Что такое душа?

Понятие души в современной психологии

Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику. “Современная психология” — это неправильное название, потому что слово “психология” происходит от слова “психе”

“Психе” значит “душа”. Точное значение слова “психология” — наука о душе. Но это весьма потустороннее слово. Психология отрицает существование души и тем не менее продолжает называть себя “наукой о душе”. Она признает только физическое тело и его побочный продукт — ум. Когда умирает физическое тело, ум тоже умирает; нет никакого возрождения, нет никакой реинкарнации. Жизнь — это не вечный принцип, а просто побочный продукт соединения определенных материальных веществ.

Со многими положениями концепции идеал-реализма Лосского был согласен профессор Московского университета Семен Людвигович Франк (1877-1950). Его наиболее значительной психологической работой явилось сочинение «Душа человека» (1917). Главная идея этого произведения — в стремлении вернуть в психологию понятие души взамен понятия душевных явлений, которые, с точки зрения Франка, не имеют самостоятельного значения и потому не могут быть предметом науки. Он считал, что основой психологии является и должна являться философия, а не естествознание, ибо психология изучает не реальные процессы предметного бытия в их причинной или другой естественной закономерности, а дает «общие логические разъяснения идеальной природы и строения душевного мира и его же идеального отношения к другим объектам бытия». Доказывая необходимость и возможность исследовать душу. Франк ссылается на интуитивизм Лосского: при помощи озарения, интуиции мы можем мгновенно познать состояние своей души, ее глубину и целостность в единстве связи с прошлым и будущим.

Франк в своей работе разводил такие понятия как душевная жизнь, душа и сознание. В аномальных случаях, подчеркивал он, душевная жизнь как бы выходит из берегов и затопляет сознание. Именно по этим случаям и можно дать некоторую характеристику душевной жизни как состояния рассеянного внимания, в котором соединяются предметы и смутные переживания, связанные с ними. Приходя фактически к тем же выводам, что и психоанализ. Франк пишет о том, что под тонким слоем затвердевших форм рассудочной культуры тлеет жар великих страстей, темных и светлых, которые в жизни и отдельной личности, и народа в целом могут прорвать плотину и выйти наружу, сметая все на своем пути, ведя к агрессии, бунту и анархии.

Таким образом, с точки зрения Франка, главным содержанием души является слепая, хаотическая, иррациональная душевная жизнь. При этом — опять-таки в унисон с психоанализом — он доказывает, что в игре и в искусстве человек выплескивает наружу эту свою смутную, неосознанную душевную жизнь и тем самым дополняет узкий круг осознанных переживаний. Именно бессознательное является, по Франку, главным предметом психологических исследований, так как главными характеристиками душевной жизни являются ее бесформенность, слитность, т.е. непротяженность и вневременность. В душе происходит объединение многообразных разнородных и противоборствующих сил, формирующихся и объединяющихся под действием чувственно-эмоциональных и сверхчувственно-волевых стремлений, которые и образуют таким образом как бы два плана, или два уровня, души. Смутная душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, является низшим уровнем души, который связывается с телом.

Проблема бытия

Бытие подразумевает не только существование, оно есть единство существования и сущности. Сущностная сторона бытия выражается в философии категорией «субстанция». Термин «субстанция» происходит от латинского substantia: то, что лежит в основе. Субстанция означает самодостаточное, самоопределяющееся существование, конечную основу мира и человеческого существования. В зависимости от общей направленности той или иной философской концепции выделяют либо одну субстанцию (монизм), либо две субстанции (дуализм), либо множество субстанций (плюрализм). Так, Р. Декарт, кроме абсолютной субстанции Бога, выделяет две сотворенные субстанции: физическую и духовную. Деизм, особенно материалистического направления, рассматривает Бога как самую отдаленную причину, источник первоначального движения (Дж. Ньютон, Т. Гоббс). Б. Спиноза ограничил себя субстанцией, которую он называл либо Богом, либо природой. Субстанция для Спинозы — это взаимодействие, порождающее все многообразие свойств и состояний мира. Эта идея была развита в материализме.

