Что такое ИНДУКЦИЯ – простыми словами.
Индукция
или Индуктивное рассуждение — это
метод построения логического умозаключения основанный на принципе: от частного к общему. Так к примеру, если мы видим, что гипотетический Сережа умер, и он является человеком, то можно предположить, что все люди смертны
.
Подведя итог, можно сказать что:
Индуктивные и дедуктивные рассуждения — это два противоположных, но не исключающих друг друга подхода, которые можно использовать для оценки выводов. Дедуктивное рассуждение предполагает наличие общего утверждения, из которого в дальнейшем и строится вывод о частном случае. С другой стороны, индуктивное рассуждение берет за основу серию частных случаев из которых и формируется общая теория
Подходы имеют различия, но важно понимать, что как индуктивное, так и дедуктивное рассуждение может оказаться ложным особенно если исходная предпосылка аргументации неверна. Оптимальным вариантом при построении логических выводов является использование комбинации этих методов
Жизнь постоянно заставляет нас принимать какие-либо решения. И мало кто задумывается о том, что размышления о происходящем строятся по вполне конкретным схемам. Раскроем подробней эту тему, а точнее, выясним, чем отличается дедукция от индукции.
Характеристика дедукции
Дедукция и индукция – это логико-методологические процедуры, применяемые в процессе рассуждения.
Определение 1
Под дедукцией понимают логико-методологическую процедуру, обеспечивающую в процессе рассуждения переход от общего к частному.
В логике было бы более точно употреблять термин «дедуктивное рассуждение», но часто его заменяют более коротким «дедукция». Речь идет не о методе, а о более узком значении – об умозаключении, в рамках которого производится построение общего вывода на основании частных посылок. Если взяты истинные посылки и соблюдена правильная форма рассуждения, будут получены и истинные заключения (следствия). Дедуктивное рассуждение предусматривает отношение логического следования между посылками и заключением. При этом информационная составляющая логического заключения (его логическое содержание, без учета нелогических терминов) представляет собой часть совокупной информационной составляющей посылок. Термин «дедукция» здесь выступает в роли синонима термина «вывод», как обозначение конкретных выводов из посылок некоторых следствий. Поэтому в логике понятия дедукции, следствия и вывода находятся в тесной связи.
Метод дедукции применяется во всех сферах научного познания; он играет ключевую роль в процессах построения эмпирического знания и перехода к теоретическому знанию. Дедукция позволяет сделать вывод частного характера, опираясь на общие знания. Поэтому в дедукции хотя бы одной из посылок обязательно должно быть общее суждение. Если такое суждение было получено в ходе индуктивного рассуждения, дедукция расширяет объем полученного знания, тем самым дополняя индукцию. Дедукция проявляет наибольшее познавательное значение, если в качестве посылки берется не простое индуктивное обобщение, а новая научная идея, какое-то гипотетическое предположение – тогда дедукция превращается в отправную точку для новой теоретической системы. Так создается теоретическое знание, которое способно предопределить дальнейшие эмпирические исследования. Общая закономерность такова:
- на начальных стадиях научного исследования ведущая роль отводится индукции,
- по мере развития научного знания возрастает значение дедукции.
Научно-теоретические дедуктивные системы строятся на следующих компонентах:
- совокупность исходных утверждений и терминов – исходный базис;
- правила вывода и определения – логические средства;
- совокупность предложений (утверждений), получаемых из исходного базиса путем применения логических средств.
Значение дедукции в логике столь велико, что формальную логику нередко определяют как теорию дедукции. За пределами дедуктивной логики расположены правдоподобные рассуждения и индуктивные методы. Дедуктивная логика исследует логические системы, или исчисления – способы рассуждения с типовыми высказываниями.
