Различия житейской и научной психологии
Чтобы лучше понять, что из себя представляют эти два направления, нужно их сопоставить. Различия житейской психологии и научной:
Характер знаний
В отличие от житейской, научная психология строится на обобщенных данных, которые классифицируются и встраиваются в общую «таблицу» всего научного похода. Они во многом абстрактны, рациональны и осознанны. Характерная черта житейской психологии заключается в том, что полученные в ней знания конкретны, относятся к жизни и опыту определенного человека. В то же время, они часто не рациональны, а интуитивны.
Способ передачи знаний
Говоря о научной психологии, ее накопленные данные передаются через специальную литературу, педагогов и профессионалов своего дела, причем передаются в полном объеме и в точности, с приведенными конкретными научными фактами.
Особенность житейской психологии в том, что ее знания передавать затруднительно, они часто искажаются, меняют смысл, а порой и просто не применимы к другим людям.
Источник получения информации
Это ключевое отличие между научной и житейской психологией. В первой применяются объективные способы, например, метод экспериментов, статистический сбор данных, тестирование, метод моделирования ситуаций.
Признак житейской психологии – субъективные методы, например, наблюдение, беседа.
Объем знаний
Отличие житейской и научной психологии в том, что в первом случае знания сильно ограничены, они существуют в рамках опыта одного или нескольких людей и не могут охватить весь объем, тогда как в науке постоянно возникают новые течения, направления, проводятся исследования, совершаются открытия и происходит обобщение и анализ полученных данных.
Стадия элементарной сенсорной психики
В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретными животными в процессе его жизни.
^ Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существование (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение жизни.
Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление существует у всех животных.
Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное. Например, как только насекомое попадает в паутину, паук бежит к нему и опутывает своей нитью. Что вызывает это поведение паука? Вибрация паутины, передающая вибрацию крыльев насекомых. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве, но стоит возобновить вибрацию, как паук вновь начинает двигаться. То, что именно вибрация паутины обусловливает поведение паука, доказывает следующий опыт: вибрирующий камертон, поднесенный к паутине, вызывает движение паука, в то же время вибрация крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной непосредственно к пауку, заставляет паука обратиться в бегство.
Невольно возникает несколько вопросов. Во-первых, чем объясняется побудительное действие тех или иных свойств предметов и, во-вторых, почему вообще возможно какое-либо поведение животных? Ответ на первый вопрос прост: вибрация паутины устойчиво связана у паука с поглощением и усвоением им пищи – насекомого, попавшего в паутину. Следовательно, подобное поведение животных имеет биологический смысл, поскольку связано с удовлетворением биологических потребностей, в данном случае с поглощением пищи.
Следует отметить, что биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды. Если, например, проголодавшуюся жабу начать кормить червями, а потом положить перед ней спичку и комок мха, то она схватит спичку, имеющую, подобно червям, удлиненную форму. Но если предварительно кормить жабу пауками, то она не обратит внимания на спичку и схватит мох. Округлые формы приобрели теперь для нее смысл пищи.
Эта стадия развития, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.
Реальное соотношение житейской и научной психологии
Понятие «житейской психологии» включает в себя приобретение психологических знаний путем самонаблюдения, просмотра различных жизненных ситуаций или во время взаимодействия с окружающими людьми или средой. Восприятие мира человеком в донаучной психологии было обусловлено его повседневными занятиями и накапливанием опыта. О психических особенностях и характерах других людей было можно догадаться по их поведению и поступкам.
Противопоставление житейской и научной психологии в получении психологических знаний открыто демонстрирует основные различия между дисциплинами. В житейской психологии это было связано с размышлениями над конкретными событиями. Выводы можно было сделать довольно простые, так как найти причину происходящего казалось не так уж и сложно. Они нашли отражение в народных пословицах. Например: «Не зная броду, не лезь в воду», «Чужая душа — потемки» или «Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит».
Житейская психология ограничивалась объяснениями отдельных фрагментов бытия, поэтому в психологических знаниях людей отсутствовала системность. На их мировоззрение оказывало существенное влияние отсутствие целесообразных способов изучения окружающей действительности. Но даже, несмотря на топоцентрическое содержание знаний, привязанных к месту, где обитало человеческое сообщество — род или племя, они могли быть весьма актуальными и значительными.