В материалистическом понимании субстанциональной основой бытия мира является материя. В стихийной материалистической философии античности (элейская школа, Левкипп, Демокрит), материалисты нового времени и французское Просвещение явно или неявно отождествляли материю с физической реальностью (натурфилософский подход). Классические марксисты предприняли попытку преодолеть тождество материи и физической реальности. В.И. Ленин, развивая взгляды Ф. Энгельса на природу материи, определяет материю как философскую категорию для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях. Это определение основано на противопоставлении материи другой категории, столь же объемной по содержанию — сознанию. Материя — это то, что противостоит сознанию, отражается сознанием и не зависит от сознания. Материя — это субстанция бытия, она самодостаточна и через сознание отражается в практической и теоретической деятельности человека. Такой подход позволил выйти из методологического кризиса естествознания на рубеже XIX-XX веков, возникшего в ходе собственных открытий и сформулированного в таких идеологических выводах, как «исчезновение материи».

Таким образом, в историческом развитии философии бытие рассматривалось с точки зрения его субстанциональности как идеальное (духовное) или материальное, а с точки зрения характера его существования — как объективное или субъективное. Отличительной чертой объективного существования является существование вне и независимо от человеческого сознания, а отличительной чертой субъективного существования является существование внутри и благодаря человеческому сознанию. В основе многообразия различных интерпретаций бытия лежат (с некоторым огрублением) три основные парадигмы взгляда на мир и его единство — объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая, материалистическая. В объективно-идеалистическом представлении Бытие предстает как объективно существующий Разум: Абсолют, Бог, Понятие. В субъективно-идеалистической интерпретации бытие связано с чувствами, сознанием субъекта: Быть — значит быть воспринятым, быть мыслью. Пока что-то воспринимается субъектом, оно существует, то есть обладает бытием. В материалистической концепции бытие понимается как объективная реальность, которая может действовать на органы чувств человека. Эта реальность существует вне и независимо от человеческого сознания, и ее существование, природа существования, такова, что она способна влиять на все, включая человеческое сознание.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философское знание и управление
  2. Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию
  3. Философия диалога М.М. Бахтина
  4. Владимир Ильич Ленин, российский революционер, марксист, идеолог
  5. Семья как историческая общность людей
  6. Особенности науки нового времени
  7. Основные элементы философии Гегеля и ее историческое значение. Совпадение логического и исторического
  8. Определение оснований бытия
  9. Происхождение религии: гипотезы, догадки, факты
  10. Идея богочеловечества как политическая утопия

Душа человека, что это такое с точки зрения эзотерики?

Современные эзотерики предлагают свою версию. Для более глубокого понимания давайте дадим несколько определений:

  • Душа человека это информационная структура, инсталлированный «пакет» высших чувств и законов, делающими нас людьми, а не роботами с холодным рассудком, некое хранилище жизненной энергии (Света Божьего).Душа человека это энергия, это некоторая часть сознания Бога (Творца, Высшего Разума, Всевышнего)это сама жизнь продолжающаяся, изменяющаяся, трансформирующаяся. Она бессмертна и неделима.
  • Предположение предполагается, что когда человек развивает свою душу, он развивает сознание Бога, тем самым приближаясь и воссоединяясь с ним. Связь между сознанием Бога и душой человека никогда не разрывается. Конечная цель человека это достичь просветления и соединиться со своим божеством, соединиться настолько, чтобы стать им же, то есть − вернуться к своему первоисточнику. И это предположение недалеко от истины.

Душа − это вы и есть внутри себя. Человек думает и чувствует внутри себя таким, какой он есть, но выразить это словами не может, боится, что его не поймут другие. Именно она определяет человека как личность. Она источник вечной жизни, она её смысл. Именно душа мотивирует человека развиваться, не останавливаться на достигнутом, искать новые способы функционирования и воспроизводит сама себя, создавая таким образом абсолютную самоподдерживающую систему жизни. Жизнь в теле, душе необходима для ускоренного развития, которое может ускоряться в сотни раз.

