Гештальт-терапия
В гештальт-терапии считается, что человек и все, что его окружает, – это единая система. События в его жизни – это гештальты. Каждый гештальт должен быть завершен. Если гештальт не завершен (не закрыт), это приносит дискомфорт, неудовлетворенность своей жизнью, тревогу, беспокойство и т. д.
В процессе работы при поддержке специалиста клиент учится работать с тем, что он чувствует и переживает в настоящее время. Выполняя специальные упражнения, клиент проживает внутренние противоречия, анализируя эмоции и телесные ощущения. Успешно прорабатываются непрожитые чувства, незавершенные ситуации (гештальты), клиент учится ответственности за свою жизнь.
Гештальт-терапия подходит для работы со страхами, тревогами, апатичным состоянием, помогает справиться с агрессией, разобраться в прошлом, наладить контакт с окружающими. Этот подход рекомендован для использования в работе с детьми и подростками.
Психопатология
Различные психозы включают в себя нарушение автономных эго-функций (интеграция мышления, способность к абстрактному мышлению, отношение к реальности и тестирование реальности). При депрессиях с психотическими элементами также может быть нарушена функция самосохранения (иногда из-за подавляющего депрессивного аффекта). При расстройствах интеграции Я (часто приводящих к тому, что психиатры называют «несвязанные ассоциации», «перерыв в течении ассоциаций», «скачка идей», «повторение бессмысленных слов или фраз» и «ускользание мыслей») также нарушается развитие самостно-объектных репрезентаций. По этой причине клинически психотики также демонстрируют ограничения в эмоциональном тепле, сочувствии, доверии, идентичности, близости и / или стабильности в отношениях (из-за тревоги самостно-объектного слияния).
Пациенты с ненарушенными автономными эго-функциями, но имеющие проблемы с объектными отношениями часто диагностируются как «пограничные» (borderline). Для пограничных пациентов также характерны нарушения, связанные с контролем над импульсами, аффектами или фантазиями, но их способность тестировать реальность остается более или менее неповрежденной. Взрослые, не испытывающие чувство вины и стыда и демонстрирующие преступное поведение, как правило, диагностируются как психопаты, или, согласно DSM-IV-TR, как люди с антисоциальным расстройством личности.
Паника, фобии, конверсии, навязчивые идеи, компульсивные побуждения и депрессии (аналитики называют их «невротическими симптомами») не всегда вызваны нарушениями эго-функций. Наоборот, они вызываются интрапсихическими конфликтами. Как правило, эти конфликты связаны с сексуальными и враждебно-агрессивными желаниями, чувством вины и стыда, фактами реальной действительности. Конфликты могут быть и осознанными, и бессознательными, но в любом случае они формируют тревожность, депрессивный аффект и гнев. В конечном итоге различные элементы конфликта находятся под управлением защитных механизмов — по своей сути, защитные механизмы — это «выключающие» механизмы, благодаря которым человек не осознает данный элемент конфликта. «Вытеснение» — термин для обозначения механизма, который вытесняет определенные мысли из сознания. «Изоляция аффекта» — термин для обозначения механизма, который не позволяет чувству быть осознанным.
Невротические симптомы могут проявляться как отдельно, так и в сопровождении нарушений эго-функций, нарушений объектных отношений, нарушения силы Я. То есть обсессивно-компульсивные шизофреники или страдающие от панических атак пациенты с пограничным расстройством личности — далеко не редкость.
Виртуальные отношения – это игра полярностей.
Зачастую люди онлайн – полная противоположность себе в обычной жизни. Рубаха-парень, скорее всего, застенчивый и нелюдимый. Роковая женщина – страдает от кучи комплексов по поводу своей внешности. Крутой мачо – тихоня и домосед. Ловелас – живет как добропорядочный семьянин. Не пьет и не курит, морально устойчив – изо всех сил борется с собственными плохими привычками.
Люди даже не подозревают, насколько психология виртуальных отношений способна вскрыть их внутренний мир, показать их качества, о которых они даже не подозревают или тщательно скрывают от окружающих. Скрытая агрессия находит выход в компьютерных играх, цинизм и презрение к людям – в обсуждениях острых тем. Знаешь, почему? По той причине, что в реальной жизни такое поведение наказуемо, а в Инете – нет. Есть множество примеров, когда мамы, случайно подсмотрев соц.страницы своих детей, жутко удивлены «это не может быть мой ребенок! Он милый и спокойный, а здесь сплошные картинки с кровью и матом!» Или жена случайно нашла переписку мужа в чате, из которой стало ясно, что ее супруг отдает предпочтение мужчинам… Это не выдумки, а реальный случай из практики. Люди забавляются Интернетом, когда на самом деле – Сеть развлекается с людьми…
Особенно интересны виртуальная любовь и отношения между мужчиной и женщиной. Здесь много подводных камней, нередко опасных. Известно, что львиная доля людей регистрируется на сайтах знакомств в поисках физической близости. Учитывая онлайн вседозволенность, фантазии просто зашкаливают! В том числе, извращенные.