Традиционная логика рассматривает сравнительно небольшую часть дедуктивных умозаключений, при этом точные критерии логической правильности рассуждений в ней отсутствуют. Современная символическая логика использует методы формализации, построение формальных семантик и логических исчислений, аксиоматический метод, что позволяет исследовать дедуктивные умозаключения на качественно ином теоретическом уровне. Благодаря использованию средств современной логической теории вся совокупность форм корректных дедуктивных умозаключений задается в рамках формализованного языка.
Методы мышления
Человек может по-разному оперировать понятиями и суждениями, чтобы прийти к выводу. В этом ему помогают особые методы или приёмы мышления. В этой статье мы рассмотрим лишь 5, но в обществознании их гораздо больше. Первый из них — анализ.
Анализ — это метод мышления, при котором человек делит целое на части, из которых оно состоит.
Это необходимо, чтобы узнать, как устроено это самое целое. Так, ученик в классе раскладывает число на множители, а диетолог считает сочетание белков, жиров и углеводов в порции пасты.
Синтез — это метод мышления, при котором человек объединяет части в единое целое.
Синтез — это то же самое, что анализ, только наоборот
При этом важно понимать, что эти два процесса действуют сообща. Здесь подойдёт пример, который мы уже разбирали раньше: ребёнок сначала разбирает машинку на радиоуправлении, а потом собирает снова
И всё это затем, чтобы понять, как она работает.
Сравнение — это метод мышления, при котором человек сопоставляет объекты или явления по их качествам для решения одной и той же задачи.
Чтобы проиллюстрировать этот процесс, можно вспомнить о сухих и свежих ветках для костра, которые сравнивали древние люди.
Индукция — это метод мышления, при котором человек движется от частного к общему, чтобы прийти к умозаключению.
При этом важно понимать, что часто такое умозаключение не достоверно на все 100%, а лишь показывает вероятность. А потому индуктивные выводы всегда важно проверять
Допустим, некий человек говорит вам, что все кошки, которых он видел в жизни, были рыжими. А значит, все кошки на Земле — тоже рыжие. В этом случае человек сделал общий вывод из частного случая. Но оказался неправ, ведь кошки бывают разного окраса.
Дедукция — это метод мышления, при котором человек движется от общего к частному, чтобы прийти к умозаключению.
В отличие от индукции, при дедуктивных рассуждениях мы с самого начала движемся от достоверных общих фактов, а в выводе только уточняем истину. Поэтому умозаключения, которые человек получает с помощью дедукции, на 100% справедливы. Конечно, если изначальный факт действительно был фактом.
Например, мы знаем, что зимой в Сибири всегда холодно. Это достоверное суждение общего характера. От него мы можем прийти к частному — зимой 2023 года в Сибири тоже будет холодно.
Это интересно
Дедукцию как приём мышления принято связывать с Шерлоком Холмсом — знаменитым героем произведений Артура Конан Дойля. О том, что гениальный сыщик пользовался методом «от общего к частному» слышал почти каждый.
А как вам тот факт, что в рассуждениях этого персонажа индукция встречается гораздо чаще? Например, при первой встрече с доктором Ватсоном, Шерлок заявляет, что тот — военный врач, который был ранен в Афганистане. И вот как он объясняет догадку о ранении:
«Был ранен в левую руку — держит её неподвижно и немножко неестественно».
Если это дедуктивное рассуждение, то Холмс имеет в виду, что все, кто был ранен в руку, держат её неподвижно и неестественно. И это спорно: ранение могло быть лёгким и быстро зажить. А дедуктивный метод, как мы помним, любит острые факты, а не предположения.
С другой стороны — это обычная черта для индукции. Шерлок мог предположить, что неподвижная и неестественная рука всегда означает только ранение. И это тоже лишь догадка, но такой подход их терпит. Значит, перед нами именно индукция.
Всех примеров в одной статье не описать, а потому советуем прочесть хотя бы одну книгу из цикла, чтобы убедиться в этом самим.
Что такое дедукция?
В переводе с лат. deductio означает — выведение, также дедуктивное умозаключение (силлогизм). Метод мышления, следствием которого является логический вывод. В ходе мыслительного процесса человек делает определённый вывод. Он двигается от общего к частному. Такая методика приводит к неоспоримым умозаключениям, которые объясняют те или иные ситуации.