Душа невидима

Ее размер настолько мал, что ее не могут разглядеть даже в самый мощный микроскоп.О размере души сказано, что размером она не больше атома.

«Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души»

Так описывается размер души. И эта (кроха) является движущей силой нашего тела.

Душа расположена в районе сердца, можно сказать, что прям в нашем сердце. Душа имеет энергетическую структуру, ее нельзя взять руками

Она питает наши кровяные тела своей энергией, которую они разносят по всему телу.Да, ее не могут обнаружить ученые, но они и не могут объяснить и то, что же за энергия заставляет двигаться наше тело.И почему после того как душа покидает тело, кровоток останавливается и тело умирает.

Душа есть только у живых

Душа — это нечто реально существующее, что способно оживить тело человека.

Душа в переводе с греческого языка означает «дыхание», «дух», «дуновение». Мертвое тело не дышит, значит и души в нем уже нет.

Книга Бытия так описывает начало рождения души человеческой:

Знания о Душе заложены во все существующие религии. Исследователи полагают, что знания о душе у людей, живущих в далеком прошлом было гораздо больше, чем у нынешнего поколения. Это связано с не религиозностью и отсутствием веры у многих людей.

Издавна человечество интересовалось, как существует человек. Что его отличает от животного? Что находится внутри человека и формирует чувства и эмоции. С давних пор люди пытаются выяснить и понять, где находится Душа и что с ней происходит после смерти.

Что такое душа

Фото Jeremy Bishop on Unsplash

Душа, как понятие в философии и религии – абстрактная субстанция, которая выражает сущность человека, его стремления, мысли, чувства и волю.

Термин «душа» произошел от греческого «psyche», что в переводе ближе всего к «дышать», «дыхание». Такая трактовка основана на идее, что в человеке существует душа, пока он способен дышать.

Сейчас эта идея подвергается критике, поскольку установлено, что головной мозг продолжает функционировать еще некоторое время после остановки сердца и прекращения дыхания.

Более того, после клинической смерти, если клетки мозга не повреждены слишком сильно, человек возвращается к своей прежней сущности, то есть его душа не меняется.

С точки зрения различных религиозных течений, это не противоречит общей идее. Нельзя доподлинно доказать, что душа не покинула тело в момент остановки дыхания, ведь она, витая где-то неподалеку, могла вернуться, как только его реанимируют.

Христианская религия душу и дыхание связывает с божественным началом. Бог вдунул жизнь в Адама и так появился человек.

Как бы то ни было, душа была предметом изучения философии, религии, физики. Особое место душа занимала в психологии. Изначальное определение, которое ей давалось, звучало как психология – наука о душе.

Именно душа, а не психика – если между ними вообще есть разница – была предметом изучения. Но только ли человека? На этот счет существует несколько взглядов, которые рассматриваются не только наукой, но и различными религиями:

  • панпсихизм – душа есть как у живой, так и у неживой природы, например у камней. Такому взгляду придерживались Спиноза, Демокрит, Фехнер, Дидро и др.;
  • биопсихизм – душа есть только у живой материи: людей, животных, насекомых, растений. Сторонники: Вундт, Гоббс, Бернар и др.;
  • анималопсихизм – психика присуща людям и животным – Платон, Гегель, Вагнер, Леонтьев;
  • антропопсихизм – психика и душа есть только у человека, на чем настаивал Декарт и ряд его последователей.

Философская точка зрения на проблему

Мудрецы всех времен предлагали меньше размышлять о насущном, чтобы не завидовать окружающим и жить в гармонии с собой. Древнегреческие философы говорили: «Думайте о хорошем». Позитивный настрой, занятие любимым делом и встречи с друзьями способны сделать людей счастливыми.

Свободолюбивые греки искренне полагали, что смысл жизни человека – поиск занятия, приносящего удовольствие и раскрывающего устремления человека.

