцию выполняет каждая из них. Хотя эта дисциплина возникла довольно давно, еще предстоит провести гораздо больше исследований, прежде чем можно будет разработать полную и функциональную модель.

Однако, хотя мы до сих пор не до конца понимаем, как работает наш мозг сегодня, биопсихология разработала очень эффективные методы лечения всех видов проблем. Так, например, открытие нейротрансмиттеров сделало возможным создание лекарств, которые значительно облегчают такие расстройства, как депрессия и тревога.

Сегодня, с появлением современных методов нейровизуализации и функционального исследования мозга, исследования в области биопсихологии становятся все более продвинутыми. Есть надежда, что в ближайшие десятилетия этот подход станет одним из самых важных в этой дисциплине.

Внутреннее торможение

Оно возникает в том случае, когда полученный сигнал не подкрепляется безусловным раздражителем. Внутреннее торможение условных рефлексов происходит, если, например, животному в течение дня периодически включают перед глазами электрическую лампочку, не принося при этом пищи. Экспериментально доказано, что каждый раз выработка слюны будет снижаться. В итоге реакция угаснет совсем. Однако рефлекс не исчезнет бесследно. Он попросту затормозится. Это также доказано экспериментально.

Условное торможение условных рефлексов может быть устранено уже на следующий день. Однако если этого не сделать, то реакция организма на данный раздражитель впоследствии исчезнет навсегда.

Как устроено обучение с точки зрения Бандуры

На то, как эффективно мы осваиваем наблюдаемое поведение, влияют несколько факторов:

Внимание.
Запоминание.
Повторение.
Мотивация.

Внимание

Люди мало чему учатся при наблюдении, если они недостаточно внимательны, объяснял Бандура в «Теории социального научения». Из множества составляющих поведения модели люди избирательно наблюдают лишь за некоторыми. Внутренние установки влияют на то, поведение каких моделей кажется привлекательным, а какие модели мы игнорируем или отвергаем

Кроме того, внимание может зависеть от отношения модели к наблюдателю. Если, например, учитель или родитель не замечает ни успехов, ни неудач ребёнка, тогда он будет демонстрировать посредственную имитацию их поведения, писал Бандура

Важно также отметить, что при наличии нескольких моделей наблюдатели редко копируют поведение лишь одной из них. «Не усваивают они и все подряд атрибуты даже самых предпочитаемых моделей», — замечал психолог

Вместо этого наблюдатели создают комбинацию из разных характеристик моделей. Так происходит, например, когда в одной и той же семье дети моделируют совершенно разное поведение.

Запоминание

«Наблюдение за моделями не в состоянии оказать на людей сколько-нибудь заметного влияния, если они не будут запоминать наблюдаемое поведение», — писал Бандура. Наблюдаемое поведение сохраняется в долговременной памяти в форме символов и абстракций. Благодаря этому человек способен в том числе и к отсроченной имитации, то есть может продемонстрировать поведение модели не сразу после наблюдения, а спустя какое-то время.


Фото: Frame Stock Footage / Shutterstock

Дети, по наблюдениям Бандуры, в основном склонны к непосредственной имитации, но с возрастом способность к отсроченному подражанию улучшается — с развитием навыков символического мышления.

Моделирование становится более абстрактным. Человек уже не просто копирует чужое поведение, а выделяет в нём общие принципы и правила.

Кроме того, с развитием языковых навыков, поведенческое моделирование постепенно вытесняется вербальным. С его помощью можно выразить «практически бесконечное множество типов поведения, которые было бы неудобно или нереально моделировать, прибегая лишь к наглядным примерам», заключал Бандура.

Повторение

Идеи, однако, редко сразу и без ошибок преобразуются в правильные действия, предупреждал психолог. На помощь приходят многократные повторения.

«Когда люди про себя репетируют или даже на самом деле воспроизводят моделируемые типы реакций, вероятность того, что они забудут пройденное, намного меньше, чем если бы они не думали об этом и не пытались практиковаться», — писал Бандура и сделал вывод: «Невозможно усовершенствовать навыки в ходе одного лишь наблюдения, равно как и невозможно развить их исключительно методом проб и ошибок».

Поэтому лучше всего научение через наблюдение работает, когда поведение сначала моделируется и репетируется мысленно, а затем демонстрируется открыто и меняется благодаря корректирующим усилиям человека и обратной связи наблюдающих за ним.

Мотивация

«Теория социального научения проводит различие между научением и исполнением, так как люди не следуют всему тому, чему они научились, поскольку люди на деле не реализуют на практике всё подряд, чему они научились», — писал Бандура. На совершение действия человека должны мотивировать его вероятные последствия.