История
Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым четко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х. Фрейд был неврологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Он пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов, работая консультантом в детской клинике, где наблюдал, что у многих детей-афатиков отсутствуют органические причины их симптомов. Эти наблюдения были описаны Фрейдом в специальной монографии . В конце 1880-х, Фрейд получает стипендию для стажировки у знаменитого невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко в парижской клинике Сальпетриер. В то время Шарко интересовался пациентами, чьи симптомы напоминали общий парез (нейропсихиатрическое расстройство, которое может вызываться сифилисом).
Первая теория Фрейда, рассматривающая истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895), написанных в соавторстве с венским врачом Йозефом Брейером. В ней он утверждал, что в основе истерической симптоматики находятся подавленные воспоминания о неприятных ситуациях, которые практически всегда обладают прямыми или непрямыми сексуальными ассоциациями. Примерно в то же время он пытается создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, которая, однако, осталась незавершенной; ранние наброски этой теории были опубликованы только после его смерти .
Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений». В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.
На раннем этапе становления психоанализа значительную роль в его развитии сыграли личностные характеристики Фрейда и его сподвижников. Положение евреев в Вене, утративших связь со своими корнями, было маргинальным, чем и объясняется их склонность к риску, сопряжённому с профессиональной деятельностью в новой области психоанализа. Кроме того, стимулом для их сплочения вокруг фигуры Фрейда послужила возможность обретения самоидентичности. Часть психоаналитического движения, представленная евреями, была непропорционально большой. Сторонники Фрейда проявляли крайнюю самонадеянность относительно перспектив психоанализа. Сам же Фрейд не терпел никакой критики, требуя полной и безусловной лояльности от своих сторонников. Результатом всего этого стало формирование в психоаналитическом движении своеобразного религиозного культа Фрейда, к которому члены данного движения должны были относиться как к никогда не ошибающемуся Богу. Один из приверженцев Фрейда Макс Граф, впоследствии вышедший из рядов психоаналитиков, выразил это в следующих словах: «Фрейд — как глава церкви — изгнал Адлера; он отлучил его от официальной церкви. В течение ряда лет я пережил полное развитие церковной истории» .
В СССР психоанализ пережил период бурного расцвета в начале 20 века. В 1920-хИ. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт и издал переводы работ Фрейда и Юнга. Однако с середины 1930-х психоанализ в Советском Союзе начинает подвергаться гонениям (как и психология в целом) и практически не развивался вплоть до 1990-х годов. Тем не менее, многие идеи психоанализа вошли в отечественную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).
Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания. Как направление медицины психоанализ активно практикуется. Однако в современной психотерапевтической практике утерял былую гегемонию и популярность (конкурируя, например, с когнитивно-поведенческой терапией). Американская психологическая ассоциация — одно из наиболее влиятельных объединений профессиональных психологов в мире — включает в себя отделение психоанализа . Международная психоаналитическая ассоциация насчитывает около 12000 членов.
Вынужденный эскапизм: подмена реальности
Начнем с самого «безобидного», философского вреда от виртуальной реальности — эскапизма.
Эскапизмом называют уход (бегство) от трудностей, скуки жизни в вымышленный мир. Практически всех геймеров и любителей виртуального мира можно отнести к эскапистам.
Стоит отметить, что эскапизм не считается болезнью. Эскапистами были такие знаменитые люди, как писатель Лев Толстой, музыкант Сид Баррет. Автор нашумевших книг о жителях средиземья, Джон Рональд Руэл Толкин, считал эскапизм необходимой составляющей творческого развития личности. Его утверждение подтверждается тем, что масса завсегдатаев виртуальной реальности пишет книги. В связи с этим появился новый, отдельный жанр – «ЛитРПГ».
Существуют 2 вида эскапизма:
- добровольный;
- вынужденный.
Существенное различие между добровольным эскапизмом и вынужденным состоит в том, что при добровольном эскапизме человек сам выбирает образ жизни отшельника, отказываясь от «мирской суеты». В качестве примера можно провести параллель с теорией психоаналитика Карен Хорни об отшельничестве, как невротической реакции на жизнь.