Дедуктивный метод – это одна из форм логических рассуждений. Метод дедукции – это то, что применяют на практике люди, чья деятельность связана с рассуждениями, логикой. В частности, научные работники, детективы, полицейские используют приём очень широко.
В его применении есть свои преимущества. Прежде всего, экономятся временные и физические затраты. Человек, поразмыслив логически, может не выходя из дома (кабинета), понять, что же происходит на самом деле на другом конце города (страны, планеты). Ему не приходится совершать поездки, прибегать к сложным исследованиям. Двигаясь в определённом направлении, он приходит к логическому концу и понимает суть вещей.
Простыми словами, дедукция – это способность человека выделить общее для частного, основываясь на присущих для общего, характеристиках, то есть если вы располагаете знаниями о тех или иных предметах, то они применимы и для одного предмета этого класса.
Таким образом, становится понятно, что дедуктивный метод позволяет обобщить определённые знания о свойствах того или иного предмета, явления и на основе обобщения предположить, что единичный предмет (явление) обладает таким же свойством.
Дедукция в психологии также используется, впрочем, как и в других науках. Знания о свойствах психики человека, помогают специалистам утверждать, что некие состояния конкретного индивида объясняются теми же причинами, которые воздействуют на массу. Все матери тяжело переживают смерть ребёнка. Пользуясь дедуктивным методом, мы сделаем вывод о том, что конкретная женщина испытает горе, если с ребёнком случилось непоправимое несчастье.
Противоположность дедукции – индукция. В этом случае наоборот, двигаются от частного к общему, предполагая, что если нечто характерно для одного вида явлений или предмета, то такие же черты найдутся и у ряда аналогичных явлений и предметов.
Навыки дедуктивности можно развивать на протяжении жизни. Вообще, некоторые специалисты, когда говорят о дедукции, подразумевают накопленный личностью опыт. Используя полученные знания, индивид, пользуясь мышлением и логикой, делает определённый вывод. Такой процесс позволяет избежать многих жизненных ошибок. Как следствие, его судьба складывается более счастливо.
Но правило о дедуктивном мышлении работает не всегда. Существуют и исключения. Возьмём пример с матерью, потерявшей ребёнка. К сожалению, не все женщины искренне переживают гибель детей. Тому находятся логические объяснения. Возможно, что мать испытывает облегчение, так как ребёнок был тяжело болен и мучился при жизни или она сама ведёт недостойный образ жизни, и потомство является для неё обузой.
Дилеммы
Основная статья: Дилемма
Особый вид умозаключений из двух и одного .
Виды правильных дилемм:
конструктивные:
A⊃C,B⊃C,A∨BC{\displaystyle {\frac {A\supset C,B\supset C,A\lor B}{C}}}
(то есть: первая посылка: если A, то C; вторая посылка: если B, то C; третья посылка: A или B; заключение: следовательно, C);
A⊃B,C⊃D,A∨CB∨D{\displaystyle {\frac {A\supset B,C\supset D,A\lor C}{B\lor D}}}(сложная)
(то есть: первая посылка: если A, то B; вторая посылка: если C, то D; третья посылка: A или C; заключение: следовательно, B или D);
деструктивные:
A⊃B,A⊃C,¬B∨¬C¬A{\displaystyle {\frac {A\supset B,A\supset C,\neg B\lor \neg C}{\neg A}}}
(то есть: первая посылка: если A, то B; вторая посылка: если A, то C; третья посылка: не B или не C; заключение: следовательно, не A);
A⊃B,C⊃D,¬B∨¬D¬A∨¬C{\displaystyle {\frac {A\supset B,C\supset D,\neg B\lor \neg D}{\neg A\lor \neg C}}}(сложная)
(то есть: первая посылка: если A, то B; вторая посылка: если C, то D; третья посылка: не B или не D; заключение: следовательно, не A или не C).