«Человек с большей вероятностью воспримет поведение модели, если оно приводит к полезным результатам, нежели если оно оказывается неэффективным или даже вредным, — объяснял он. — Мы стараемся действовать так, чтобы получать самоудовлетворение, и отбрасываем то, что лично не одобряем».

Сексуальный инстинкт

С первого взгляда вы можете ошибочно предположить, что имеете полное представление о том, что такое сексуальный инстинкт, природа его проявления. Можно предположить, что в вашем понимании желание человека заниматься сексом обусловлено только тем, что он стремится продолжить род. Будь это действительно так, сексуальная активность имела бы сугубо сезонный характер. Несложно заметить, что у человека, в отличие от животных, не проявляется стойкого желания обзаводиться потомством по нескольку раз в течение года.

Человек испытывает потребность в удовлетворении своих сексуальных желаний постоянно. Можно объяснить это тем, что, по ходу своего развития, желания также преобразовывались от простейшего инстинкта размножения до более глубинных, чувственных форм.

Чтобы действительно хорошо разбираться в природе сексуальности, необходимо уделить внимание изучению человеческой физиологии. Сердце обеспечивает организм циркуляцией крови на 40-45% процентов. Остальную работу берут на себя пограничные сосуды и капилляры, их микросокращения

Проще говоря, в кровоснабжении нашего организма участвует не только сердце, но и все остальные органы, в том числе кожа. Необходимое кровоснабжение осуществляется благодаря тому давлению, что производят органы

Остальную работу берут на себя пограничные сосуды и капилляры, их микросокращения. Проще говоря, в кровоснабжении нашего организма участвует не только сердце, но и все остальные органы, в том числе кожа. Необходимое кровоснабжение осуществляется благодаря тому давлению, что производят органы

Сердце обеспечивает организм циркуляцией крови на 40-45% процентов. Остальную работу берут на себя пограничные сосуды и капилляры, их микросокращения. Проще говоря, в кровоснабжении нашего организма участвует не только сердце, но и все остальные органы, в том числе кожа. Необходимое кровоснабжение осуществляется благодаря тому давлению, что производят органы.

Чтобы кровоток был беспрерывным, а периферийные сосуды бесперебойно выполняли свои функции, телу необходима внешняя стимуляция. Стараниями природы, стимулирующие действия совершаются между двумя энергетически заряженными на взаимные прикосновения особями. Это – инстинкт жизни, а иначе его называют сексуальностью.

Пластичность сосудов значительно понижается в том случае, если человек испытывает недостаток в сексуальных контактах. В первую очередь, это наносит вред внутренним органам, приводит к лишению способности к микросокращениям. Сердце берёт на себя всё больше и больше нагрузки.

Большая нагрузка на сердце приводит к его заболеваниям, а недостаток для кровоснабжения внутренних органов оборачивается для них заболеваниями хронического типа.От этого организм обречён на преждевременное увядание.

Желание вступать в телесную связь с другим человеком – это не что иное, как естественная потребность нашего организма. Это обеспечивает организму хорошую работоспособность, возможность адаптироваться под различного рода изменения микрофлоры, быструю перестройку.

Сексуальный инстинкт – это отнюдь не только потребность в половом сношении. Здоровый эротизм может иметь дружескую, эстетическую подоплёку и представляет собой естественную особенность организма. Сексуальность важна не только в индивидуальном, но и в общественном понимании, поэтому нужно воспринимать её шире, чем узконаправленное желание продолжить род.

Другие теории

Имеется целая плеяда теорий мотивации в гуманистической психологии: Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др.

Теория Г. Мюррея

— потребность достижения успехов,

— потребность в аффилиации,

— потребность в агрессии,

— потребность в независимости,

— потребность в противодействии,

— потребность в уважении,

— потребность в унижении,

— потребность в защите,

— потребность в доминировании,

— потребность в привлечении внимания,

— потребность в избегании вредных воздействий,

— потребность в избегании неудач,

— потребность в покровительстве,

— потребность в порядке,

— потребность в игре,

— потребность в осмыслении,

— потребность в сексуальных отношениях,

— потребность в помощи,

— потребность во взаимопонимании,

— потребность в приобретении,

— потребность в отклонении обвинений,

— потребность в познании,

— потребность в созидании,

— потребность в объяснении,

— потребность в признании,

— потребность в бережливости.

Теория А. Маслоу

— физиологические (органические) потребности,

— потребность в безопасности,

— потребность в аффилиации,

— потребность в уважении,

— познавательные потребности,

— эстетические потребности,

— потребность в самоактуализации.

Теория и практика.

Взгляды Фрейда можно
разделить на три области — это метод лечения функциональных психических
заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы
является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Личность как триединство.