Их зарождение, по мнению современных психологов, было обусловлено следующими проявлениями психики:
- эмоциональными состояниями — аффектом, страхом, фрустрацией;
- сновидениями;
- чертами характера — трудолюбием, самостоятельностью, правдивостью или жадностью, эгоизмом.
В отличие от житейской научная психология более всего настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, учитывает факты, полученные опытным путем, занимается разработкой методов систематизированных наблюдений, моделирования, анализом документов. В научной психологии есть способы измерения психических явлений, результаты которых могут быть проверены.
Житейская и научная психология: сравнение характеристик
Человеческая жизнь состоит из различных взаимосвязей и отношений, причем психические, составляют явное большинство. Можно предположить, что люди — носители житейской психологии. Они получают постоянный опыт из различных ситуаций, умеют или не умеют использовать ее возможности. Соотношение житейской и научной психологии вызывает неподдельный интерес у многих современных людей, интересующихся особенностями поведения индивида в различных социумах. У житейской психологии есть ряд отличий от научной.
Среди них, например, такие:
Процессы | Житейская психология | Научная психология |
Получение знаний | Приобретение опыта отдельным индивидом в конкретной ситуации, в результате метода практических проб, носит интуитивный характер | Абстрагированный опыт, понятийно оформленный, полученный с помощью систематизированных, целенаправленных, инструментально-оснащенных методов получают различные научные сообщества и объединения психологов |
Пути сохранения знаний | Эмпиричные и безразличные к логической составляющей. Длительное время сохранялись и передавались в устной форме, в виде пословиц и поговорок. А также в личном опыте субъекта и
в произведениях художественной литературы |
Систематизированные знания, в виде гипотез, теорий и аксиом целенаправленно углубляются и аккумулируются. Сохраняются в письменных трудах, созданных в результате исследований. |
Воспроизведение знаний и способы их передачи | Являются легкодоступными, но в большинстве случаев зависят от личного опыта. Передаются устным путем, во время общения и от поколения к поколению | Условия получения знаний всегда заранее определены. Знания систематизированы и в них легко ориентироваться. Служат базой при проведении новых практических исследований и теоретических разработок |
Разница в подаче материала | Обычная разговорная речь | Специфический научный язык, точно описывающий происходящее, с обилием иностранных терминов |
В житейской психологии осуществляется переход от наблюдения и объяснений конкретных поступков к обобщенному пониманию поведения и мыслей человека. Для научной психологии характерен рациональный подход, использование абстрактно-научных категорий, высокий интеллектуализм.
Современные психологи черпают свои идеи из житейской психологии, признанной начальным этапом изучения психологических явлений и процессов, а также рационального познания мира.
Житейская психология
Житейская психология — психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Критерий истинности таких знаний — правдоподобность и полезность в повседневных жизненных ситуациях.
Отличия житейской психологии от научной:
- Житейский опыт индивидуален, а наука стремится к универсальности знания.
- В жизни мы опираемся на эмпирические обобщения, в науке — на теоретические обобщения, которые основаны на скрытых свойствах объектов
- Житейский опыт ориентирован на практический эффект, наука — на знания как самостоятельную ценность.
- В жизни не вырабатываются и не обсуждаются методы познания, в науке это принципиально.
Например, если мы откроем паблик вконтакте с названием “Психология” или “Цитаты мудрых людей”, то мы с точностью 99,9% попадем в копилку “народной мудрости” из области житейской психологии. Также они находят свои отражения в книгах, блогах, песнях, фильмах и других видах авторского и коллективного творчества.
Дальше приведу примеры тезисов житейской психологии (взято с просторов интернета без указаний авторства).
Я думаю, мысль понятна. Это то самое, что репостят себе девочки и мальчики, чтобы показать свою жизненную мудрость и поделиться тем, что самостоятельно сформулировать не получается. Пользы в этих словах мало: они либо констатируют факт, либо отражают общепринятые моральные принципы, либо заставляют поспорить с ними, ибо не универсальны.