Методы экономической теории
Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.
В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.
В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:
- он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, которое движется от простого к сложному, от низших форм к высшим;
- он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)
Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.
(1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.
(2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.
(3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.
(4) Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.
(5) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.
(6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного метода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.
В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Исторический экскурс
Понятие «индукция» впервые было выделено в Древней Греции. Местные философы отличались особым интересом к познанию человеческого мозга и принципов его работы. Кто является основоположником индуктивного метода мышления?
Первым упомянул в своих работах этот способ Сократ. Он в своих изысканиях индукцию трактовал иначе. В его понимании, несколько исследуемых признаков могут указывать на разные выводы. За ним Аристотель индуктивным мышлением назвал сравнительный анализ признаков и вывод, основанный на полученном из них общем показателе. Философ противопоставлял индукции силлогизм, как поиск усредненного признака. В эпоху Возрождения эта теория подверглась резкой критике.
Силлогизм вообще перестали изучать как метод исследования получения достоверной информации. Индукцию считали самым верным способом определения истины. Современное понятие этого метода определил Фрэнсис Бэкон. Силлогизм, по его мнению, не заслуживает доверия. Однако понятие индуктивного мышления в его трактовке силлогическому не противоречит. Основу метода Бэкона составляет сравнение. Ученый считал, чтобы прийти к достоверному заключению о чем-либо, необходимо проанализировать все имеющиеся признаки и выявить схожесть. После объединить данные и получить четкую картину видения истинной сути события.
Следующим, кто внес вклад в изучение индуктивного способа мышления стал Джон Милль. Сторонник теории о том, что метод силлогизма не должен объединять схожие признаки. Правильнее будет рассматривать каждый из них в индивидуальном порядке. Индуктивное мышление он характеризовал как изучение однородных признаков одного явления. Выводы на основе общих признаков делаются путем следующих методов:
- Согласие. Если у нескольких явлений есть один общий признак – он их причина.
- Различие. Если у двух явлений среди массы схожих признаков есть одно отличие – это их причина.
- Остатки. После изучения всех признаков явления остаются те, которые не возможно отнести к его причинам на первый взгляд. Несмотря на то, что они кажутся порой абсурдными, часто один из них и есть причина изучаемого явления.
- Соответствие изменений. Когда различные явления меняются под действием одного обстоятельства – оно несет в себе суть причины.
Как видно из методов изучения, теория Бэкона основана на принципах дедукции. Метод остатков, например, где вывод строится из частных признаков.
Сфера психологии
Впервые рассматриваемые нами явления в психологии упомянул в своих произведениях английский мыслитель Томас Гоббс. Его заслугой стало объединение рационального и эмпирического познания. Гоббс настаивал на том, что истина возможна только одна, достигнутая с помощью опыта и разума. По его мнению, познание начинается с чувственности как первого шага к обобщению. Общие свойства явлений устанавливаются при помощи индукции. Зная действия, можно выяснить причину. После выяснения всех причин нужен противоположный путь, дедукция, которая дает возможность познать новые различные действия и явления. Примеры индукции и дедукции в психологии по Гоббсу показывают, что это взаимозаменяемые, переходящие друг из друга этапы одного познавательного процесса.
Как развить дедуктивное мышление
Освоение рассматриваемого нами способа мышления — это длительная и кропотливая работа над собой, но в тоже время она не представляет особых сложностей. Метод дедукции требует участие здравого смысла, эмоции же необходимо отвести на второй план, они будут только мешать процессу. Существует ряд некоторых правил, которые помогут развить дедуктивный способ мышления в любом возрасте.
1. Если вы твердо решили добиться положительного результата на этом поприще, то необходимо начинать много читать. Но не глянцевые журналы и газеты — полезными будут классическая литература и современные детективы или романы. Во время чтения необходимо вдумываться в сюжет, запоминать детали. Сравнивайте «пройденный материал»: эпохи, жанры и т. д.