При вынужденном эскапизме геймера засасывает в виртуальную реальность против его воли. Параллель: пьянство, курение, наркомания. Пользователь не осознает вымышленность окружающего мира. В момент возвращения из VR, смириться с реальностью не позволяют возникшие на фоне её злоупотребления заболевания, такие как деперсонализация и дезадаптация.
Происходит потеря собственной личности и ориентации в реальном мире, пропадают бытовые навыки. Привыкнув с легкостью «забивать гвозди» в игре, человек не может забить настоящий гвоздь. Идет подмена реакций на события, обесценивание социальных установок. Виртуальная реальность доводит до невротических заболеваний и полного ухода в VR, что приводит к психическим заболеваниям.
Согласно цитаты философа современности, француза Ж. Бодрийяра (он не дожил до появления VR платформ, но предсказывал их изобретение): «кофе без кофеина может нравится больше, чем настоящий кофе, при этом им не являясь».
Инновационные методы психологии
Усовершенствованная работа практического терапевта реализуется через ряд инновационных методов. Их принято разделять на четыре группы.
Техники, основная цель которых – совершенствование коммуникативных навыков путем прямого взаимодействия индивидов.
- Дискуссия – метод коммуникативно-диалоговых техник, позволяющих достигнуть консенсуса противоположных сторон. Используется при групповых формах работы.
- Дебаты видоизменяются исходя из аудитории: возможны индивидуальные состязания ораторов, групповые противоборства, интеллектуальные дуэли. Основа полемики – совершенствование ораторских способностей, развитие коммуникативных навыков индивида.
- Совершенствование навыков самостоятельности, ответственности, творческого, нестандартного мышления.
- Приемы моделирования проблемной ситуации. Группа имитационных технологий включает приемы моделирования профессиональных, личностных ситуаций индивида с последующим решением. Игры помогают реализовывать потенциал личности, избавляют от стереотипов, паттернов поведения, повышают навыки межгруппового сотрудничества.
- Творческая активность. Цель – осознание ресурсов личности. Арт-терапия имеет множество разновидностей, каждой проблеме здесь соответствуют определенные методические средства. Психология активно применяет прием рисования на мокрой бумаге: лист бумаги смачивают водой, после чего наносят рисунок акварельными красками. Психологи просят фиксировать мысли, чувства, ощущения, которые испытывает индивид. Прием помогает выразить эмоциональное состояние, снижая напряжение. Нервное напряжение помогает снизить и техника монотипии. Гуашью на стекле создается рисунок, после чего изображения отпечатывается на листе.
- Прием использования масок для психологической работы помогает перевести глубинные комплексы на сознательный уровень. «Лицо» помогает примерить новую роль, избавляет от психологических проблем.
Гуманистическое направление
Гуманистическая школа ближе к философии, чем к естественным наукам. Ее создали мыслители послевоенной эпохи, пытавшиеся объяснить произошедшие ужасы и обратиться к лучшему в человеке.
Сессии чаще всего проходят в формате вдумчивых бесед о разном жизненном опыте. Терапевты не анализируют клиентов, не обучают их и не ставят им диагнозы. Считается, что человек способен сам найти нужные ему ответы, а задача терапевта — быть зеркалом его эмоций и создавать безопасное пространство и атмосферу принятия для этого поиска. Гуманистический терапевт иногда может даже не говорить на сессии, а «эмпатично молчать», позволяя клиенту высказать всё накипевшее.
Брак и его альтернативы
Карл Роджерс
Карл Роджерс, основатель клиент-центрированной психотерапии, первым предложил считать опыт каждого человека ценным и уникальным. Он же ввел в широкое употребление уважительное обращение «клиент» вместо прежнего «пациент», таким образом подчеркнув равенство обоих участников терапии.
В этой небольшой и доступно написанной книге Роджерс обобщает свой опыт ведения семейной психотерапии. Он анализирует типичные трудности пар, женатых и нет, кризисные моменты в отношениях и то, как меняется роль брака в обществе. Книга об отношениях, которую действительно стоит прочитать.
Мотивация и личность
Абрахам Маслоу
Наверняка вы слышали про пирамиду Маслоу — иерархическую модель потребностей, согласно которой человек интересуется возвышенным тогда, когда удовлетворены его базовые потребности, но при этом может терпеть лишения, если считает духовные запросы более важными, чем физические. Маслоу верил, что каждый человек имеет врожденное стремление к самореализации.
Теория Маслоу повлияла на большинство направлений гуманистической психотерапии, а также во многом сформировала современный культ саморазвития.