Характеристика данного процесса
Личность способна воспринимать реальный мир, находить свое предназначение, иметь развитие внутреннего мира лишь благодаря этому процессу. К сожалению, не каждый индивид верно отражает эти явления – такая проблема возникает у людей, имеющих психические отклонения. Рекомендуем: Осмысленность — это
Что же касается здорового человека, то у него существуют такие критерии психического отражения:
1. Динамичность. В течение жизни у каждого человека видоизменяются мысли, установки и чувства. Именно поэтому может измениться и психическое отражение, ведь различные обстоятельства очень существенно на него влияют.
2. Активность. Данный процесс не может сосуществовать с пассивным поведением или регрессом. Благодаря этому качеству психики индивид, сам того не понимания, постоянно ищет наилучшие и самые комфортные условия.
3. Объективность. Личность постепенно развивается, поэтому и психика получает постоянный прогресс. Так как мы изучаем окружающую среду благодаря деятельности, психическое отражение объективно и закономерно.
4. Субъективность. Несмотря на то что данный процесс объективен, но на него также влияет и прошлое индивида, его окружение и собственный характер. Именно поэтому характеристика включает субъективность. Каждый из нас смотрит на один и тот же мир и события по-своему.
Рекомендуем: Понятие объективности в психологии
5. Скорость. Наше умение молниеносно решать какие-то задачи существует благодаря психике. Оно имеет право именоваться превосходящим действительность.
Особенности процесса
Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями.
Активность
Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.
Целенаправленность
Каждый человек действует в соответствии с решаемой задачей. Никто не будет проводить время за каким-то занятием просто так, если оно не приносит материального или же морального удовлетворения. Психическое отражение характеризуется осознанностью и намеренным стремлением к преобразованию существующей действительности.
Динамичность
Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям.
Неповторимость
Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию. В соответствии с данным обстоятельством каждый человек отражает психическую реальность сообразно своим индивидуальным качествам характера. Внутренний мир человека настолько многообразен, что нельзя подходить ко всякому с одинаковой меркой.
Опережающий характер
Отражая предметы и явления окружающего мира, индивид создает себе своеобразный задел на будущее: он действует для привлечения лучших и значимых условий в свою жизнь. То есть каждый из нас всегда стремится к полезному и нужному прогрессированию.
Объективность
Психическое отражение, хотя и характеризуется субъективностью, индивидуальностью, но все-таки содержит набор определенных параметров для того, чтобы всякий такой процесс был правильным, завершенным и полезным.
Особенности психического отражения способствуют формированию адекватного восприятия человеком этих процессов.
Уровень представлений
Второй уровень тесно связан с воображением и творческими способностями личности. Представления возникают в голове человека тогда, когда на основе имеющихся образов в результате определенных мыслительных действий формируются новые модели окружающего мира и суждения.
Такой феномен, как творческая деятельность, безусловно, в большинстве случаев зависит от того, насколько развита у личности эмоционально-образная сфера. Если индивид обладает яркими художественными способностями, то у него будут складываться свои представления сообразно тому, как часто и быстро новые образы будут взаимодействовать с уже имеющимися.
Виды рефлексии в психологии
Рефлексия может проявляться в различных сферах деятельности человека. При этом в зависимости от уровня личностного самопознания она будет различаться по характеру своего проявления.
Основываясь на том, на какую область психической деятельности направлено внимание сознания, выделяют 5 форм рефлексии:
-
Личностная рефлексия – это форма осмысления внутреннего содержания самой личности. В процессе этого осмысления психикой производится эмоционально-оценочная деятельность. Анализ в таком случае будет направлен на значимые компоненты личности: мотивы и потребности, цели и идеалы, способности и возможности.
-
Логическая рефлексия является наиболее рациональной формой, при которой анализ направляется на познавательные процессы и выявление особенностей мышления, памяти, внимания. Такая форма рефлексии имеет большое значение в учебной деятельности.