Фрейд считал, что психика
состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и
бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры
личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно
осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя
может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.
В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая
фактически является энергетической основой личности. «Оно» — бессознательное
(глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения),
играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно»
содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему
удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта.
Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта
— инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических
отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического
внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем,
что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но
и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием
обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда
инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу
деятельность. Либидо (см. приложение), о котором так много писал и сам
Фрейди его ученики и является той
специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии,
связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но
постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание
бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания,
которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей
деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности —
«Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в
сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать
осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если
содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как
ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в
себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между
собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая
таким образом объем «Я».

Третья структура личности —
«Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом
ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и
качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации
у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у
девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к
объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва.

Фрейд подчеркивал, что между
этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не
только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу.
Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя
человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе.
«Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы
человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит
на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится
как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и
«Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится
человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно
подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и
испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов
психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так
как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и
«Сверх-Я».

Сознание и «Эго»

Следующая часть является сознательной. «Я», или «Эго», образуется между 12 и 36 месяцами жизни ребенка. Эта часть личности, которая руководствуется реальностью. Эго несет определенную задачу: соотнести свое поведение с окружающей обстановкой так, чтобы удовлетворить потребности «Ид», при этом не нарушив требований социума.
Часть под названием «Сверх-Я», или «Супер-Эго», начинает функционировать позднее всех – между 3 и 6 годами. Здесь содержатся такие элементы личности, как совесть и идеалы. Супер-Эго зорко следит за тем, чтобы общественные нормы соблюдались.

Все психосексуальные стадии развития происходят в этих компонентах психики. Противоположность функций «Оно» и «Сверх-Я» и становится причиной неврозов и конфликтов. В ответ на них «Эго» создает ряд защитных механизмов: рационализация, вытеснение, регрессия, сублимация и другие. Однако в раннем возрасте для ребенка существует опасность «застрять» на определенной стадии развития личности (как говорил Фрейд, происходит «фиксация» на этой стадии). Ведь «Эго» еще достаточно слабо. Оно не способно разрешить всех существующих конфликтов, которые без конца создает ему «Оно» и «Сверх-Я». Тогда развитие личности идет по неверной траектории.

Теория деятельности

А. Н. Леонтьев, опираясь на труды С. Л. Рубинштейна, создал так называемую теорию деятельности. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Мотивация человека претерпевает изменения под влиянием осуществляемой деятельности, поэтому корни деятельности как бы лежат в самой деятельности.

Что такое инстинкт самосохранения (ИС)

Точного определения для одной из основных реакций организма не зафиксировано. Ее получают в момент рождения все живые существа. И люди, и животные под влиянием активизации этого механизма предпринимают попытки любой ценой сохранить свою жизнь.

Внимание! При возникновении опасности, реальной или мнимой, в кровь человека выбрасывается гормон под названием адреналин, который способствует повышению скорости реакций организма и его мобилизации. Адреналин в опасной ситуации очень быстро доносит информацию до мозга и позволяет моментально отреагировать на внешнюю агрессию

Адреналин в опасной ситуации очень быстро доносит информацию до мозга и позволяет моментально отреагировать на внешнюю агрессию.

Биологический характер срабатывания ИС может быть двух видов:

  • неосознанный;
  • осознанный.

Неосознанная реакция по достижению самосохранения заставляет людей совершать бессознательные поступки. К примеру, человек побежал, ещё не придумав, куда, и что будет потом. Желание быть подальше от опасности заставляет его срываться с места. Это состояние порой обеспечивает возможность попадания в более сложное положение. К примеру, в состоянии паники пытаясь убежать от нападающего, человек попадает под автомобиль.

Осознанное реагирование отличается предварительным осмыслением сложившейся ситуации. В этом случае рассматриваются варианты выхода из угрожающей ситуации, и выбирается наиболее безопасный из них.

Важно! Огромную пользу приносит хорошо развитая интуиция. В моменты опасности, когда выброс адреналина требует быстрого решения, а информации для размышления мало, интуитивные поступки человека могут быть единственно верными

Метод планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности

Раскрываются психологические механизмы исключительно в процессе осуществления действия, в то время как в процессе формирования действие может существенно изменяться, и исследование результата не представляется возможным. Данная закономерность послужила основой для создания идеи формирующего эксперимента, который как раз и основывался на методе планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Гальперин П. Я. предложил направлять силы не на поиски того, что уже сформировано, а создать условия для формирования, которые можно контролировать.

Данный метод основывается на концепции осуществления определенного действия с уже заранее сформированными свойствами и признаками. Благодаря такой методике можно раскрывать взаимосвязь не только между содержательностью действия и условиями его усвоения, но и между характеристиками результата деятельности.