В Средневековье умами людей завладела религия. Прихожан храмов и церквей убеждали в неизбежности расплаты за грехи земной жизни и предлагали смиренно служить Богу, каясь в недобрых поступках

Важное место в проповедях отводилось значению семьи и воспитанию наследников, с детства принявших основные постулаты веры

Только в XV веке ситуация в Европе несколько изменилась: стремительно развивалось искусство и ремесла, мореплаватели открывали новые земли. Люди вновь, как и в античные времена, стремились к познанию мира вокруг себя и поиску в нем своего места.

Философы ХХ века также продолжали искать выход из тупика, в который их заводило то или иное учение, и пытались разобраться, что происходит в мире. Николай Бердяев писал, что стремиться нужно к тому, что выше человека, и что душа должна постоянно быть активной.

Прошлый век принес много потрясений: масштабные войны, крушение идеологий, отказ от религии и возвращение к ней. Цели людей постоянно менялись, и смысл жизни человека в философии 20-го столетия так и не был найден.

О бессмертии души как о научной проблеме

Об этом и прямо, и косвенно говорила академик, нейрофизиолог, профессор, доктор медицинских наук Наталья Бехтерева. Впервые из доклада всемирно известного ученого, профессора Джона Эккзла, также получившего Нобелевскую премию за свои исследования, она узнала о том, что

Это подтвердили впоследствии и ее собственные эксперименты: ученые из Петербурга (НИИ мозга) так и не смогли объяснить с научной точки зрения механику творческого, например, процесса. Оказалось, что сам мозг способен генерировать лишь элементарные мысли, такие, например, как — “размешать в стакане сахар” и что-либо в этом роде. Что же касается творческого процесса — то это проявления абсолютно иного качества и

Различные взгляды на феномен души

Наставник Тхеравады (одной из школ буддизма) Валпола Рахула говорил о том, что это религиозное течение отрицает существование души, и в этом заключается одна из его особенностей. Идея о том, что она присутствует в человеке, ошибочна и порождает различные вредные мысли, вызывает эгоистические желания, тщеславие и страсть.

В других направлениях — Махаяне и Ваджраяне — благосклонно относятся к версии о реальности духовного мира. В трактате, написанным древнекитайским философом-буддистом Мо-Цзы, утверждается, что жители Поднебесной с давних времен верили в существование духа.

Таким образом, понятие души в буддизме следует рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от того, какой теории о духовном мире придерживается и что проповедует тот или иной адепт в духовной сфере, учителей разделяют на такие категории:

  1. Наставник, верующий в вечность. По его мнению, душа вечна, она существует и после смерти.
  2. Наставник, выступающий материалистом. Он уверен в том, что душа временна и уничтожается после смерти человека.
  3. Наставник, отрицающий существование как постоянного, так и временного духа. Этот учитель – Будда.

Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья

Связующим звеном античной философии и философии средневековья было неоплатоническое учение, развитое на стыке IV и V веков Августином Блаженным. В его учении понятие души приобрело религиозное содержание. Наряду с этим Августин развивает и представления Аристотеля о душе («Душа – некоторая субстанция, причастная разуму, которая приспособлена к управлению телом»).

В XIII в. возникло новое теологическое направление – учение Фомы Аквинского. Наряду с ортодоксальностью в религиозных вопросах томизм допускал права науки, здравого смысла – возникли первые ростки будущего рационализма. Томизм также ориентировался на учение Аристотеля. Однако в учении Аристотеля томизм утрировал его теологические и дуалистические стороны.

В это время в европейской науке уже зарождалось мощное движение рационализма. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214–1294) призывал восстановить истинный смысл учения Аристотеля, заложил основы современных научных методов.

В эпоху средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. В культурных центрах арабского Халифата сосредоточилась научная литература всего цивилизованного мира. От Индии до Пиренеев распространялись труды Платона, Аристотеля, Галена и средневековых арабских ученых. Европейская схоластика была блокирована наукой Востока. На востоке арабской державы естественно-научная мысль развивалась Ибн-Синой (Авиценной, 980–1037), на западе, в Марокко, – Ибн-Рошдом (Аверроэсом, 1126 – 1198), получившими широкую популярность в Европе. Этими мыслителями утверждалось важнейшее основоположение – состояние души обусловлено деятельностью тела. Ибн-Сина продолжил психофизиологические изыскания, начатые Галеном. Душа становилась объектом исследования медиков. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина неизменно утверждал зависимость психики от работы мозга, исследовал психосоматические явления.