-
Когнитивная рефлексия также наблюдается в области обучения и познания. При этом, в отличие от логической, целью ее анализа выступает содержание и качество знаний наряду с их соответствием требованиям других людей (учителей и преподавателей). Когнитивная рефлексия становится помощником в учебной деятельности. Она помогает расширению кругозора, позволяет адекватно оценить свои профессиональные качества и наметить пути их успешного применения в работе.
-
Межличностная рефлексия предполагает осмысление и оценивание наших взаимоотношений с другими людьми, анализ своих поступков по отношению к окружающим, определение причин конфликтов.
-
Социальная рефлексия – в психологии это означает процесс осознания человеком отношения к нему окружающих людей. Проанализировав характер их оценок, индивидуум стремится откорректировать свое поведение соответствующим образом.
Рефлексия предполагает не только анализ пережитого и прошлого опыта, но и прогнозирование развития событий в будущем. С точки зрения временного аспекта оценочной деятельности выделяют 2 вида рефлексии:
Ретроспективная рефлексия направлена на осмысление уже произошедших в жизни событий. Это оценка своих действий и поступков, проявленных в них сильных и слабых качеств, побед и поражений. Ретроспективная рефлексия предполагает анализ причин, приведших к хорошим или плохим результатам, определение для себя выводов на будущее. Этот вид рефлексии является важным для человека, поскольку, анализируя свои ошибки, мы учимся избегать их в будущем.
Определение психики по Гальперину п.Я.
Психика — это особое свойство высокоорганизованной материи. Это короткая, лаконичная формула, и чтобы лучше передать ее реальный смысл, ее содержание следует несколько расширить.
Во-первых, он утверждает: психика — это свойство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (объект, процесс, явление, сила), как считалось в до- и внемарксистских учениях о психике.
Психика — это свойство высокоорганизованной материи; не просто любой материи, а только высокоорганизованной — и поэтому появляется относительно поздно, на высокой стадии развития мира. На языке современного естествознания это можно объяснить просто: Психика появляется только в живых телах, в организмах, причем не во всех животных, а только в тех, которые ведут активную, подвижную жизнь в сложно структурированной среде16. К постоянным изменениям этой среды и своего положения в ней они должны активно и постоянно адаптировать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения — психической деятельности.
Психика как свойство, возникающее только у высокоорганизованных существ, является свойством не универсальным и первичным, а вторичным и производным. Он предполагает существование механизмов, которые его производят, и его несомненную полезность для организма, которая оправдывает это производство.
Психика — это особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особенность» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. Под углом зрения диалектического материализма эта «особенность» имеет совсем другое значение. Оно обозначает, во-первых, несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее порождают и составляют ее физиологическую основу, и, во-вторых, выделение и разграничение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: лишенных и наделенных психической деятельностью.
Какое конкретное содержание имеется в виду, когда говорят об идеале? Прежде всего, это картина, изображение объекта, процесса или явления. Но это образ объекта, а не сам объект, и в этом смысле он является другим, идеальным объектом. Этот другой объект является «идеальным» в двух отношениях. Во-первых, его характеристики — сколько бы их ни было и в каком бы сложном сочетании — представлены в изображении изолированно, отдельно от других характеристик оригинала или его материального отражения, без которых ни одна «вещь» не может существовать в реальности. Во-вторых, это выделение особенностей образа из других особенностей реально существующих вещей и из его оригинала или его отражения представляется как очищение образа от всего несущественного. Образ раскрывается как объект, представленный только в своих существенных чертах; отсюда, кстати, и соединение терминов «идеальный» и «совершенный». Психологическое преимущество такого отражения объекта в виде образа, в котором представлено только то, что существенно для физического или умственного действия, очевидно. Но у этого преимущества есть и обратная сторона: образ раскрывается как вещь, свободная от ограничений материальных вещей, как идеальное существо. Это иллюзия мысли, которая начинает думать об образах, имея только те представления, которые она приобрела в опыте с физическими вещами.
В отличие от материала, который существует независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеал — это не способ бытия, а та совокупность свойств объекта, которая раскрывается перед субъектом — способ, которым объект предстает перед субъектом. Это соответствует известному определению идеального у К. Маркса: «…идеальное есть не что иное, как пересаженная в человеческую голову и преобразованная в ней материя» п. В таком виде идеальное является для субъекта лишь содержанием психического отражения объективного мира.