2
В повседневной жизни старайтесь обращать внимание на мелочи: поведение людей, их одежду, жесты, мимику, речь. Это поможет развить наблюдательность и научит вас анализу
Хорошо бы заручиться поддержкой единомышленника, с которым можно будет обсуждать увиденное, к тому же в процессе беседы вы будете учиться изъяснять свои мысли логически и выстраивать хронологическую последовательность событий.
3. Освоить навыки дедуктивного мышления поможет решение логических задач и головоломок.
4
Обращайте внимание на свои действия, анализируйте, почему вы поступили именно так в определенной ситуации, ищите другие возможные варианты выхода из нее и продумывайте, какой результат мог бы получиться в таком случае
5. Развитие дедуктивного мышления требует тренировки памяти. Это необходимо для того, чтобы охватить большое количество информации и держать ее в голове
Важно отметить, что тренировкой памяти нужно заниматься постоянно. Учеными было установлено, что человек теряет приобретенные навыки и способности, если на какой-то период времени прервать мозговую деятельность (скажем, на отдыхе)
Развить память помогут известные способы:
Запоминать определенное количество слов на слух;
Слово в слово повторять прочитанные фразы;
Перечислять предметы.
Следует помнить о наличии нескольких источников восприятия информации: слуховой, голосовой, визуальный и тактильный
При этом важно развивать одновременно все, делая упор на слабых сторонах. Чтобы упростить процесс запоминания, можно придумать собственную систему кодировки и ассоциаций
6. Но не стоит полностью полагаться на память, так как ее возможности не безграничны. Нужно приучать себя делать заметки — в виде графиков, таблиц, списков. Эта полезная привычка поможет находить взаимосвязи и создавать логические цепочки.
7
Важно постоянно осваивать новые знания. Они могут быть даже не связаны с социальной жизнью и межличностными отношениями
Рекомендуется читать художественную литературу — это разовьет впечатлительность, умение образно мыслить
Отдельное внимание необходимо уделять освоению специальных знаний, таких как психология, физиогномистика, язык жестов. Они помогут производить анализ поведения человека в определенных ситуациях
8. Немаловажную роль в освоении дедуктивного мышления играет практика. Суть её заключается в создании проблемной ситуации и поиске выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо выдвинуть гипотезу и определить пути решения задачи. Далее, рассматривая всевозможные подходы, требуется найти оптимальный вариант. Постарайтесь провести сравнительный анализ предполагаемых путей развития событий.
Дедуктивный способ мышления — это увлекательное путешествие по просторам логики. Сделав над собой усилие и потратив некоторое время на занятия, вы с помощью дедукции сможете подбирать ключи к любым замкам и испытаете на себе, что значит быть Шерлоком Холмсом.
Июн
Дедуктивные и индуктивные рассуждения основаны на поисках доказательств.
Используются несколько типов доказательств:
- Прямые или экспериментальные доказательства — получены в результате наблюдений или экспериментов, проводившихся неоднократно и дававших один и тот же результат.
- Неофициальные или косвенные доказательства – чрезмерное использование косвенных доказательств может привести к ошибке, поскольку порой два сосуществующих фактора могут быть и не связаны Лучшее применение косвенных доказательств — это построение гипотез, которые впоследствии проверяются экспериментальным путем.
- Аргументационные доказательства — Мы иногда делаем выводы на основе фактов. Однако подобные доказательства ненадежны, в случае если факты напрямую не подтверждают гипотезу. Например, видя свет в небе и делая вывод, что это инопланетный самолет, мы формулируем аргументационное доказательство.
- Свидетельства — формулируется, когда кто-то высказывает свою точку зрения. Этот вид доказательств также не надежен, ведь человек может заблуждаться, или не иметь четкой базы под своими суждениями.
Историческая справка.
Первые дискуссии на тему истины можно отнести к временам Платона и Аристотеля.
Платон (429-347 до н.э.) считал, что все вещи разделены на воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Вторые можно познать посредством дедукции (при этом наблюдение имеет второстепенное значение для рассуждения) и является истинным знанием.
Аристотель применял индуктивный подход, подчеркивая необходимость наблюдений для подкрепления знаний. Он считал, что мы можем рассуждать только, основываясь на наблюдаемых явлениях, после чего можем совершать логические выводы.
Споры об определении истины велись до времен Исаака Ньютона. Новаторская работа Ньютона основывалась на наблюдениях, но также на понятиях, которые не могли быть объяснены физической причиной (например, гравитацией).
В своих «Принципах» Ньютон изложил четыре правила рассуждения в научном методе:
- Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений (бритва Оккама)
- Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять одними и теми же причинами
- Свойства тел, не допускающих ни постепенного увеличения, ни постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриваться как универсальные
- В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы, до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления, благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям.
В 1843 году философ Джон Стюарт Милль опубликовал свой труд “Система логики”, с помощью которой наше понимание рассуждений было улучшено. Милль считал, что наука должна основываться на поиске закономерностей между событиями. Если регулярность является последовательной, ее можно считать законом. Милль описал пять методов выявления причин, наблюдая за закономерностями. Эти методы актуальны и сегодня:
- Метод сходства (метод согласия) Если два или более случая исследуемого явления сходятся в одном только обстоятельстве, то это обстоятельство и есть причина (или часть причины) исследуемого явления.
- Метод различия Если случай, в котором встречается исследуемое явление, и случай, в котором оно не встречается, совершенно сходны во всех подробностях, за исключением исследуемой, то обстоятельство, встречающееся в первом случае и отсутствующее во втором, и есть причина или часть причины исследуемого явления.
- Соединенный метод сходства и различия Если два или более случая возникновения исследуемого явления сходны в том, что в них присутствует одно и то же общее обстоятельство, а два и более случая невозникновения явления сходны в том, что в них отсутствует то же самое обстоятельство, то можно заключить, что это обстоятельство, которым разнятся оба ряда случаев, является действием или причиной (или составной частью причины) данного феномена.
- Метод остатков Если в исследуемом явлении часть обстоятельств может быть объяснена определёнными причинами, то оставшаяся часть явления объясняется из оставшихся предшествующих фактов.
- Метод соответствующих изменений Если вслед за изменением одного явления замечается изменение другого, то мы можем заключить о причинной связи между ними.
Карл Поппер был следующим теоретиком, который внес серьезный вклад в рассуждения об истине. Поппер известен тем, что сомневался в фактах и старался опровергать гипотезы. Взяв на рассмотрение гипотезу, мы используем дедуктивные умозаключения для прогнозирования. Гипотеза будет основана на теории — наборе независимых и зависимых утверждений. Если предсказания верны, теория верна и наоборот. Теория фальсификации Поппера основана на идее, что мы не можем доказать гипотезу; мы можем только определить вероятность ее истинности. Этот процесс требует проведения тестов для выявления любых аномалий, и Поппер не принимает теории, которые не могут быть физически протестированы. По словам Поппера, любое явление, за которым мы не можем пронаблюдать, не может лечь в основу теории. Это явление также должно быть последовательным и воспроизводимым. Теория Поппера признают, что все теории принятые раньше, скорее всего, будут опровергнуты. Наука всегда меняется, гипотезы модифицируются или опровергаются, и это приближает нас к истине.
Литература
- Дедукция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Большая советская энциклопедия , ред. Прохоров, А. М.; Байбаков, Н. К.; Благонравов, А. А. — М.: Советская Энциклопедия, 1969—1978.
- Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. — М.: Наука, 1975. — 720 с.
- Ивлев Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. — М.: Дело, 2003. — 208 с. — ISBN 5-7749-0317-6.
- Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 296 с. — ISBN 5-16-000496-3.
- Ионин Л. Г. Социология культуры: Учебник. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 432 стр. — ISBN 5-7598-0252-6.