В книге «Мотивация и личность» Маслоу знакомит читателей со своими взглядами на то, что движет человеком и к какому идеалу он стремится. «Мотивация» здесь ключевое понятие, поскольку именно она заставляет нас оставаться в постоянном движении и никогда полностью не удовлетворяться достигнутым. Это не самая легкая книга о саморазвитии, но одна из самых важных.
Сказать жизни „Да!“. Психолог в концлагере
Виктор Франкл
Виктор Франкл противопоставил свое учение психоанализу. Он верил, что человеком движут прежде всего не инстинкты и жажда удовольствий, а стремление к осмысленной жизни.
Судьба заставила психолога испытать это убеждение на прочность. Франкл провел почти три года в концентрационном лагере, куда нацисты отправили всю его семью. Франкл не только выжил сам, но и помог вынести страдания многим другим узникам, разработав систему психологической поддержки для самых уязвимых заключенных.
Позже Франкл тоже разработал свое направление — логотерапию, или терапию смыслом. Главный прием логотерапии — сократический диалог: терапевт задает клиенту ряд последовательных вопросов, требующих вдумчивого анализа своих поступков и их мотивов. Он не подсказывает готовые решения, а помогает самостоятельно осмыслить свой опыт и увидеть в нем закономерности.
Как научиться оптимизму
Мартин Селигман
Мартин Селигман более всего известен своими экспериментами, продемонстрировавшими такое явление, как «выученная беспомощность» — пассивность и пессимизм, которые формируются из-за негативного опыта.
Клиент-центрированная терапия
В основе этого подхода лежит убеждение, что человек может сам найти причину и решение своих проблем, ему лишь нужна небольшая поддержка специалиста. Это подчеркивает и название подхода – именно человек (клиент) стоит у начала своих изменений.
Работа специалиста с клиентом представлена в форме диалога
Психологу важно создать атмосферу доверия, понимания (без оценки происходящего) и уважения. Клиент понимает, что его принимают таким, какой он есть, что он может говорить без опаски, что его не осудят или негативно оценят
Специалист в ходе диалога направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.
Этот метод подойдет тем людям, которым не хватает тепла и сочувствия в жизни, кому нужно разрешить семейные или социальные конфликты, имеющим неврозы, тревогу или депрессию.
Виды психотерапии
- Психодинамическая психотерапия. Этот вид терапии направлен на устранение эмоциональных проблем, которые часто выходят за рамки сознания пациента. Ее цель – улучшить самочувствие и повседневную жизнь. Хорошие отношения между пациентом и терапевтом имеют решающее значение для эффективности лечения. Этот метод особенно эффективен при депрессии, неврозах и тревожных расстройствах.
- Когнитивно-поведенческая психотерапия. Согласно когнитивно-поведенческой психотерапии, все психические расстройства представляют собой усвоенные модели поведения. Метод направлен на устранение страхов, возникающих в результате реальных или воображаемых ситуаций. Обычно метод используется для кратковременного применения людям с расстройством настроения, депрессией, социальным тревожным или биполярным расстройством.
- Гештальт-психотерапия. Гештальт-психотерапия предполагает, что для ощущения полноты необходимо высвободить все эмоции (гнев, печаль, радость). Пациент учится быть независимым и брать ответственность за себя. Терапия может проходить в форме индивидуальных или групповых занятий. Она хорошо работает для людей с расстройствами пищевого поведения, депрессией, эмоциональными расстройствами или обсессивно-компульсивным расстройством.
- Психоаналитическая психотерапия. Цель этого метода – анализировать подсознательные процессы и открывать то, чего мы не знаем о себе. Терапевт создает соответствующие условия, чтобы пациент мог свободно говорить и вспоминать различные события.
Физический вред от VR
Заголовки типа — «геймер получил травму (или скончался) во время пребывания в VR» характерны для Японии и Америки. Однако недавно портал фонтанка.ру сообщил о первом случае смерти в Санкт-Петербурге. У игрока, в ходе VR аттракциона, закружилась голова и он неудачно упал с высоты своего роста.
Физический вред от виртуальной реальности оспаривается авторитетными адвокатами, нанятыми компаниями-производителями или их рекламными агентами. Поэтому призвать их к ответственности практически невозможно.
Давно установлен факт того, что VR вызывает укачивание, головокружение и тошноту – особенно во время первого ее использования. Причиной этого является несоответствие нагрузки, которую наш мозг может воспринять. Действия происходящие виртуальной реальности противоречат физическому состоянию геймера в этот момент. Например, согласно игре, юзер прыгает в пропасть, мозг это визуально осознает, а в реале пользователь стоит на месте.
Во избежание побочных эффектов от использования виртуальной реальности в VR-шлемах постоянно совершенствуется частота «кадра» (обновления экрана) и трекинг. Так же производители предупреждают, что при первых случаях тошноты или головокружения, нужно срочно сделать перерыв или вовсе отказаться от дальнейшей игры.
Осторожно, зрение!
В 2019 году закончились исследования в Осаке. Согласно результатов данного исследования, производители VR шлемов на весь мир заявили, что новые поколения устройств не притупляют остроты зрения.
Однако, согласно этих же исследований, на фоне погружения в виртуальную реальность у геймера может возникнуть астигматизм. Причиной этого служит то, что глаза пользователя привыкают смотреть в VR на одно конкретное расстояние (экран находится в одном и том же месте). При снятии VR шлема пользователь смотря на реальные объекты обнаруживает, что они находятся на разных расстояниях, в результате чего глаза приходится напрягать.
Эпилепсия
Как бы не совершенствовались экраны, сколько бы пикселей не вкладывали в картинку, изображение VR очков и VR шлемов дают мерцание. Это способствует развитию эпилепсии. Стоит отметить, что производители вкладывают огромное количество денег, направленных на повышение безопасности использования устройств виртуальной реальности, но риск будет присутствовать всегда.
Подводя итоги хочется отметить, что не стоит злоупотреблять виртуальной реальностью. При плохом самочувствии или приеме медикаментов стоит отказаться от поведения вечера за любимой игрой. Ведь снося голову очередному орку-людоеду в виртре, можно нанести физический вред себе и своим близким в реале.
Советы парням
Банальные сообщения типа «Привет! Как дела?», «Что делаешь?» остались в прошлом. Это стало «заезженным». И вообще: почему девушка должна отвечать малознакомому парню, как у нее дела и чем она занимается?
Парень должен заинтересовать девушку с первого предложения. Итак, некоторые советы психологов:
- Будьте игривыми, оптимистичными и юморными.
- Не забрасывайте девушку сообщениями.
- Проявляйте интерес к ее сфере деятельности, хобби. Она должна чувствовать, что вы заинтересованы ею.
- Будьте инициатором общения.
- Поддерживайте интересные темы для разговора.
- Культурно общайтесь и не долго, чтобы она увидела уважение с вашей стороны.
Главное – уважение. Можно побыть культурно наглым. Ключевое слово – «культурным».
Психоанализ в психологии
Психоаналитическое направление по сей день является одним из ведущих в психологии. Концепция З. Фрейда была дополнена его последователями, одним из которых был его ближайший ученик – К. Г. Юнг (1875-1961 гг.). Он, отталкиваясь от понятия бессознательного З. Фрейда, ввёл своё понятие «коллективного бессознательного», дополняющего «индивидуальное бессознательное», а порой и прорывающегося в него, под которым понимал совокупность проблем, страхов и переживаний, которые движут людьми во все времена и передаются от поколения к поколению. Коллективное бессознательное состоит из архетипов.
Ключевые архетипы:
-
«Анима» и «Анимус»
Это женское и мужское начало, которое подобно китайскому «инь» и «ян». -
«Персона»
архетип, характеризующийся наличием различных масок. Истинные мотивы действий человека, в котором он доминирует, трудно разгадать, он всегда разный и принимают тот облик, который ему выгодно в зависимости от ситуации. -
«Тень»
тёмная сторона личности, привычки, желания, установки, которые он отвергает и подавляет. Образ «тени» — это Мефистофель из романа И.В. Гёте «Фауст». -
«Герой»
проявление силы, отваги, справедливости.
Если происходит надрыв того или иного архетипа, то человек начинает впадать в крайности и происходят перегибы в ту или иную сторону. Если надорван архетип «героя» — человек может быть либо до безрассудства смелым, либо, наоборот, трусливым.
К. Юнг не отверг основные постулаты основ психоанализа З. Фрейда, а дополнил их своими понятиями. Структура личности по теории К. Юнга выглядит следующим образом. В самом низу – «самость» — ядро личности, все самые глубинные её основы. Чуть выше расположено коллективное бессознательное (архетипы). Далее – индивидуальное бессознательное, вверху которого расположена «тень» — то, что мы в себе подавляем. Потом идёт «эго» — центральная часть сознания. И на самой вершине – «персона» — то, что мы показываем социуму, как мы себя позиционируем, какие маски представляем.
Цитата
Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.
Зигмунд Фрейд