В XIV в. в Европе усиливаются материалистические традиции в науке, заложенные Р. Бэконом. Профессор Оксфордского университета У

Оккам ввел принципиально важное понятие знака. Человечество продвигалось к пониманию обусловленности психической деятельности внешними явлениями, получившими знаковое обозначение в ходе социально-исторического взаимодействия людей

Формирование понятий, трактовавшихся на протяжении веков по учению Платона в качестве вечных идей, ставилось в зависимость от опыта человечества.

Материалистические представления о психике

Первые материалистические представления о душе, психике были весьма далеки от современных. Древнегреческие философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их последователи говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Считалось, что все вещи суть модификации огня, что все существующее, материальное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа — психея. Гераклит считал, что душа рождается путём испарения из влаги, потом, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. При этом между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество промежуточных состояний. О пьяном человеке Гераклит, например, говорит, что «… он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна». Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

Психология как наука о поведении

В начале 20 века в Америке зародилось течение бихевиоризм, которое своей основной целью считало изучение объективных проявлений человека – его поведения, для чего нужны объективные способы его регистрации фиксации и обработки.

В самом бихевиоризме было несколько течений: классический бихевиоризм (Дж. Уотсон), в рамках которого поведение понимается как расширение репертуара условных рефлексов; необихевиоризм (Э. Толмен, Б. Скиннер), в рамках которого понятие «поведение» вышло за пределы схемы стимул-реакция и стало определяться некоторыми внутренними параметрами, социальное научение (А. Бандура), в рамках которого поведение трактуется как результат научения.

Необихевиоризм стал переходом к когнитивной психологии (У. Найссер), в рамках которой ведущая роль в формировании поведения отводилась когнитивным параметрам человека (память субъекта, способы обработки информации, усвоения и т.д.).

Поведенческая психология развивалась в том числе и через такое направление как гештальтпсихология (Т. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин, К. Коффка), в рамках которой поведение человека трактовалось как проявление процессов в целостной системе человека. То есть поведение — это лишь часть того целого, что происходит внутри. В том числе, гештальтисты определили понятие «психического образа», который опроверг бихевиоральную идею о том, что человек развивается путем проб и ошибок. С позиции гештальта, у него есть некий целостный психический образ внутри, сообразно которому реализуются действия и поведение.

Научная и житейская психология

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:

  • По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
  • По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли«, » плен пленил» (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21-23). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя«. Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение.
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение.
  • По виду образов – абстрактное и конкретное.
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное.
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • типизация;
  • акцентирование;
  • схематизация;
  • агглютинация;
  • гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Сколько весит душа

Американский медик и биолог Дункан Макдугалл в начале ХХ века выдвинул свою версию подтверждения существования души. Он проводил исследования над людьми, которые находились при смерти.

С помощью весов, имеющих очень маленькую погрешность измерения, он взвешивал пациентов до перехода в иной мир и после него. Оказалось, что тело человека становится на 21,3 г легче. Макдугалл опубликовал результаты своих исследований, указывая на то, что нужно провести их множество для чистоты эксперимента.

Теория вызвала критику у скептиков. Но творческим людям пришлась по душе информация, что есть возможность измерить вес души. Идея приобрела популярность. После ученого измерения массы тела в момент смерти проводились неоднократно, но всегда результаты были разными — от 9 до 23 г, поэтому точности добиться не удалось.

Макдугалл проводил исследования над собаками. В эксперименте приняло участие 15 животных. В результате было выявлено, что масса тела животного после смерти не изменяется. Отсюда был сделан вывод, что в этих домашних питомцах души нет. Медика раскритиковали за то, что он специально травил животных для исследований.

В планах биолога был новый этап эксперимента. Он хотел запечатлеть душу, покидающую тело, на пленку. Но не успел этого сделать. В 1920 году Макдугалл умер. Его планы никто не воплотил в реальность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мake-up course
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: