Теория когнитивного диссонанса
Л. Фестингер предложил данную теорию на основе изучения восприятия человеком его ожиданий и реальности, а также того, как они соотносятся между собой. Он утверждал, что, если ожидания человека воплощаются в реальность в полной мере, индивид остается доволен и тогда у него возникают положительные эмоции. Если же реальность не соответствует его ожиданиям, возникает дискомфортное состояние и отрицательные эмоции. В таком случае человек начинает искать иной выход и тут возможно два варианта. Либо человек меняет когнитивный аспект в сложившейся ситуации, то есть меняет свои ожидания и отношение к реальности так, чтобы негативная эмоция нивелировалась, или же ищет способ изменить тот нежелательный результат, который он наблюдает в реальности и с ним не согласен.
Формулы эмоций
Формула Симонова
Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом Павлом Васильевичем Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.
Э = f (П (Ис-Ин))
где Э — эмоция, её степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ис-Ин) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.
Эта формула не применяется для получения конкретных количественных значений, а только для иллюстрации самого принципа формирования положительных или отрицательных эмоций различной силы.
Перечисленные выше факторы являются определяющими, необходимым и достаточными, однако следует учитывать также фактор времени (эмоция как кратковременный аффект или длительное настроение), качественные особенности потребности и индивидуально-типологические особенности субъекта. Из формулы следует, что вероятность удовлетворения потребности (сравнение значений ИС и ИН) влияет на знак эмоции, и отражательная функция эмоций совпадает с оценочной функцией.
Формула К. В. Анохина
В формуле Симонова фигурирует величина Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность ещё не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетворению потребности ещё не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям.
Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.
Теория эмоций К. Изарда
Она называется «Теория дифференциальных эмоций». Разработана американским психологом и специалистом в области психологии эмоций Кэрроллом Изардом. Данная теория получила свое название путем центрации на тех эмоциях, которые рассматриваются как разнящиеся переживательно-мотивационные процессы.
Фото Kelvin Yan on Unsplash
Данная теория наделяет эмоции функциями детерминант поведения с обширным диапазоном: от насилия и непреднамеренного убийства до самопожертвования.
По мнению Изарда, возникновение эмоций произошло в результате биологической эволюции, различающихся по трем центральным основаниям:
- биологические факторы в выполнении психической деятельности;
- пантомимика и мимика;
- специфика тех переживаний, которые испытываются человеком.
На основании перечисленного, Изард выделил десять базовых эмоций, которые есть фундаментом мотивационной системы человека. Они включают в себя:
- Радость
- Печаль
- Удивление
- Интерес
- Вина
- Презрение
- Отвращение
- Гнев
- Страх
- Стыд
Связь и всевозможные процессы сочетаний данных базовых эмоций генерируют все остальные эмоции.
Теория когнитивного диссонанса
Л. Фестингер предложил данную теорию на основе изучения восприятия человеком его ожиданий и реальности, а также того, как они соотносятся между собой. Он утверждал, что, если ожидания человека воплощаются в реальность в полной мере, индивид остается доволен и тогда у него возникают положительные эмоции. Если же реальность не соответствует его ожиданиям, возникает дискомфортное состояние и отрицательные эмоции. В таком случае человек начинает искать иной выход и тут возможно два варианта. Либо человек меняет когнитивный аспект в сложившейся ситуации, то есть меняет свои ожидания и отношение к реальности так, чтобы негативная эмоция нивелировалась, или же ищет способ изменить тот нежелательный результат, который он наблюдает в реальности и с ним не согласен.
Теория мимической обратной связи
Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.
Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.
Исследование Карни Ландиса
В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?
Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.
Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты
ПЕРЕКЛЮЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ
С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция — об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации — минимизации, равно применимый к человеку и животным, позволит преодолеть кажущуюся недоступность эмоций животных для непосредственного экспериментального изучения. (…)
Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая е.е наиболее сложные проявления. Надо лишь помнить, что оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию (Тихомиров, 1969).
Переключающая функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей по требности, которая становится вектором целенаправленного поведе ния. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностьк следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом Y стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легкс достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в небе». (…)
Потребностно-информационная теория эмоций[ | ]
Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта»
. Это утверждение можно представить в виде формулы:Э = −П × (Ин − Ис) ,
где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
Ис<�Ин эмоция приобретает отрицательный характер, а Ис>Ин — положительный.
Что такое эмоции и на что они похожи
Фото Charles Deluvio on Unsplash В переводе с латинского — эмоция «потрясаю, волную». Эмоции можно сравнить с палитрой цветов. Без эмоций, жизнь будет тусклой. Это все равно, что жить в сумерках. Некоторые люди говорят: «Я не хочу больше испытывать эмоции! Хочу быть безэмоциональным». Таким образом, ошибочно пологая, — если они перестанут испытывать эмоции, их жизнь станет лучше, легче.
На самом деле, есть люди, которые не испытывают эмоции. Эмоциональные нарушения могут быть связаны с аутизмом, психопатией или алекситимией — термин, означающий трудности, связанные со словесным описанием своего состояния.
Эмоции! Их ещё можно сравнить с приправой. Без них жизнь станет пресной. И в качестве доказательства, можно привести следующий пример: в эмоционально-чувственную сферу заложены телесные ощущения. Когда мы видим любимого человека, ощущаем бабочки в животе, или когда испытываем гнев, можем ощущать желудочный спазм.
Наш мозг приписывает каждому ощущению определенную ценность. Таким образом мы с тобой понимаем положительное оно или отрицательное, слабое или ярко выраженное.
Теории эмоций Анохина, Симонова и Фестингера.
От эмоций не нужно бежать или закрываться
Их важно понимать. В части эмоций, нет аксиомы
Но существуют авторитетные теории. В этой статье как раз о них и пойдет речь. Они приоткроют тебе завесу в мир эмоций.
Функции и теории
В человеческой жизни способность отвечает за выполнение нескольких функций:
- Определение значимости ситуации благодаря оценке силы раздражителя.
- Оценка действий как успешных или неудачных.
- Определение вероятного исхода событий, используя в качестве основы ощущения, предвосхищение.
- Выражение чувств при помощи телодвижений, мимики, жестикуляции, воспроизведения звуков.
- Побуждение для начала действия, которое призвано удовлетворить желания.
Чтобы выбрать количество информации, которое индивид может обработать из постоянного потока данных, мозг использует инструмент, называемый «нарушением структуры». Любое отклонение от привычных сенсорных моделей вызывает биологическую реакцию, которая и является эмоцией.
Резкие изменения в привычных состояниях (боль, удовольствие, голод, жажда, температура тела, частота дыхания) вызывают эмоциональные проявления. Люди более чувствительны к изменениям звука и аромата, чем к визуальным образам. Более интенсивно индивид реагирует на звуки.
Эмоции вызывают серьезные изменения во всем теле, особенно, в мышечном тонусе, энергетическом уровне, гормональном фоне, тоне голоса, выражении лица. Они обладают огромной способностью усиливать, искажать или полностью нарушать другие психические процессы. Например, сильный интерес может привести к обильному потоку мыслей и идей, а стыд делает невозможным сосредоточение.
По мнению ученых, изучающих анатомию, эмоции берут свое начало в примитивной лимбической системе. Дискретные (ситуативные) эмоциональные проявления эволюционно возникли раньше.
Хотя мозг меняется на протяжении жизни, лимбическая система почти полностью развивается на структурном уровне к 3 годам. По мере взросления эмоциональная реакция на изменения расширяется, появляется мышление.
Советский психолог Л. В. Выготский писал, что по мере взросления ребенка эмоции не подавляются, а, наоборот, расширяют свой спектр. Изменения в мышлении, воображении вызывают эмоциональный отклик. Медленно развивающиеся мыслительные паттерны позволяют детям выстраивать представление о мире, религии и отношение к нему.
Теория Кэннона-Барда
Американскими психологами была разработана таламическая теория эмоций, которая являлась противопоставлением периферической теории. Они считали, что определенная эмоция не может быть следствием физической реакции организма на раздражитель по нескольким причинам. Одна и та же телесная реакция может свидетельствовать о разных эмоциях, а при одном и том же эмоциональном состояние могут возникать совершенно различные физиологические проявления. Ученые пришли к выводу, что эмоциональная реакция появляется примерно одновременно с физиологической. А телесная реакция обусловлена активной работой таламуса, который находится в головном мозге, и получая сигнал о внешнем раздражителе, запускает процессы, направленные на возникновение и физиологической и эмоциональной реакции. Таким образом вышеуказанные реакции организма протекают параллельно.
Зарубежные теории эмоций
Г. Мюнстерберг, отмечая побудительную и усиливающую (энергетическую) роль эмоций, писал: «…Эмоция должна направлять весь организм к действию какого-нибудь одного определенного рода
Подобно тому, как внимание дает концентрацию представлений против всех мешающих, соперничающих представлений, точно также эмоция дает концентрацию реальности и задерживает все остальные возможные деятельности. …Эмоция – это органическая волна, которая проходит через всю ЦНС, подавляя и устраняя все, что не имеет отношения к источнику эмоционального возбуждения».
Психоорганическая теория эмоций
Теория Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций детерминировано внешними воздействиями как в произвольной двигательной сфере, так и в непроизвольной. По сути, здесь связываются ощущения данных изменений и сами эмоциональные реакции. Источниками эмоций выступают органические изменения. Они отражаются в психике человека через специальную систему обратной связи, а затем уже таким образом вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Таким образом, эмоции возникают посредством внешних раздражителей через органические ощущения индивида.
Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера. Суть данной концепции заключается в том, что эмоциональная реакция оказывается подвергнутой воздействию прошлого опыта человека, а также его собственной оценки той или иной ситуации. Разумеется, в данной теории также не опровергается воздействие внутренних телесных стимулов на эмоциональное состояние индивида. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей.
Теория Вундта
Вильгельм Вундт, как основоположник структурализма рассматривал структурный аспект эмоций. Он полагал, что любое эмоциональное состояние имеет определенное значение в некотором измерении в зависимости от своей интенсивности.
Его теория также называется трехмерной, поскольку имеет три градации: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Некоторые состояния включают себя одно или два измерения, а более сложные – все три. Для примера, рассмотрим эмоцию гнева. Данную эмоцию можно представить, как неудовольствие + возбуждение + напряжение. Таким образом каждая эмоция состоит из определенной комбинации, которую можно сложить из вышеуказанных пар переживаний.
Теория основных эмоций
Термин «основные эмоции», который будет
использоваться ниже в качестве синонима аналогичного термина «основные
эмоции», также характеризуется многочисленными толкованиями. Если для
прародителей психоанализа 3. если для Фрейда и Дж. Уотсона бихевиоризмом главной
чертой «основности» была врожденная, инстинктивная природа эмоции, то
для М. Арнольда основными эмоциями являются все те реакции, которые возникают
при оценке трех аспектов стимулирующей ситуации: является ли для нас аффект
«хорошим» или «плохим», представляет ли он что-то настоящее
или нет, и сможем ли мы с этим легко справиться или избежать. Для одного из
ранних сторонников этого подхода Карла Йоргенсена основным показателем основных
или «фундаментальных» эмоций, как он их называет, является отсутствие
связи с каким-либо когнитивным содержанием.
Макдугалл связывает первичные эмоции (как простейшие и далее
не поддающиеся сопоставлению) с основными инстинктами: 1) инстинкт бегства и
эмоция страха, которые, по его мнению, служат фактором социальной дисциплины,
учат людей контролировать свои эгоистичные порывы; 2) инстинкт отвращения и
эмоция отвращения; 3) инстинкт любопытства и эмоция неожиданности; 4) инстинкт
сопереживания и эмоция гнева; 5) инстинкт самоуничтожения (или покорности) и
эмоция покорности; 6) инстинкт самостоятельности и эмоция самоуважения; 7)
родительский инстинкт и эмоция нежности.
Один из самых известных продолжателей этого направления,
Роберт Пласик, также уделяет особое внимание тому, какие эмоциональные явления
являются первичными, а какие производными, подчеркивая общие характеристики
«первичных эмоций». По словам Пласика, эмоции можно считать
первичными, если:
- они имеют отношение к базовой биологической
адаптивности] процессы; - могут быть найдены в той или иной форме на всех
эволюционных уровнях; - не зависят в своем определении от конкретных
нейрофизиологических структур или частей тела - не зависят от самоанализа в своем определении
(хотя я могу его использовать); - может быть определена в первую очередь
поведенчески.
Эта модель признает роль отрицательных эмоций как
«сигналов бедствия» и оценивает дисбаланс активации, но в целом
приписывает им дезорганизующую функцию.
Наиболее подробное описание термина «базовые
эмоции» можно найти у Кэрролла Изарда (Carroll Izard), который также
определяет пять критериев для определения того, можно ли классифицировать ту
или иную конкретную эмоцию как «базовую».
- Основные эмоции имеют выраженные и специфические
нервные субстраты. - Основные эмоции проявляются в выразительной и
специфической конфигурации мышечных движений лица (мимика). - Основные эмоции включают в себя особый и
специфический опыт, реализованный человеком. - Основные эмоции возникли в результате
эволюционных и биологических процессов. - основные эмоции оказывают организующее и
мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
Влияние уровня развития внимания на учебную успеваемость подростков — Внимание как психологический феномен
Психотерапия сексуальных расстройств
Особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Изотерапия как метод психологической коррекции
Мотивационная сфера спортсменов-инвалидов разных нозологических групп
Воображение и внимание
Взаимосвязь тревоги и депрессии
Социально-педагогическая поддержка подвергшихся насилию детей
Влияние семейного воспитания на формирование Я-образа ребенка — Роль семьи в социализации личности
Общение как средство речевого развития дошкольников — Роль речевого общения в развитии детского языка
Функциональная система анатомия. Функциональные системы организма
Еще
в 30-е годы ученик И.П. Павлова – Петр
Кузьмич Анохин, в последующим академик
АН СССР – поставил вопрос: каким образом
живой организм как совокупность отдельных
органов и систем выполняет свои задачи?
Каким образом он достигает положительных
для организма целей? П.К. Анохин
предложил свою концепцию для объяснения
проблем управления. Она получила название теория
функциональных систем (ФУС). В последующие годы теория была развита
и в настоящее время является одной из
ведущих теорий, объясняющей принцип
нервной регуляции, принципы управления
в живых системах.
ФУС
– это динамическая
организация деятельность которой направлена на
совершение какого-либо конечного
полезного приспособительного результата
(КППР) .
Функциональных систем в организме
много, каждая из которых отвечает за
какой-то полезный результат. Например,
ФУС, обеспечивающая постоянство газов
крови, отвечает за оптимальное содержание
кислорода и углекислого газа в крови.
Теория
функциональных систем предполагает,
что в организме имеется управляющее
устройство, которое управляет многими
органами, входящими в данную ФУС и
работающее ради получения положительного
приспособительного результата. Каждая
ФУС создается ради получения положительного
для организма результата. Таким образом,
по П.К. Анохину, результат действия –
это системообразующий
фактор ,
именно результат образует систему.
Любая ФУС по мнению
П.К. Анохина состоит из следующих
компонентов: 1) конечный полезный
приспособительный результат – это
ведущее звено ФУС, так как от степени
отклонения конечного результата зависит
формирование ФУС. Любой КППР (артериальное
давление, температура тела, газы крови
и т. д.) находится в организме на каком-то
оптимальном уровне. При отклонении КППР
от оптимального уровня (в сторону
увеличения или уменьшения), начинает
формироваться ФУС работа которого
направлена на возвращение КППР к
оптимальному уровню; 2) специфические
рецепторы – для каждого КППР имеются
специфические рецепторы, которые
начинают возбуждаться при отклонении
КППР от оптимального уровня. Заметим,
что в рефлекторной дуге первым звеном
является рецептор, а последним –
результат; 3) афферентный путь по
которому идут сигналы в ЦНС, свидетельствующие
об отклонении КППР от оптимального
уровня. Различают афферентный нервный путь (от специфических рецепторов к
ЦНС) и гуморальный афферентный путь (непосредственное изменение КППР
воздействует на ЦНС током крови); 4) ЦНС (по П.К. Анохину «центральная архитектура»),
который, в свою очередь, состоит из
определенных звеньев они будут рассмотрены
несколько ниже. Здесь отметим, что ЦНС
включает несколько уровней: а) низший
уровень, расположенный в спинном мозгу;
б) нервные центры, расположенные в
области продолговатого или среднего
мозга; в) высший уровень, расположенный
в коре больших полушарий; 5) эффекторы
(рабочие органы) . Заметим, что в ФУС,
в отличии от рефлекторной дуги, несколько
эффекторов. Количество эффекторов в
ФУС зависит от степени отклонения КППР
от оптимального уровня и постоянно
изменяется (в связи с этим ФУС – это
динамическая организация , так как
количество эффекторов в ней постоянно
меняется); 6) поведение – это внешнее
звено ФУС. Это звено включается в работу
после того, как все эффекторы, входящие
в данную ФУС, задействованы, но КППР не
возвращается к оптимальному уровню.
Таким образом, внешнее звено ФУС начинает
функционировать после исчерпания
внутренних резервов организма. Первый
признак исчерпания внутренних резервов
– это появление отрицательных эмоций .
С этого момента начинает включаться в
работу ФУС высший уровень ЦНС – кора
больших полушарий , возникает система
осознанных двигательных актов, которая
проявляется в том или ином поведении.
При этом поведение направлено на
удовлетворение внутренней потребности
организма , то есть поведение должно
быть таким, чтобы вернуть КППР к
оптимальному уровню.