Что такое научная психология
Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.
Источники научной психологии:
- книги, научные статьи и другие публикации;
- эксперименты;
- учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).
Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.
Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.
Отражение, психика, сознание
При изучении данной темы необходимо проанализировать позицию о психике как особой форме отражения субъектом объективной реальности;о психике как свойстве мозга;о сознании как высшей ступени развития психики. При анализе структуры психических явлений необходимо учитывать особенности психических процессов, состояний и свойств личности, а также их взаимосвязь в жизнедеятельности субъекта.
Психика, психологические явления рассматриваются в психологии как особая форма отражения субъектом объективной реальности.
Рассматривается структура предмета психологической науки:
1) отношение психики к внешнему миру как субъективному отражению действительности (психофизическая проблема);
2) отношение психики к ее материальному носителю (психофизиологическая проблема), когда она выступает как функция высокоорганизованной материи (мозга).
Согласно материалистической концепции психического бытия, вся материя обладает свойствами отражения, то есть способностью реагировать на воздействие окружающей среды. Психическая сфера возникает в процессе развития материи, переходя от низших форм к высшим, и является свойством высокоорганизованной материи (мозга).
Психическое отражение как свойство органической материи имеет качественную особенность: активность и субъективность. Деятельность психического отражения подразумевает отбор и сложную переработку информации об окружающем мире, предвосхищение событий, определенное отношение к тому, что отражается. Субъективность психического отражения заключается в преломлении влияния предметов и явлений на человека через его внутренний мир — знания, опыт, индивидуальные особенности, отношение к отражению и т.д. Субъективность отражения не означает, что человек не может адекватно воспринимать реальность. Психическое отражение возникло естественным образом в процессе биологической эволюции. Развитие форм отражения в филогенезе проходит через стадии раздражимости, чувствительности, стадию элементарной сенсорной психики и стадию интеллекта. В ходе эволюции психическое отражение начинает выполнять функцию ориентации организма в окружающей среде и регуляции его поведения.
С появлением человека связана высшая форма психического развития — сознание. Содержание человеческого сознания зависит от социальных условий жизни, бытия. Основными факторами формирования сознания являются совместная трудовая деятельность людей и связанное с ней общение посредством языка, речи. Для сознания как формы отражения характерны следующие особенности:
- наличие запаса знаний человека о мире и о себе; активное, целенаправленное приобретение знаний в виде идей, принципов, норм и т.д;
- не только отражение действительности, но и отношение к ней (отражение социальных отношений, эмоциональная оценка межличностных отношений и т.д.);
- Обеспечение целенаправленности действий человека; осознание способности устанавливать причинно-следственные связи и предсказывать будущее, создавать новое.
Высшей формой проявления сознания является самосознание. Она характеризуется различением собственного «Я» и «не-Я», установлением определенного отношения к себе.
Бессознательное — форма отражения действительности, при которой отдельные компоненты психического акта не осознаются (например, двигательный автоматизм с ослабленным сознательным контролем; реакция на неосознаваемые стимулы; импульсы к деятельности без осознанной причины и цели). В процессе деятельности может происходить переход психических явлений из сферы сознания в сферу бессознательного и наоборот.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- План воспитательной работы летнего лагеря
- Технологии развития личности
- Эмоциональный интеллект старших дошкольников как условие школьной зрелости
- Социально-психологический климат в коллективе и его анализ
- Повышение грамотности речи как составляющая часть тренинга коммуникативной компетентности
- Преимущества групповой терапии по сравнению с индивидуальной
- Основные виды умственных операций
- Психология религии
- Влияние акцентуаций характера на девиантное поведение личности — Развитие представлений о девиантном поведении
- Карл Рэнсом Роджерс, американский психолог
Мудрость или субъективное понимание мира
Особенности житейской психологии заключаются в том, что наблюдения зависят от личного опыта, происшествий, происходящих вокруг личности. Человек субъективно понимает особенности мира, психологические закономерности. Еще одно название житейской психологии — мудрость.
Существует три источника развития этой отрасли психологии:
- Совместная деятельность с другими людьми.
- Общение с окружающими.
- Новые знакомства, отношения.
Чтобы показать свою жизнь через мудрость, субъект может применять разные инструменты:
- музыка;
- книги;
- картины.
Они помогают другим прочувствовать внутренний мир автора. Самыми яркими примерами опытных психологов являются личности, у которых работа сопряжена с постоянным общением.
Особенности и этапы развития рефлексии
Первый этап развития способности к рефлексии приходится на раннее детство, когда ребенку исполняется 3 года. Этот возраст характеризуется тем, что малыш начинает осознавать себя как самостоятельного субъекта деятельности. Он старается определить свои границы, что ему можно делать, а что нельзя. При этом хочет доказать окружающим, что он тоже взрослый, и нередко проявляет упрямство и отказывается слушаться.
В это время малышу приходится усваивать нормы социального поведения и принимать требования. «Можно» и «нельзя» осваиваются им на поведенческом уровне. В этом возрасте ребенок не может овладеть ни самоанализом, ни самооценкой, ни, естественно, самокритикой.
Второй этап совпадает с началом учебной деятельности и приходится на возраст 6-10 лет. Этот период жизни сопровождается развитием рефлексии в области образовательных активностей. В этом возрасте у ребенка формируются первые навыки социальной рефлексии и элементы самоанализа.
На 11-15 лет – подростковый возраст – приходится третий этап. В это время происходит становление личности подрастающего человека. Рефлексия в этот период может проходить очень активно и болезненно. Дети познают себя как личность, ищут в себе достоинства и недостатки, которых, конечно же, находят больше. Это вызывает сильные переживания – недовольство своей внешностью, осознание различий со сверстниками, стремление к признанию.
Поскольку подростковый возраст отличается повышенной эмоциональностью, в сочетании с неустойчивостью нервной системы это приводит к гипертрофии переживаний
Развитие рефлексивной деятельности в пубертатный период очень важно. Но подростку трудно самому ее регулировать
Хорошо, если взрослым удается оказать ему поддержку в это время.
✕
5 критических ошибок в отношениях, о которых должен знать каждый
Из-за этих ошибок распадается 90% отношений
5 критических ошибок в отношениях
7 вещей, которые нельзя требовать от мужчин
4 правила идеальных отношений
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали
Четвертый этап выпадает на раннюю юность – 16-20 лет. Если личность формировалась правильно, то в этом возрасте в полную меру проявляют себя способности к рефлексии и возможность управления ею. При этом даже проявление самокритики не помешает адекватно и рационально оценивать свои силы.
Характеристика психического отражения
Человек способен воспринимать окружающий мир, находить себя в деятельности, развиваться и расти в духовном отношении, только благодаря психическому отражению. Однако далеко не все люди правильно отражают окружающие явления. Это происходит в том случае, если у них есть проблемы с психикой. Однако у психически здорового человека наблюдаются следующие характеристики психического отражения:
Динамичность.
В процессе жизни у людей меняются обстоятельства, мнения и условия. Поэтому психологическое отражение может измениться под влиянием внешних факторов.
Активность.
Психологическое отражение – это активный процесс, он никак не ассоциируется с пассивностью или зеркальностью. Благодаря этому свойству психики человек, сам того не осознавая, занимается поиском адекватных для себя условий.
Объективность.
Человек постоянно совершенствуется, поэтому и психика претерпевает различные изменения. Так как мы познаем мир в практической деятельности, то психологическое отражение объективно и обосновано.
Субъективность.
Хотя психологическое отражение объективно, на него влияет прошлое человека, личностные качества, окружающие люди. Поэтому к характеристикам относят и субъективность. Все люди видят один и тот же мир, одни и те же обстоятельства, однако видим и воспринимаем мы их по-разному.
Скорость.
Благодаря психике мы способны с большой скоростью принимать решения. Отражение можно назвать опережающим действительность.
К особенностям психического отражения относится:
— отражает действительность на практике;
— самосовершенствование и личностное развитие;
— опережающий характер;
— прояление индивидуальности личности;
— формируется только на основании активной деятельности человека;
— контролирует поведение индивидуума.