Данное изобретения ученого открыло поистине широкие возможности для практического использования теории формирования умственных действий в процессе обучения. Спустя некоторое время, профессор отметил, что методика планомерно-поэтапного формирования поспособствовала выявлению психологических механизмов.

Самосохранение взрослого человека

Человечество приобретало навыки выживания со времён дикой природы. Эти знания в виде опыта поколений были направлены только на одну цель – выжить в условиях не подходящих для жизни. Взрослому человеку необходимы и такие виды проявления самосохранения, как:

  • способность размножаться – поиск партнёра для продолжения рода и создание семьи для воспитания потомства;
  • миграция – смена места жительства (региона, страны, континента), для того чтобы найти наиболее подходящее место для существования и размножения.

Любой человек – существо социальное, и чувство самосохранения как понятие может иметь переносный смысл. При помощи подобного определения может быть описан механизм адаптации личности в обществе, когда она пытается уберечь себя от травм психологического и эмоционального характера. За данным понятием также стоит выбор социального слоя, общественного или государственного строя, связанный с личностной (духовной) безопасностью.

Внимание! Взрослый человек, на основании изучения своей личности, может развивать те качества, которые усиливают ИС: физические, умственные, психологические и другие полезные навыки. Поднимая свой социальный статус, борясь за власть и получая её, индивидуум также действует, следуя этому инстинкту

Поднимая свой социальный статус, борясь за власть и получая её, индивидуум также действует, следуя этому инстинкту.

Инстинкт самосохранения у женщин

Женщина, как существо репродуктивное и имеющее к рождению человека самое непосредственное отношение, обладает повышенным ИС. Она должна сохранить себя для рождения ребёнка, после – для того чтобы его выкормить. После рождения потомства у женщины инстинкт самосохранения угнетается или почти полностью подавляется инстинктом защиты своих детей.

Кстати. Женские жертвы ради сохранения семейных отношений в виде терпимости к домашнему насилию или мужу-пьянице к инстинкту самосохранения никакого отношения не имеют.

Инстинкт самосохранения у ребенка

Сразу после того, как ребёнок появляется на свет, он кричит. Это потребность наполнить лёгкие воздухом, чтобы дышать. Малыш ещё не знает, как выжить, но он знает, что должен  жить. Потому всё, что извне, – опасность. Яркий свет, громкий звук, непонятная ситуация вызывают страх, с которым он не может справиться самостоятельно и требует помощи.

Важно! Инстинкт у детей есть, но он недостаточно приспособлен к окружающей среде из-за недостатка информации о возможных опасностях. Маленький человек не знает, что может угрожать его жизни, а что нет

Детишки лезут всюду: на шаткий стул, к горячему утюгу, пытаются спрыгнуть с дивана. Малыш не знает чёткой границы дозволенных действий. В этом познании ему обязательно должны помогать взрослые. Подсознание человека устроено так, что оно ставит чёткие метки на два события: боль и удовольствие. Если организм хоть раз испытал боль после какого-то необдуманного действия, подсознание это зафиксирует навечно

Маленький человек не знает, что может угрожать его жизни, а что нет. Детишки лезут всюду: на шаткий стул, к горячему утюгу, пытаются спрыгнуть с дивана. Малыш не знает чёткой границы дозволенных действий. В этом познании ему обязательно должны помогать взрослые. Подсознание человека устроено так, что оно ставит чёткие метки на два события: боль и удовольствие. Если организм хоть раз испытал боль после какого-то необдуманного действия, подсознание это зафиксирует навечно.

Нужно отмечать негативные события, происходящие с малышом, и закреплять это фразами: «горячо – нельзя», «больно – нельзя» и так далее. Тут уже ребенок, потянувшись к чему-либо, вопросительно смотрит и ждёт реакции взрослого. Далее набрав опыта и проявляя сообразительность, малыш старается избежать неприятностей.

ИС у детей

Что такое самоподкрепление и самоэффективность

На закрепление нового поведения влияет, по мнению Бандуры, и отношение к нему самого человека. «Люди с готовностью принимают то, что кажется им достойным похвалы, но в то же время сопротивляются тем новшествам, которые нарушают их социальные и нравственные убеждения», — пояснял психолог. Собственные положительные реакции людей на их же действия Бандура называл самоподкреплением.

К понятию самоподкрепления Бандура добавил ещё и самоэффективность, которую подробно описал в работе 1997 года «Самоэффективность: осуществление контроля» (англ. Self-Efficacy: The Exercise of Control). Суть в том, что, работая над задачей, человек сравнивает свой прогресс с целью. Ощущение продвижения повышает чувство самоэффективности и мотивирует продолжать работу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: